Классный час для учащихся начальной школы на тему: «Весна стучится в окна» Учитель: Чеснокова Ирина Сергеевна МОУ ООШ д. Абодим. Классный час игра для детей начальной школы на тему: Весна Классный час на тему весна пришла


Цели и задачи: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной; учить понимать природу, видеть ее красоту и беззащитность, относиться к ней бережно, с любовью и уважением.

Оборудование: весенние пейзажи русских художников; фотографии и рисунки перелетных птиц, первоцветов, цветущих деревьев.

Ход занятия

Учитель:

Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Отгадайте, о каком:

Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы -

Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ... (Весна)

Учитель: Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. А. П. Чехов так выразил это чувство: “С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна”.

Весна в нашей Воронежской области начинается не сразу, и не враз она показывается во всей своей красе. Первый период – это ранняя весна. Её именуют предвесеньем.

Ещё метет ночами вьюга,
Еще морозно поутру,
Но по-весеннему упруго
Березки гнутся на ветру.
Зима умаялась, устала,
Весна – красна идет во двор.
Подходит время вербам талым
Рядиться в праздничный убор. (Н. Грачев “Ледоход”)

Учитель: Отгадайте, какой месяц весну начинает:

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц... (Март)

Учитель: Этот месяц начинает календарную весну.

Ребята, знаете ли вы, с какими природными явлениями связано наступление весны? Отберите из предложенных явлений те, которые открывают весну.

Снегопад, зной, ледоход , листопад, капель , прилет птиц , вьюга, радуга, таяние снега , иней, увеличение долготы дня , метель, разрушение санного пути , ледостав.

Всем известно нам, конечно,
Что ходить не может лёд,
Но вчера на нашей речке
Был, однако - ... (ледоход).

Ученик:

О марте народ говорит:

Март морозом на нос садится.

Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Звучит романс С. Рахманинова “Весенние воды”

Учитель: Весна угадывается не только по яркому солнцу и неумолчной капели, но и по прилету наших пернатых друзей.

Раззвонив капелью ликующей
О своем возвращенье домой,
Из-за всех морей существующих
Птиц приводит она за собой. (Г. Лутков “Птицы”)

Учитель: Какие птицы прилетают к нам весной первыми?

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)

Ученик:

От самой ещё заставы,
Из-за берёзовых тихих дач,
Послышался окрик его картавый.
И сразу весь город увидел:
- Грач!
Ах, ветка родная!
Он дома, он дома! -
И с лёта,
Прокаркав привет детворе,
Усталый, счастливый,
Наш старый знакомый
Садится на тополь на нашем дворе.

Учитель:

О ком эта загадка?

На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец)

Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен.
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело. (А. Барто “Скворцы прилетели”)

Отгадайте следующую загадку:

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)

Прямо в пашне прячется застенчиво,
А вспорхнёт -
и целых полчаса,
Вроде окрылённого бубенчика,
Медленно
уходит в небеса.
Повисает точкой-невидимкою
И звенит над вашей головой,
Над полями,
Над прозрачной дымкою,
Над ковром ромашки луговой...
Льётся звон.
Столбы ровняют линию.
Трактора рокочут горячо.
А подпасок смотрит в небо синее,
Перекинув кнут через плечо. (С. Смирнов “Жаворонок”)

Учитель: 21 марта на всей земле день равен ночи: у нас, в северном полушарии, наступает весеннее равноденствие. Этот день считается астрономическим началом весны.

В конце марта в лесах Воронежской области начинается сокодвижение у кленов, а вслед за этим и у берез. Это явление знаменует собой фенологическое начало весны.

(Фенология – раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года.)

По-настоящему весенним у нас бывает месяц, о котором говорится в загадке:

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел... (апрель).

Ученик:

Идет синеглазый и солнечный,
Идет нараспашку апрель,
Идет по дороге проселочной
И птицам дарует свирель. (П. Касаткин “Апрель”)

Народная мудрость гласит:

Где в апреле река, там в июле лужица.

Апрель с водой, май с травой.

Исполнение песни Ю.Энтина, Е. Крылатова, “Крылатые качели”

Ученик:

И от этого тепла
В наступленье рванулась весна –
Взрывы почек леса оглашают,
Всем по сердцу такая весна,
Потому что цветы побеждают. (И. Мирошников “Подснежник”)

Учитель:

Тысячи цветов украшают землю, но первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом и восхищают своей нежной красотой.

Отгадайте, какие это цветы:

Я гадаю, что за цвет -
Одуванчик или нет?
Если он, то очень странно,
Почему цветёт так рано!? (Мать-и-мачеха)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

Ученик:

Плакала снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы. (Т. Белозеров “Подснежники”)

Цветок – как бубенчик,
Беленький венчик,
Цветет он не пышно,
Звенит ли – не слышно. (Ландыш)

У Надежки две одежки:
То в розовом платье,
То в синем халате. (Медуница)

Учитель: Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станут беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того, некоторые из раннецветущих растений, такие как мать-и-мачеха, ландыш, являются лекарственными.

Учитель:

Отгадайте, в каком месяце весна является во всей своей красе?

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает... (Май)

О мае народ говорит:

Май, май, да шубу не снимай.
Цветущий май – настоящий май.
Как в мае дождь, так и будет рожь

Учитель:

Страстный любитель природы нашей области Кирилл Ермолаев в своей замечательной книге “Лесные мгновения” называет весну порой обновления и очень тепло пишет об этом третьем периоде весны. В теплые майские деньки “расцвела черемуха, развернул листья ландыш, а лекарственная купена нарядилась в сережки, да такие красивые, что даже самые взыскательные женщины-модницы им позавидуют”.

А теперь мы проведем игру “Продолжай - не зевай!” на знание пословиц и поговорок о весне.

(Дети по очереди говорят пословицы и поговорки о весне, которые они нашли к занятию)

Как не злись метелица, всё весной повевает.

Весною день упустишь, годом не вернешь.

Кто спит весною - плачет зимою.

Вода потекла, весну принесла.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна днем красна.

Весной - ведро воды, ложка грязи; осенью - ложка воды, ведро грязи.

Прилетела бы чайка, а весна будет.

Весенний день год кормит.

Матушка – весна всем красна.

Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Одна ласточка не делает весны.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Весенний день – что ласковое слово.

Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Весной часом отстанешь - днем не догонишь.

Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.

Весной дождь парит, осенью мочит.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Сегодня не тает, а завтра Бог знает.

Ветер снег съедает.

Весна и осень на пегой кобыле ездят.

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок

Учитель:

Убранство весенней земли всегда нарядно и празднично. Весна с новой силой будит в нас сыновние чувства, умножает любовь к Родине.

Цветет над тихой речкой яблоня,
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать ее добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз,
Какая Родина счастливая,
И это счастье – все для нас! (В. Боков “О весне”)

Исполнение песни А. Пришельца, Д. Кабалевского “Наш край”

Учитель:

Дорогие ребята! Берегите красоту природы, лелейте ее зеленые ростки и растите их до могучих деревьев, плодоносящих нив и полей.

Классный час на тему «Весна – чудесная пора!»

Цели: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной, учить видеть красоту природы, относиться к ней бережно, с уважением.

Оборудование: презентация, музыка, видео, пословицы и поговорки о весне.

Ход классного часа:

Здравствуйте ребята! Начать наш классный час я хочу со стихотворения, послушайте его и скажите - о каком времени года в нем говорится:

Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы -
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ... (Весна)

Совершенно верно.

Итак, тема нашего сегодняшнего классного часа: «Весна - чудесная пора!»

Люди всегда любили весну и ждали ее прихода. А вам нравится это время года? (Хорошо) В честь весны из года в год устраивали праздники, торжественные встречи весне. Например, праздник масленицы, который подводит итог зиме и открывает весну.

Сегодня мы с вами отправимся в весеннее путешествие , выясним, что вы уже знаете о весне, а также узнаете много нового и интересного.

Станция «Весенние месяцы».

Отгадайте, какой месяц начинает весну?

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад,

Заглянул к нам месяц…. (март )

Март начинает весну. С какими природными явлениями связано наступление весны? Обратите внимание на экран и отберите только те, которые открывают весну.

Снегопад, жара, ледоход , листопад, капель , прилет птиц , вьюга, радуга, таяние снега , увеличение долготы дня , проталины .

Почему опасно выходить на лед весной? Как помочь человеку, который провалился под лед?

Просмотр видеоролика

По настоящему весенним бывает месяц, о котором говорится в загадке:

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел…. (апрель ).

А теперь отгадайте, в каком месяце весна является во всей красе?

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край -

Нас теплом встречает …. (май ).

Станция «Пословицы, поговорки и приметы о весне».

Объясните смысл пословиц.

О марте:

Март- зиму кончает, весну начинает.

Март и снегом сеет, и солнцем греет.

О апреле:

Где в апреле река, там в июле - лужица.

Апрель с водой, май с травой.

О мае:

Как в мае дождь, так и будет рожь.

Цветущий май – настоящий май.

Станция «Поэтическая».

Учащиеся читают стихи о весне.

Станция «Музыкальная».

Прослушивают пьесу П.И. Чайковского «Подснежник».

Только что вы услышали произведение Петра Ильича Чайковского под названием «Подснежник». Какую картину вы представили, слушая музыку?

Станция «Прилет птиц».

Одной из примет весны является то, что с юга начинают прилетать птицы. Отгадайте, какая птица прилетает первой?

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится.

Кто там за плугом носится вскачь?

Это птица весенняя … (грач )

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения. (жаворонок )

Я выступаю перед всеми, как молодой весны гонец

Я рад увидеться с друзьями, ну а зовут меня… (скворец )

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка )

Молодцы, все загадки отгадали. А теперь послушайте интересное про птиц.

1. Самые быстрые птицы соколы и стрижи. Стриж летает со скоростью 170 км/ч, а сокол – 300 км/ч.

2. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3. Грач способен уничтожать за день 400 червей и вредителей растений.

4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

5. Многие птицы – санитары леса. Например вороны, галки и многие другие способствуют оздоровлению местности.

6. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

7. У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц, а за лето она поедает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

8. Каждая сова уничтожает за год около 100 грызунов.

9. Голубей и ласточек в древности использовали как почтальонов, прикрепляя к ним важные сообщения.

Станция «Игровая».

Физкультминутка (видео )

Станция «Цветочная».

Тысячи цветов украшают землю, но самые первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом и восхищают своей красотой.

Отгадайте, о каких цветах идет речь:

Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится, хоть и маленький. (подснежник )

Подснежники занесены в Красную книгу.

Я гадаю, что за цвет –

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветет так рано? (мать-и-мачеха )

Цветок, как бубенчик,

Беленький венчик,

Цветет он не пышно,

Звенит ли, не слышно. (ландыш )

Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станет беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того, некоторые раннецветущие растения, такие как мать-и-мачеха, ландыш являются лекарственными. Ландыш – это маленький лесной доктор. Если из него приготовить лекарство, то оно окажет помощь больному сердцу. А мать-и-мачеха поможет от кашля, при головной боли, для сердца, почек и желудка.

Станция «Викторина».

Ответьте на вопросы:

1.Где ласточки вьют гнезда?

2.Что происходит со льдом на реке весной?

3.У птенцов рот ярко – красный или оранжевый. Почему?

4.Из чего ласточки делают гнезда?

5.Какие цветы появляются первыми весной?

6.Какие птицы прилетают первыми весной?

7.Для чего люди вешают скворечники весной?

8.Почему надо беречь раннецветущие растения?

9.Что появляется на полях, когда тает снег?

10.Во что превращается снег на солнце?

Назовите лишнее слово:

1) Март, январь , апрель, май.

2) Подснежник, ландыш, береза , одуванчик.

3) Мороз , ледоход, сосульки, капель.

4) Заяц, лиса, медведь, собака .

Отгадайте загадки:

1.В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (ручей )

2.Новоселье у скворца, он ликует без конца. Чтоб у нас был пересмешник, смастерили мы… (скворечник )

3.Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (весной )

4.Наконец река проснулась, с боку на бок повернулась, затрещал, ломаясь лед, значит скоро…(ледоход ).

Соедини начало пословицы с ее окончанием:

1.Кто спит весною -плачет зимою.

2.Вода с гор потекла -весну принесла.

3.Весна красна цветами, а осень снопами.

4.Матушка весна всем красна.

5.Грач на горе -весна на дворе.

Ира «Раскрась весенние цветы» (распечанные раскраски ).

В завершении нашего классного часа, я хочу попросить каждого из вас по очереди выходить к доске, выбирать один цветочек «желтого цвета» - если вам понравился урок, «розового цвета» - если урок вам не очень понравился, и «зеленого цвета» - если урок вам не понравился. И порошу приклеить этот цветочек на наше «весеннее дерево»

Учащиеся под видео клеят цветы на ватман

Цель: уточнить имеющиеся у детей знания о приметах весны; развивать внимание, мышление, воображение, речь, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : у учителя — рисунок-схема направления движения ручья, рисунок ветреницы дубравной; у учащихся — ручка, тетрадь в клетку, цветные карандаши.

Учитель . «Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года.

Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка».

Я прочла вам рассказ И. Соколова-Микитова «Тропинка» и предлагаю тоже отправиться на прогулку по весенней тропинке, чтобы посмотреть, какие изменения принесла с собой весна.

Итак, в путь! Идем по лесу не спеша, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Голубеет небо. Дует теплый ветерок. День приятный, ласковый. Солнце слепит глаза. Весна чувствуется пока только в воздухе. Может быть, тропинка выведет нас на какие-либо другие приметы весны. А пока давайте назовем слова, отвечающие на вопрос «какой?», подходящие для описания воздуха.

Ответы детей.

Примеры: чистый, прозрачный, свежий, бодрящий, морозный, влажный, сырой, холодный, теплый.

Справа сосны, слева ели,

Прямо пруд невдалеке.

Солнце. Тишь. Снега осели.

Кто-то слышен в лозняке.

Погодите... Неужели

Первый мартовский ручей?

В. Моспан

Учитель. Вот вам и новая примета весны — ручей! Первые ручьи очень говорливы, и у каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. Все они спешат к реке.

Посмотрите-ка, я срисовала направление движения встретившегося нам ручья.

Учитель показывает схему.

Что вам напоминает эта схема?

Ответы детей.

Расшифруйте пословицу о первом ручейке.

Запись на доске. Коллективная устная работа.

ЙЫВРЕП КЕЕЧУР — ЕНСЕВ ЙОНДОР

КОНЫС, А ЕМИЗ — КОНЫСАП.

Ответ. Первый ручеек — весне родной сынок, а зиме — пасынок. (Читаем каждое слово справа налево.)

Ответы детей.

Учитель. Продолжаем движение по тропинке. «С горки по дороге бежит звонкий ручей. Он наполнил до краев глубокую лужу, побежал через край. Опустели зимние квартиры у старых пней. Проснулась и выбралась из норки ящерица. Вылез еж. Он почистился и побежал по полянке искать еду. Ожил под теплым солнышком и огромный лесной дом-муравейник. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут травинку, сосновую иголку». (По Г. Скребицкому.)

Пока тропинка ведет нас к опушке леса, давайте поиграем. Игра со словами заключается в том, чтобы на каждую букву слова ТРОПИНКА придумать название предмета или явления живой или неживой природы. Кто сделает это быстрее, тот победил!

Самостоятельная работа в тетрадях..

Пример

Тропинка вывела нас к опушке. И что же мы здесь видим? Это станет ясно из стихотворения.

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники —

Снегурочкины слезы.

Т. Белозеров

Давайте же скорее нарисуем подснежники — эти мужественные маленькие цветы, не побоявшиеся первыми выглянуть на белый свет из-под снега, тем самым известив нас о приходе весны. Под словом «подснежники» подразумеваются и мать-и- мачеха, и ветреница, и одуванчики. Но в это время на лесной опушке, куда привела нас тропинка, мы увидели, конечно же, ветреницу дубравную. Ее и нарисуем.

Учитель показывает изображение ветреницы дубравной.

Дети рисуют, разукрашивают. Обмен впечатлениями.

Во многих местах России этот цветок занесен в Красную книгу. Поэтому помните, что рвать охапками подснежники нельзя. Любуйтесь ими, не уничтожая.

А тропинка пошла мимо елей больших и маленьких. Только с ними никаких заметных перемен не происходит — зимой и летом одним цветом. Но они также радуются весне, как и мы.

Ели на опушке —

До небес макушки —

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата — елочки,

Тонкие иголочки.

И. Токмакова

Учитель. Как вы думаете, что могут слушать в эти весенние дни старые ели? О чем они могут разговаривать с внучатами? Расскажите.

Отклик детей.

Наша прогулка по тропинке заканчивается. Возвращаясь обратно, давайте поиграем в игру «Похлопаем — потопаем». Я буду произносить фразы. Если они как-либо связаны с весной — похлопайте в ладоши, если нет — потопайте ногами.

Зацветает верба.

Начинается ледоход.

Улетают на юг птицы.

На полях начинается сев.

День становится длиннее.

У деревьев начинается сокодвижение.

Некоторые животные впадают в спячку.

Набухают почки на деревьях.

Цветет черемуха.

Наступает время сбора ягод.

Разливаются реки.

У школьников рождественские каникулы.

Прилетают с юга синицы.

Расцветает ландыш.

Появляются комары и мухи.

Часто идет снег.

Начинают петь соловьи.

Учитель . Вот мы и на месте. В заключение прочтите несколько весенних примет, из которых «убежали» гласные буквы.

Запись на доске

Ответ. 1. Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай. 2. Апрельский скворец — весны гонец.

Учитель. Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

Сценарий познавательного игрового часа "Весна! Приходи скорее!" для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 город Самара
Описание Мероприятие посвящено празднику "Встреча весны". Предназначен для учащихся начальной школы и среднего звена.Можно использовать для проведения внеклассного мероприятия.
Цель Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Задачи: Дать детям сведения о празднике "Встреча весны": истории и традициях празднования;
Обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
Воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре;
Работать над созданием сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;

Ход мероприятия

Звучит музыкальное произведение П.И.Чайковского "Песня жаворонка" выходят ведущие в русских народных костюмах
1 Ведущий
Пускай сугробы во дворе
И снег почти не тает,
Сегодня март в календаре –
Весна в права вступает!

Готовы прыгать к небу мы
И щебетать, как птички, –
Последний день прошёл зимы,
Оторваны странички!

Теплее стало на душе,
Веселью нет преграды,
Улыбки наши до ушей –
Весне мы очень рады!


Учитель
Дорогие ребята! Поздравляю вас с наступлением Весны! Конечно же все мы рады ее приходу, но интересно, а знаете ли вы, как ее встречать нужно? Тогда предлагаю вам не только узнать, но и встретить ее по всем правилам, как встречали ее наши предки.
2 Ведущий
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
3 Ведущий
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок


или кулик.


1 Ведущий: Первая закличка весны.
Гнать зиму- означало: гнать зиму кочергой,из-под лавок, печей, выметают метлой из дома, со двора, стучат мётлами и палками по заборам, воротам, выкидывают (сжигают) старые веники, лапти, вещи. “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”



2 Ведущий
Обрядовое деревце. Небольшую ёлочку украшают лентами, бумажными цветами, овощами и колокольчиками. Ёлку носят по селу, возят на санях, потом приносят туда, где весну кликают, втыкают в каравай. Возле ёлки и трапезничают. Иногда в качестве обрядового используют живое деревце.


Выкапывают небольшую ямку, в которую ссыпают гроши, пшено да мак, кашу из многих зерен - на богатый урожай. Ямку закапывают.
Весну греть - костёр с соломы.


3 Ведущий
Поют песни. Проводят игры. А игры такие. Сейчас и мы поиграем.
"Дрёма"

Дети встают в хоровод, выбирают Дрёму. Его сажают на стул. Играющие ходят вокруг хороводом и поют песню. Дрёма сидит с закрытыми глазами и делает движения руками - «вяжет». Играющие трогают его, толкают, стараются разбудить.
На словах «Вставай, Дрёма...», хоровод останавливается и размыкается. Дрёма лениво встает, потягивается и медленно обходит полукруг. Хочет выбрать себе одного из поющих, но на последнем куплете опять садится на стул и «засыпает».
Выбирают нового Дрёму, который оказывается не таким соней. Выбрав себе пару, на словах «иди, Дрёма, в хоровод» он танцует.

1. Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма на скамейке.
Сидит Дрёма на скамейке. Да!
2. Вяжет Дрёма,
Вяжет Дрёма рукавицы,
Вяжет Дрёма рукавицы. Пятый год!
3. Столь не вяжет,
Столь не вяжет, сколько дремлет. Спит...
4. Вставай, Дрёма,
Вставай, Дрёма, стыдно спать. Встань!
5. Иди, Дрёма,
Иди, Дрёма, в хоровод. Спляши!
6. Бери, Дрёма,
Бери, Дрёма, кого хошь. Ну!
7. Вдруг он, Дрёма,
На одну Дрёма взглянул,
На ходу Дрёма заснул. Тьфу!
2 Ведущий
И известная многим игра "Бояре"
«Бояре» - это вариант хоровода-игры «стенка на стенку». Играющие делятся на две шеренги и подходят друг к другу по очереди. В конце песни «Бояре» из одной шеренги в другую переводят девочку.

1. А бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.
2. А бояре, а зачем же вы к нам?
Молодые, а зачем же вы к нам?
3. А бояре, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать.
4. А бояре, она глупая у нас,
Молодые, она глупая у нас.
5. А бояре, а мы выучим ее.
6. А бояре, а чем будете учить?
7. А бояре, а мы плеточкой ее.
8. А бояре, она плеточки боится.
9. А бояре, мы конфетки дадим.
10. А бояре, у ней зубки болят.
11 .А бояре, а мы к доктору сведем.
12. А бояре, она доктора боится.
13. А бояре, открывайте ворота,
Подавайте нам невесту навсегда!
3 Ведущий
Качели на досочке - для девушек- обязательное действо.


Весну кликали.
Выходит фольклорный ансамбль и поет:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!

Весна, весна, что ты нам принесла?
- Принесла я вам четыре угодья, ой, ладо моё!
Первое угодье - воды половодье, ой, ладо моё!
Второе угодье - пахарево поле, ой, ладо моё!
Третье угодье - скотинушку в поле, ой, ладо моё!
Четвёртое угодье - народу доброе здоровье, ой, ладо моё!
1 Ведущий
Вторую закличку Весны, или праздник Лели, или Жаворонки отмечаем на весеннее равноденствие. .
К празднику Весны делается уборка, выносится весь накопившейся за зиму хлам. Женщины окуривают по углам дом вереском или можжевельником, зажигая его на сковороде. Затем все домашние скачут через этот огонь, чтобы очиститься от порчи и болезней. За вереском и можжевельником ходят в лес до восхода солнца с такими словами: “Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и на род”. Хвойными ветками украшают дом.
2 Ведущий
На Вторую закличку хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают медом. Некоторые лепят птиц по образу и подобию, но делают и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники - на вершине втыкают два зернышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине - хвост. Печеных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела”.


Обычно обряд закликания Весны проводят на возвышенном месте, на восходе Солнца. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце.


Ансамбль:
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!
Учитель:
По игре Солнца судят, какой будет урожай или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше.
На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания на закличку красят во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывают вверх - кто выше подкинет, катают с горки - у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа*. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. Победителям дают приз или качают их на руках.
Заклички приобретают обращение к птицам: жаворонкам, куликам,


Ансамбль:
Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули - гули
Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
2 Ведущий
Третья закличка на Благовещенье. Вербохлёст. Ляльник. Это уже поистине весенний праздник. Его проводят у живого дерева, которое наряжают. К празднику пекут традиционное весеннее печево - “кресты”: такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом - символ плодородия. Раньше такие “кресты” толкли до крошек и смешивали с посевными семенами - для лучшего урожая.
Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.

Ансамбль
Весна красна, тёплое летице,
Ой, лёли, лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, лёли, лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, лёли, лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, лёли, лёли, колосистое!
Без вербы - не весна.
Верба распутицу несёт, гонит с реки последний лёд.
Если хорошо верба цветет - пашня будет удачной.
Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.
Будь здоров на весь год!
Будь так весел как весна!
Будь так крепок, как зима!
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля,
А расти как верба!
2 Ведущий
После играют в весенние игры: Родничок, Заря-заряница, Верба и др.
Парни качают своих Лель на качелях. На костре готовят яичницу или омлет.

Проводится игра "Ручеек"
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

3 Ведущий

Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

Классный час разработан для учащихся3 класса.

Туманова Н. П. - учитель Лицея №35 ОАО «РЖД, г.Ржев.

Весна идёт! Весне дорогу!

Цель:

Познакомить с интересными фактами празднования прихода весны на Руси.

Обобщить знания учащихся о времени года- весне. Подвести к мысли о том, что каждое время года неповторимо красиво и приносит нам радость, удовлетворение, отдых. Углублять знания детей о поведении в природе.

Оборудование: презентация.

1. Пришла. Улыбнулась - утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы запели: « Вить гнёзда пора!»

О каком времени года говорится?

Люди всегда любили весну и ждали её прихода. В честь весны из года в год устраивали праздники. Торжественные встречи весне, некоторые из них сохранились и до наших времён. Например, праздник масленицы, который как бы подводит итог зиме и сейчас всё чаще стали отмечать на Руси.

Весна всегда нам представляется молодой девушкой, с длинной косой, румяной, в длинном красивом сарафане с цветами. Как вы думаете, почему?

Весна- это символ молодости, расцвета.

Солнышко пригрело, и всё вокруг ожило, зазеленело, расцвело.

Сколько дел у весны?

2.Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава.

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

Точно к сроку, но не наспех,

Выбрать музыку для птиц,

И поднять лентяев на смех

Нахватавших единиц.

На зелёной ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребёнкой.

Птиц вернуть издалека.

Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра,

И тепло в лесные норки

Принести давно пора.

Ф.Галос.

Вот видите, сколько дел у весны? И всё это нужно сделать в срок.

Инсценировка:

(Дети прогоняют зиму)

3.Уходи, зима седая,

Уж красавицы- весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины.

(входит весна)

Я- весна- красна

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на полях ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход,

Всюду: В поле и в лесу-

Людям радость я несу.

Догадайтесь, какой это месяц весны?

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки,

С веток падает капель,

И слышна синицы трель. (Март.)

Март- и такою горит вышина

Яркой лазурью.

Будто и вправду облита она

Синей глазурью.

К. Ваншенкин.

Март- первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, а иногда и морозы сильные бывают, да и метель разыграется, но как только выглянет солнышко. Сразу весной повеет. Оно ярко светит и уже пригревает. Небо стало синим- синим, а по нему плывут пушистые облака. Начинается таяние снега. Римляне называли этот месяц мартусом, в честь римского бога войны- Марса. Появляются первые лужицы. Ручейки, проталинки. К концу марта прилетят первые вестники весны- грачи, а следом за ними скворцы, жаворонки.

Март зиму кончает, весну начинает- говорят в народе.

Март и снегом сеет, и солнцем греет.

Отгадайте загадку:

Выросло, повыросло,

Из бороды повылезло,

Солнышко встало-

Ничего не сказало. Сосулька.

Это тоже первый признак весны.

Вот с крыш закапали капели, сверкают на солнышке и звенят.

4.Для полноты картины зимней

Готовит март последний штрих:

Вливает в чистый воздух синий

Капель сосулек озорных.

А о каком месяце говорится в этом отрывке?

Снег сошёл, запахло прелью,

Прокатился в небе гром,

Муравьи под старой елью

Всем семейством строят дом. Апрель.

Апрель на латинском языке означает- «априкус»- значит согретый солнцем, а «априре»- открывать, расцветать.

Май назван в честь богини весны и гор, богини плодородия Иайн.

5.Долго шла весна тайком

От ветров и стужи.

А сегодня – прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

Я.Аким.

6.Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь- туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

И.Бунин.

7.Снег теперь уже не тот…

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

С.Маршак.

А это- последний месяц весны.

Дружно лопаются почки.

Распускаются листочки,

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит.

Май.

О весне народ сложил иного пословиц и поговорок.

О чём они нам говорят?

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Апрель с водою, а май- с травою.

Весенний день год кормит.

Весна красна цветами, а осень- плодами.

Ай, ай, месяц май: тёпл, да голоден.

Рано затает - долго не растает.

Не то зерно. Что в поле, а то, что в амбаре.

Весной с землёй не хитри: сам себя обманешь.

До поры до времени не сеют семени.

8.Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот- живут поныне.

Р. Ругин.

Приметы:

Чайка прилетела- скоро лёд пойдёт.

Дружная весна- жди большой воды.

Вода на лугу- сено в стогу.

Длинные сосульки- к долгой весне.

9. Черёмуха весною

Цветёт белым бела.

Крылечко лепестками

Как снегом замела.

Стою, любуюсь ею

Под пересвист скворцов,

А под ногами коврик

Из белых лепестков.

Д. Полуэстов.

Долгожданная весна! После суровых, хмурых зимних дней тёплое солнышко разбудило заспавшуюся природу. От весны многое зависит. Самое главное- весенний день- это залог будущего урожая. Недаром в народе говорят:

Весенний день год кормит. Надо вовремя успеть посеять зерно в землю, чтоб урожай был хорошим. Ещё в народе говорят:

Сей овёс в грязь- будешь князь что это значит?

Где в апреле вода- там в июле трава.

А это тоже очень важно. Ведь для животных нужен корм.

10. Чтение стихотворения Ф.Тютчева « Весенние воды».

Пословицы о мае:

Как в мае дождь- так и будет рожь.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

А какой запах идёт от цветущей черёмухи. Это дерево- приют для главных певцов России- соловьёв. Их звонкие трели часто раздаются из кроны черёмухи.

Не ломайте черёмуху, любуйтесь ею издалека, вдыхайте её аромат на улице, а дома от сильного запаха и голова может заболеть.

Это дерево украшает весной нашу землю.

Чуть пригрело солнышко и вот на бугорках, у домов появились яркие жёлтые звёздочки- цветы мать- и мачехи. Она славится своим нектаром. Пчёлы понесли после зимы первый взяток с этого цветка.

11.Добавив солнечного света

Не отмеряя, на глазок,

Он кисточкою мокрых веток

Зелёный выполнил мазок.

И, краски смешивая нежно,

Снимая зимний слой одежд,

Собрался рисовать подснежник-

Цветок оттаявших надежд.

Т. Долгополюк.

Почуяв запах весны, зазеленела первая травка, появились первые весенние цветы. Весна преподносит нам свои скромные, но необыкновенные подарки.

Сколько радости приносит первая пролеска, которая расцвела на опушке леса. Её нежные цветки и стебельки недолговечны, не стоит их срывать для букета. Лучше запечатлеть ковёр из пролесок или нежного галантуса на фотоаппарат, как память об этой чудной находке. Эти цветы занесены в Красную книгу.

Пройдёт немного времени. И на смену голубым подснежникам и фиалкам придёт ещё один из самых любимых лесных цветов. Догадались?
Белые горошки

На зелёной ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке. Ландыш.

Поздней весной. Когда солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю, а в воздухе уже вовсю звенят голоса птиц,

В сырых и тенистых уголках леса расцветают ландыши.

Маленькие белые- колокольчики- фонарики разносят по всему лесу неповторимый аромат.

Ландыш- ещё и лекарственное растение. Это маленький лесной доктор. Но это и ядовитое растение. А вот когда приготовят из него лекарство, то оно окажет помощь

больному сердцу.

12.Чернеет лес,

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины.

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

12.Первоцвет весенний-

Золотой цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний-

Ключик от весны.

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Будь же осторожен,

Не сорви его,

Мягкого. Душистого

Друга моего.

Дождик песенку поёт:

Кап, кап…

Только кто его поймёт-

Кап, кап?

Не поймём ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы.

И весенняя листва,

И зелёная трава…

А вот солнечный лучик скользнул к нам. Наверное он хочет с вами поиграть. Лучик принёс вам вопросы. На которые нужно отвечать «да» или «нет».

Может ли сазан забраться в океан?

Нет, это речная рыба.

Может ли дрозд отморозить хвост?

Нет, он зимует на юге.

Может ли оса взлететь под небеса?

Да.

Может ли барсук залезть за шишками на сук?

Нет.

Может ли кулик прикусить себе язык?

Нет. У птиц нет зубов.

Может ли тюлень на боку лежать весь день?

Да.

Может ли синица на крыше поселиться?

Да.

Песня:

Сл. О. Высотской. муз. А.Островского. «Здравствуй. Весна!»

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Нам радостно смотреть на первый пробившийся из-под снега ручеёк, в котором поплывут весенние бумажные кораблики. Сколько новых звуков, радостных ощущений простора, свежести приносит нам весна!

Как прекрасны первые весенние цветы, первые листочки на деревьях!

Берегите эту красоту! Пусть в вашей душе всегда будут только добрые помыслы! Вслушайтесь в звуки весны и вы узнаете, о чём журчит ручей, о чём поют птицы, о чём шелестят листья деревьев.

13. Весна! Шаловливое солнце

Решило в класс к детям зайти.

Оно заглянуло в оконце,

Свои протянуло лучи.

И вкрадчиво так прошептало,

Что скоро уж лето придёт.

Каникул осталось ждать мало.

Учебный закончится год.

Ответили солнышку дети:

С тобою мы рады дружить,

мы будем вставать на рассвете

И вместе в походы ходить…

Мы в озере будем купаться,

На тёплом песке загорать,

Здоровья и сил набираться.

А осенью- в школу опять1

Л.И. Терникова.


Выбор редакции
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Составила учитель географии МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино Мазур Е.В. Цель урока :...

Посылка с заказом из Китая идет в среднем 15-45 дней. Если Вы сделали заказ на Алиэкспресс, а посылка не приходит рекомендуем проверить...

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать...

Цель: дать детям представления о кормушках для птиц; расширять представления о птицах, встречающихся в нашей местности и остающихся...
Сценарий Нового года 2017 Петуха для детей «Как Петух с Обезьяной место делили» Действующие лица :Ведущая, Ведущий, Петух, Обезьяна, Дед...
Максимально разрешенный рабочий промежуток времени за день и неделю установлен ТК РФ (ст. 91). Но на каждом предприятии действует свой...
Должность человека, обеспечивающего охрану труда и отслеживающего соблюдение техники безопасности – крайне важна на предприятии. Этот...
В продажах. Средний чек можно рассчитать, поделив товарооборот на количество чеков. Естественно чем выше средний чек, тем лучше для...
Страница 7 Разработка мероприятий начинается с доведения информации по качеству до соответствующих подРазделений, которые анализируют ее,...
Популярное