Логистические технологии на российском рынке. Логистика в России: тенденции и задачи. Хранение и комплектация


Россия - колоссальных размеров страна, подобной которой в мире нет. Потому развитие рынка логистики и инфраструктуры транспорта, в том числе, считается основополагающим условием для развития, как торговли, так и отдельных регионов.

Главной проблемой инфраструктуры логистики на данном этапе можно считать почти полное отсутствие инвестиций, как внутренних, так и внешних. Большая часть инвестиций отводится городам федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге. При этом регионы испытывают не только дефицит вложений капитала в логистическую инфраструктуру, но и дефицит национальных логистических предприятий.

Уже довольно долгое время идет работа над улучшением инвестиционного климата в стране. Это отражается на многих экономических отраслях, но вложений, как местных, так и иностранных инвестиций в логистику, недостаточно. Использование существующей логистической системы помогает получать доходы, но для значительной модернизации отрасли требуются большие вложения, которые не под

силу отдельным инвесторам

Вложения в автомобильные дороги осуществляются, однако весьма неравномерно; восточная часть России по-прежнему самый трудный по доступности регион. Существуют и трудности, не имеющие отношения к конкретному региону: ограниченная пропускная способность трасс федерального уровня. Ситуация улучшается, однако грузопоток увеличивается более стремительными темпами - расширение дорог и строительство дублеров помогает только временно .

Соответственно, на сегодняшний день можно констатировать, что рынок логистических услуг в России недостаточно развит. Согласно экспертному заключению, его потенциал составляет 120 млрд, долл., при этом сектор перевозок и экспедирования грузов различными транспортными средствами занимает 55%, сектор складских услуг- 13% и сектор услуг по внедрению и управлению цепями поставок - 32% "

С целью развития рынка логистических услуг Министерство транспорта России планирует сформировать абсолютно новую логистическую систему. Такая система содержит в себе пятнадцать терминалов с четырьмя центрами в Мурманске, Новороссийске, Москве и Владивостоке.

Рассмотрим основные проблемы, которые усугубляют развитие логистического рынка в России:

Нестабильность ситуации в экономики;

Социальная напряжённость отдельных общественных групп;

Отставание экономики государства от общемировой;

Отставание инфраструктуры и транспорта (неудовлетворительное состояние дорог);

Слабый уровень развития технологий, а кроме того, производственно-технической баз;

Недооценка структуры обращения;

Недостаточный уровень развития промышленности по производству упаковки, тары и т.п.

Подобные проблемы считаются лишь частными случаями, основной же трудностью считается отсутствие таких бизнес-проектов, где было бы чётко определено распределение функций всякого отдела предприятия.

Отсутствие чёткого разграничения должностных обязанностей приводит к тому, что один человек может осуществлять различные виды работ, что может вылиться, к примеру, в сговор снабженцев с поставщиками и их контрагента - заказчика.

Рынок логистики в России определяется малой прозрачностью и отсутствием современных разработок в логистических процессах. Большая часть предприятий получает большие издержки на хранение и транспортировку.

При этом доля, занимаемая логистическим аутсорсингом, постепенно увеличивается, исследователи компании City Express, одного из ведущих логистических операторов России, заключили, что такая доля в 2015 году составила примерно 20%. По такой причине увеличивается спрос на отраслевые и инновационные логистические концепции.

Российские логистические провайдеры до сих пор нацелены, прежде всего, на предоставление услуг транспорта и хранения, использование дополнительных услуг, к примеру, как процессы сборки и упаковки находится в начальной фазе развития

В качестве значимых центров логистики в России рассматриваются Москва и Санкт-Петербург. Однако, имеются и иные, к примеру, как Самара, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Ростов, которые имеют все большую региональную значимость в роли логистических центров по причине увеличения размеров розничной торговли и промышленности.

На данном этапе развития расширение логистического сектора рассматривается правительством как возможность для диверсификации экономики. По такой причине происходит вложение инвестиций в строительство новых и расширение действующих центров логистики. К примеру, в Москве консорциум инвестирует сотни миллионов евро, чтобы сформировать совокупность логистических терминалов.

Крупными поставщиками услуг логистики в России считаются STS Logistics, Национальная Логистическая Компания (НЛК), Группа компаний «Интертерминал» и Евросиб. Наиболее значимыми поставщиками логистических услуг международного уровня в России выступают DHL, Rewiko / Fiege Group, Militzer & Munch, Hellmann Worldwide Logistics и Schenker.

Нехватки локальных логистических операторов в России не наблюдается, однако темпы их развития не успевают за рынком. На рынке услуг существует большое число дистрибуторов- это значительно отличает рынок России от остальных государств. При этом их консолидация и, как результат, предложение комплексных услуг в области перевозок могли бы также выступать стимулом для развития рынка логистики. Пока этого не случилось, доля отечественных 3PL-onepaTopoB несущественна.

На сегодняшний день эффективность цепочки поставок продукции считается необходимым условием поддержания конкурентоспособности предприятия. Производители-конкуренты не могут уменьшать прямые издержки, которые связаны с производством, без риска уменьшения качества.

Соответственно, имеется лишь один способ экономии - снижение времени продажи товаров по всей цепочке поставок. Опыт, как высокоразвитых стран, так и России показывает, что воплотить в жизнь современные требования к логистике могут лишь только спе- циализированные предприятия.

Темпы роста логистического рынка в регионах за год находятся на уровне 17-18%, при этом предложение складов для аренды либо качественного и ответственного хранения существенно выше такого уровня - примерно 30% за год. Значительным фактором увеличения роли региональных логистических центров с точки зрения развития российского логистического рынка России выступает выход в регионы российских и зарубежных розничных сетей, а кроме того, производителей потребительской продукции.

Однако, главным препятствием, которое сдерживает на сегодняшний день такой процесс, считается отсутствие в регионах (за редким исключением) качественной инфраструктуры, которая позволяет предоставлять комплексное транспортно-логистическое обслуживание предприятий-клиентов, в том числе оформление на таможне, грузоперевозку с применением разных видов транспортных средств, складирование и дистрибуцию.

Логистический рынок Дальневосточного Федерального округа, с точки зрения опыта мирового сообщества и существующих направлений развития глобального рынка услуг логистики находится на этапе становления отрасли, значительно уступая иным российским регионам (в том числе Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу), как по каче-

ству, так и по комплексности услуг, которые предоставляются местными логистическими предприятиями.

На сегодня имеется реальная потребность внутреннего и международного рынка транспортных услуг в формировании крупных меж-

региональных логистических центров

В качестве внешних факторов роста рынка логистики в России можно выделить следующее:

Динамика глобальной торговли и индустрии;

Расширение Европейского союза;

Расширение торговли со странами Юго-восточной Азии и увеличение потребностей в формировании новых транспортных коридоров, в том числе транзитные перевозки грузов по территории России;

Глобализация функционирования транснациональных корпораций и западных розничных сетей;

Экспансия логистических предприятий международного уровня

Соответственно, можно ожидать увеличения требований к логистическим провайдерам и адаптацию технологий запада на российском рынке.

В качестве внутренних факторов роста рынка логистики в России можно выделить следующее: сохранение темпов роста экономики; положительная динамика производства промышленности и розничного товарооборота; рост объемов экспортно-импортных операций и изменение структуры внешней торговли; значительные колебания в структуре спроса на транспортно-логистические услуги; высокие темпы консолидации рынка логистики; низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры и высокая динамика инвестиций в отрасль.

Отсюда, можно определить, что Россия имеет выгодные условия для качественного рывка в логистическом бизнесе.

Соответственно, можно заключить, что логистика в России хоть и медленно, но все же идет вперед: отмечается увеличение рынка логистических услуг на 34%, на сегодня его размер находится на уровне свыше 120 млрд, долл.; отмечается использование инвестиций, прежде всего, со стороны государства; формируются холдинги в логистике; наблюдается расширение спектра услуг, увеличение объемов заказов; логистические провайдеры переходят на региональный уровень и формируют большие сетевые проекты

Российский рынок грузоперевозок переживает сейчас непростые времена. Это заметно, фактически, во всех сегментах, включая и автомобильный. Ухудшение ситуации было очевидным еще в прошлом году. Такой вывод можно сделать исходя из снижения роста объемов грузоперевозок - с 2010 по 2013 год включительно рост был существенным. В 2015 году негативная тенденция обострилась, и то, что сейчас происходит на рынке в целом, можно назвать кризисом 10 .

В начале 2014 года эксперты предсказывали, что рост на рынке транспортно-логистических услуг составит 5-6 процентов. В реальности же вышло, что рост продолжается только в отдельных сегментах, и он гораздо скромнее тех цифр, которые прогнозировались. Так, по итогам первого полугодия рост объема автомобильных грузоперевозок составил только 0,2%. Для сравнения: за аналогичный период 2013 года показатель увеличился на 2,6%, а за январь-июнь 2012 года – примерно на 10%. Железнодорожные грузоперевозки выросли значительнее – где-то на 6%. Одним словом, ситуация для логистических операторов очень неоднозначная. Скажем так: рост пишем, кризис в уме.

По данным Минтранса, авиационный грузооборот в первой половине года сократился примерно на 6%. Притом, что мировой рынок пусть незначительно, но вырос – примерно на 3%. Такая динамика связана с рядом факторов, и прежде всего - нестабильностью на внутреннем рынке, сложной международной обстановкой, колебаниями курсов валют, негативной динамикой инвестиций, торговыми ограничениями. Все это сказывается на маржинальности бизнеса.

Пока нет статистических данных за первую текущего года, но в целом за 2015 ситуация принципиально не изменилась. Можно с уверенностью говорить о стагнации на рынке.

Рынок экспресс-доставки также негативно реагирует на ухудшение экономической ситуации, однако до существенных последствий пока не дошло. Конечно, роста на 15-20% в год, который показывал рынок в 2011-2013 г.г., сегодня нет. Но в целом динамика положительная. Главным драйвером здесь по-прежнему является интернет-торговля - этот сегмент в последние годы очень бурно развивался. По оценкам экспертов, онлайн-торговля уже составляет около 2% от общего объема оптово-розничного рынка. Логистическим операторам такая тенденция, безусловно, на руку. В целом это перспективное направление для бизнеса - если, конечно, государство не будет искусственно сдерживать развитие онлайн-торговли. А такие попытки в течение этого года предпринимались.

Возвращаясь к ситуации на рынке в целом, хотелось бы отметить, что на нем продолжается процесс реструктуризации, неэффективные компании уходят с рынка, усиливается конкуренция, в том числе со стороны «серых» перевозчиков 11 .

Следует подчеркнуть, что сегодняшние проблемы на российском рынке транспортно-логистических услуг обусловлены не только кризисными явлениями в экономике, которые лишь усугубляют системные недостатки. Сейчас в России уровень транспортно-логистических расходов для субъектов любой экономической деятельности, прежде всего - производственной, является одним из самых высоких в мире. Согласно различным оценкам, эти расходы доходят до 20% ВВП. Это примерно на четверть больше, чем в Китае, и почти втрое больше, чем в странах Европы.

Как было упомянуто ранее, Всемирный Банк полагает, что на сегодняшний день Россия находится на 90-м месте из 160 в рейтинге стран по уровню развития логистической системы. Соседствуют с Россией в этом рейтинге такие страны, как Уругвай и Шри-Ланка. Понятно, что по территории эти страны с Россией несопоставимы, и ситуация в нашей стране во многом обусловлена территориальным размахом. Однако такие немаленькие страны, как США, Канада, Австралия, Китай и даже Бразилия находятся в рейтинге значительно выше России.

Поэтому можно констатировать, что неэффективность транспортно-логистической системы является одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост в России.

По некоторым данным, российские компании только на транспорт тратят в три раза больше, чем их европейские коллеги, но груз преодолевает одно и то же расстояние в несколько раз дольше.

Анализ состояния логистической отрасли в нашей стране свидетельствует о наличии существенных проблем и барьеров. Это, в частности:

– территория России, самая большая в мире и дальность доставки некоторых грузов исчисляется тысячами километров;

недостаток инвестиций (в том числе иностранных) в логистическую инфраструктуру;

– отсутствие сформированного рынка 3PL-провайдеров;

– недостаточный уровень квалификации персонала компаний в области логистики и управления цепями поставок;

– несовершенство законодательной и нормативной базы в области логистики;

– отсутствие достоверной и унифицированной статистической отчетности по логистике;

– нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

– слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;

– отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

– низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

– недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.

По мнению экспертов, в логистической отрасли России наиболее важные сложности: законодательство и большие расстояния. Что касается первой, – проблема не в том, что Россия не имеет законов, а в том, что они по-разному интерпретируются.

Хотелось бы отдельно сказать о достаточно серьезной проблеме подготовки кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т. д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Важно подчеркнуть, что на развитие отечественного логистического рынка также влияет недоверие и страх новизны. Многие российские логисты до сих пор с недоверием относятся к инновационным информационным технологиям.

Кстати, до сих пор многие российские компании несут значительные потери, предпочитая осуществлять транспортировку и хранение грузов самостоятельно. В современных условиях ведения бизнеса данная бизнес-схема не всегда является оправданной с точки зрения эффективности. Иногда предприятию гораздо выгоднее не нести издержки на оплату труда водителей, экспедиторов, кладовщиков, грузчиков, охраны склада, техническое обслуживание машин, бензин, оснащение гаражей и складских помещения, и прочее, а пользоваться услугами профессиональных транспортно-экспедиционных компаний или отдавать осуществление своей логистической деятельности сторонней организации по договору аутсорсинга.

Неизменно актуальной во все времена отраслей бизнеса является логистика. Рынок логистики один из самых развитых и объемных. В 2013 году его стоимость определили как $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП!

Но нельзя жить вчерашним днем. Современность диктует новые правила. Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий.

Какие тенденции способствуют этому, вы узнаете из сегодняшней инфографики.

Новые технологии логистики

Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий. Какие тенденции способствуют этому?

Факты и цифры

Логистика всегда развивалась за счет внедрения новых технологий и повышения их эффективности.

  • Мировой рынок логистики в 2013 году оценивался в $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП.
  • Наиболее быстрорастущий сектор – рынок транспортных услуг. Каждый год с 2011 его объем увеличивается на 7% .
  • 42% мирового сектора услуг принадлежит США.
  • В 2016 году транспортный сектор принес доход в $ 3.8 трлн .
Логистика будущего

Индустрия логистики не стоит на месте. Познакомимся с данными исследования EFT (мировой лидер в области бизнес-аналитики транспорта, логистики и поставок), проведенном на Third Party Logistics (3PL – логистика третьей стороны, обозначает концепцию покупки логистических услуг. Сторона поставщика услуги – промежуточная между производителем и потребителем).

3D печать

Текущая ситуация

  • Более 40% клиентов 3PL ожидают от компании опыта в 3D печати.
  • 19,2% производителей и розничных торговцев уже используют 3D-печать в своем бизнесе.
  • Тем не менее, только 1,5% может гарантировать качество таких услуг.

Роль в логистике

  • Развитие рынка: 3D печать позволяет наладить производство продукции на местах (децентрализовано), что благоприятно для развития регионов. Это позволяет быть ближе к ныркам сбыта. 3D печать способна удовлетворить любые запросы клиентов.
  • «Последняя миля»: больше нет необходимости пересылать товар через полмира. Он может быть произведен рядом с покупателем. Это стимулирует развитие местных рынков и производственных площадок, и как следствие – скорейшее удовлетворение запросов покупателей.
  • Запчасти больше не нужны: исчезает необходимость производить заранее и хранить большое количество запасных частей для техники, так как они могут быть напечатаны по требованию. Нужно хранить лишь цифровой макет издания.
Интернет вещей (IoT)

Текущая ситуация

  • 26.25% 3PL компаний в настоящее время пользуются М2М-технологиями («машина для машины»).
  • 46.62% планируют делать это в будущем.
  • 47% опрошенных заявили, что IoT будет иметь огромное влияние на логистику.
  • Лишь 3% отрицают этот факт.

Роль в логистике

  • Связь: интернет вещей позволяет поддерживать связь с производственными площадками и контролировать процессы, происходящие на них: производительность машин, условия окружающей среды, энергетические показатели, запасы ресурсов и материалов.
  • Повышение наглядности процесса: IoT предоставляет возможность удаленного отслеживания всего процесса логистики.
  • Мониторинг рабочего процесса: Интернет вещей позволяет контролировать работы оборудования и сотрудников, что повышает безопасность и эффективность труда.
БЛА (беспилотные летательные аппараты)

Текущая ситуация

  • 36% респондентов считают, что в течение в 5 – 10 лет появится беспилотная форма доставки.
  • 6.3% уверяют, что через 10 лет это будет обычным явлением.
  • 27.31% думают, что столь скорое появление беспилотной доставки маловероятно.
  • 5.88% уверен, что роботизации этого направления не произойдет вовсе.
  • 31% производителей и розничных торговцев хотел бы, чтобы логистические компании использовали беспилотные летательные аппараты для доставки продукции.

Роль в логистике

  • Первая и последняя мили: БЛА могли бы успешно применяться для доставки в условиях города: для первой (от начальной точки) и последней (завершающий этап) миль.
  • Для сельской местности: беспилотные аппараты могут существенно облегчить доставку в районы с неразвитой инфраструктурой, где нет дорог и прочих путей сообщения. Google работает над Project Wing, который уже тестируется в Австралии.
  • Наблюдение: в будущем клиент, вероятно, тоже смогут наблюдать в режиме реального времени за движением БЛА, доставляющего его груз.
Автономный транспорт

Текущая ситуация

  • 42% производителей и ритейлеров хотели бы, чтобы 3PL- компании имели знания и опыт в управлении грузовым автотранспортом.
  • Но только 0.75% представителей 3PL могут похвастаться этим.
  • Лишь 1.5% не только знают, но и умеют качественно самостоятельно управлять транспортом.
  • 12.78% 3PL-компаний заявляют, что они имеют теоретические представления о автомобильной доставке.
  • 6.02% хотят повысить свою компетентность в этой области.

Роль в логистике

Это экономно: компания AXA UK, осуществляющая страховую деятельность, выдвинула предположение, что автономные транспортные средства помогут сэкономить логистической отрасли 34 млрд. фунтов.

Зачем развивать технологии

Вот несколько тенденций, которые в будущем необратимо повлияют на логистику.

Новые модели развития

  • Логистика сегодня не заканчивается на экспорте из Азии в Северную Америку и Европу. Траектории экспорта становятся вариативнее.
  • Развитие инфраструктуры городов является мощным стимулом эволюции логистики.

Гибкость

  • Способы доставки становятся все разнообразнее. Это позволяет потребителям выбирать удобные для себя методы и сроки.

Близость к клиенту

  • Инвестиции в логистику постоянно растут. Доставка становится ближе к клиенту: открываются новые склады, офисы, пункты выдачи.

Мультиканальность

  • Современный покупатель активно использует все возможные каналы и девайсы для совершения покупки.
  • Логистика не должна отставать от ритейла. Мультиканальная стратегия здесь также актуальна и эффективна.

Информационные технологии

  • Развитие логистики требует внедрения передовых технологий. Это одна из главных сфер для инвестиций сегодня и в будущем.

Непрерывность

  • Для быстрого выхода продуктов на рынок и минимизации рисков, необходимо следить за непрерывностью процесса логистики и развивать аутсорсинг.

Стабильность

  • Сегодня все чаще покупатели предпочитают «правильный», проверенный товар. Доставка тоже должна быть надежной, ведь это неотъемлемая часть успешной покупки.

Прозрачность

  • Доступность логистической информации позволяет следить за поставками в любой момент времени, что благоприятно для планирования.

Многие современные технологии находят применение в сфере доставки и хранения. Процессы логистики многочисленны, многогранны и динамичны, они требуют постоянного развития средств их осуществления. Поэтому, не удивляйтесь, если однажды вашу посылку из интернет-магазина доставит не человек, а миниатюрный мирный дрон.

2018-05-22T05:07:18+00:00

Логистические компании вплотную подошли к решению проблемы последнего километра. Пока что весь мир равняется на гигантов отрасли – Amazon, Walmart и Target. Но у региональных ритейлеров и грузоперевозчиков есть преимущество в мобильности и скорости адаптации новых технологий. Ведь самое умное решение для идеальной доставки пока еще не придумано.

На западных рынках клиенты диктуют свои условия ритейлерам: если компания не может обеспечить доставку товаров в течение двух дней или даже суток, покупатели, скорее всего, перейдут к конкуренту. Ситуация оказывает серьезное давление на торговые площадки, заставляя искать оптимальные решения проблемы последней мили. Сделать это без внедрения новых технологий практически невозможно.

В 2015 году в логистические стартапы было вложено порядка 1,2 млн. долларов (в четыре раза больше, чем в 2014 году). В 2016 году, только за первый квартал, сумма инвестиций увеличилась до 1,75 миллиардов. Причем венчурные капиталисты предпочитают вкладываться не в новые автономные транспортные средства, а в технологии сбора и анализа информации, позволяющие проводить операции по обработке заказов и отправке товаров быстрее.

Дрон, который не смог

Пару лет назад именно на дронов возлагали все надежды по решению проблемы последнего километра в логистике. Первую подобную доставку осуществила американская компания Domino в ноябре 2016 года, отправив пиццу за 25 км к порогу клиента. Примерно в это же время тестовые полеты осуществляла Amazon. Но, судя по всему, дальше всех в этом вопросе удалось продвинуться китайской Alibaba.

Сегодня все не так однозначно. В зачаточном состоянии находится законодательство в сфере регулирования полетов дронов. Недавний случай с неудачей первого дрона-доставщика от «Почты России» показал, что в этом направлении еще предстоит много работы. Лиха беда начало.

Стартапы, развивающие доставку через автономные транспортные средства, роботы-грузовики, тоже пока остаются локальными историями. Крупные торговые сети в плане масштабирования подобных технологий сталкиваются с серьезными трудностями.

Равнение на Amazon

Вот уже почти 10 лет основные мировые тренды в логистике задает битва двух гигантов – Amazon и Walmart. Судя по цифрам, пока выигрывает Amazon: в 2017 году компания доставила 5 миллиардов посылок, на 4 миллиарда больше, чем в 2016 году.

Walmart пошла по пути строительства сети локальных складов, которые расположены не дальше 10 км в густонаселенных районах США, где проживает до 90% населения. Amazon в начале года объявила о создании собственного сервиса доставки (с приложением наподобие Uber) и постепенном отказе от услуг сторонних перевозчиков с целью сократить издержки и повысить скорость операций.

Собственная служба доставки – вариант, который подходит не только крупным игрокам. Например, некоторые небольшие поставщики продуктов питания в Москве идут по этому пути, поскольку только так они могут гарантировать качество сервиса, повысить свою узнаваемость в глазах потребителей.

Умная аналитика

Покупатель поколения Z готов платить за товар на 30%, если он будет доставлен в день заказа, утверждает аналитическое агентство McKinsey&Company. Один из вариантов решения этой задачи – строительство локальных складов в крупных городах. Та же Amazon создала в 2017 году 58 новых хабов на территории США.

Но, даже если компания может себе позволить такую сеть, держать максимальный ассортимент продукции на местах – не всегда выгодно. Возникает проблема управления складскими запасами, сокращения издержек на содержание и обслуживание складов.

В подобной ситуации без умной аналитики в виде продвинутой ERP-системы не обойтись. Необходимо не просто просчитывать спрос по отдельным категориям товаров, но и уметь грамотно его прогнозировать. Для этих целей существуют системы работы с Big Data.

Помимо автоматизации управления процессами, никуда не делся тренд на роботизацию в логистике. Снова приходится признать, что китайские компании в этом вопросе на пару шагов опережают весь остальной мир. Умный склад Alibaba в местечке Хучжоу практически полностью отдан на откуп роботам. Они сортируют товары, управляются через wi-fi, могут поворачиваться на 360º и с помощью специальных сенсоров обходить любые препятствия на пути, то есть работать автономно.

Интернет вещей: сенсоры, датчики, трекинговые системы

Если вы уже устали слушать про наступление эры интернета вещей, можете пропустить этот параграф. 2018 год снова будет посвящен обсуждению этого направления, предсказаниям, слухам, новым возможностям применения этой технологии в логистике и других отраслях.

Сегодня критерии выбора со стороны клиентов не ограничиваются только соображениями выгоды. Бренды не просто стремятся сделать доставку более эффективной, но и постоянно работают над повышением прозрачности логистических цепочек.

Невозможность компании предоставить полную информацию по вопросам безопасности доставки и дать оперативный ответ о причинах задержек может серьезно навредить репутации и затормозить развитие бизнеса на годы вперед.

Трекинговые системы на основе RFID, GPS делают доставку автоматизированной и более эффективной. Сенсоры, наподобие представленного в прошлом году радара от BlackBarry , позволяют отслеживать всю цепочку поставок. Клиенты вовремя получают всю необходимую информацию через оповещения по SMS, а ритейлеры имеют на руках данные, помогающие принимать взвешенные решения по изменению маршрутов и вопросам складирования.

В случае с перевозкой лекарственных препаратов, замороженной еды или напитков заказчики хотят быть уверенными, что транспортная компания соблюдает правильный температурный режим. Поэтому многие поставщики уже снабжают такие товары дополнительной упаковкой, сенсорами и датчиками для мониторинга.

Наследство Мундиаля

Мы привыкли думать, что неудовлетворительное состояние дорог, скорость и безопасность железнодорожных перевозок – это исключительно российская проблема. На самом деле, транспортная инфраструктура устаревает и приходит в негодность по всему миру. Не случайно одной из приоритетных задач, к примеру, администрации Трампа в 2017 году было обозначено наращивание инвестиций в инфраструктуру. В 2018 году совокупный объем вложений в это направление составит в США 21,2 млрд. долларов (из них 12,3 – в дорожное и транспортное строительство).

В России по программе «Развитие транспортной системы» в 2018-2021 годах на эти цели планируют потратить 7,75 трлн. рублей. Безусловно, такое внимание к дорожной сети обусловлено не в последнюю очередь проведением в стране Чемпионата мира по футболу. Но Мундиаль пройдет, а дороги, высокоскоростные магистрали, новые терминалы в аэропортах и прочие полезные вещи останутся.

В развитии мирового рынка логистических услуг можно выделить ряд тенденций. Во-первых, это тенденция глобализации деятельности логистических операторов, появившаяся в ответ на ужесточение требований владельцев товаров к логистическим компаниям. В результате оказываются более привлекательными поставщиками логистических услуг такие провайдеры, которые имеют более широкое (в географическом аспекте) поле деятельности, вплоть до глобальной зоны действия.

Во-вторых, следует отметить тенденцию консолидации деятельности логистических провайдеров, формами которой можно назвать различные модели слияния, поглощения, сотрудничества. Данная тенденция вызвана в том числе и предыдущей тенденцией глобализации, так как операторы вынуждены увеличивать ассортимент предоставляемых услуг, расширять территорию охвата логистических операций, а это трудно сделать оператору самостоятельно, в одиночку, поэтому востребованными становятся различные формы совместной деятельности.

Наиболее распространена данная тенденция консолидации и укрупнения логистических компаний в сфере контейнерных перевозок: на рынке представлены крупные судоходные компании и компании но перевалке контейнеров в морских портах (например, в порту Санкт-Петербурга это "Первый контейнерный терминал", "Петролеспорт" и др.).

Слияния и поглощения позволяют логистическим компаниям диверсифицировать свою деятельность по разным рынкам. Более крупная и мощная компания получает шанс стать лидером на глобальном или региональном рынке, становясь частью развитой международной диверсифицированной логистической сети, участие в которой может стать конкурентным преимуществом на глобальном логистическом рынке как в настоящее время, так и в будущих периодах.

Следует отметить, что тенденция слияния и поглощения получила распространение и на российском рынке логистических услуг. Компании, являющиеся мировыми лидерами, выходя на развивающиеся рынки, получают от поглощения местных компаний определенные выгоды: во-первых, экономят на инвестициях, поскольку совместная деятельность, слияния и поглощения намного дешевле создания собственной инфраструктуры; во-вторых, имеют возможность опередить конкурента, так как приобретение экономит время вхождения на региональный рынок. В регионах находится более 70% общего числа клиентов-потребителей, что делает сферу региональной логистики достаточно привлекательной.

Несмотря на то что основные тенденции аутсорсинга в сфере логистики в Российской Федерации соответствуют европейским, в целом наблюдается отставание сектора контрактной логистики в нашей стране. Отечественный рынок логистических услуг находится в стадии становления. На рис. 3.4 приведено распределение ответов представителей разных компаний на вопрос о состоянии рынка логистических услуг. Большая часть респондентов (41,86%) ответили, что рынок логистических услуг в пашей стране постепенно складывается. Ни один из опрошенных не ответил, что рынок контрактной логистики в пашей стране полностью сложился. Практически

Рис. 3.4.

каждый пятый ответил, что рынка логистических услуг в России нет. На наш взгляд, это достаточно частый ответ.

Качеством услуг ЗРL-провайдеров не удовлетворены 58,13% общего числа этих же респондентов, что говорит о низком уровне развития рынка.

Можно назвать несколько причин отставания российского рынка логистических услуг от мирового уровня. Отечественные предприятия еще до недавнего времени имели значительный потенциал снижения затрат, непосредственно связанных с производством или распределением (сбытом), при этом многие из них не хотели менять свои технологические и логистические цепочки, поставщиков и покупателей своей продукции. В условиях чреды экономических кризисов такой потенциал значительно ослабел, что создало благоприятные условия для аутсорсинга логистических видов деятельности и развития рынка логистических услуг.

Следует также отметить, что во многих компаниях сформировался стереотип, в соответствии с которым логистических операторов воспринимают исключительно как более дешевую альтернативу выполнению логистических операций усилиями собственной логистики. Такие предприятия, естественно, не стремятся к партнерским отношениям, боятся допустить логистического посредника к коммерческой информации, и многие, возможно, неправильно оценивают преимущества аутсорсинга в сфере логистики. Многолетняя мировая практика аутсорсинга в сфере логистики показывает, что обращение к логистическим посредникам обеспечивает:

  • лучшее отслеживание рынка и запросов потребителей;
  • повышение качества обслуживания потребителей;
  • снижение операционных логистических затрат;
  • упрощение процедуры оценки эффективности логистики;
  • повышение гибкости и степени адаптации предприятия к различным изменениям во внешней среде;
  • возможность оптимизации логистических решений в закупках и распределении (в том числе в периоды сезонного изменения спроса);
  • достижение эффекта синергии;
  • расширение доступа к передовым логистическим технологиям;
  • сокращение продолжительности логистического цикла;
  • снижение логистических рисков;
  • компенсацию недостатка знаний и опыта у компании в области логистики.

По мнению экспертов, компании, привлекающие логистических провайдеров уровня ЗРЬ, могут снизить затраты на управление запасами от 15 до 30%. Многие компании заметили, что благодаря аутсорсингу удалось снизить логистические затраты на 8,2%, стоимость логистических активов (кроме запасов) - на 15,6%, общий объем запасов - на 5,3%, среднюю продолжительность цикла заказа продукции удалось уменьшить с 10,7 до 8,4 дня .

Современные тенденции развития рынка логистических услуг, преимущества аутсорсинга логистических видов деятельности при решении задач оптимизации затрат в цепях поставок и других параметров обслуживания, сложная конкурентная ситуация на рынке логистики в России обусловливают необходимость решения проблемы стратегического развития российских логистических операторов с целью обеспечения конкурентоспособности.

  • Черноусов Е. В. Анализ рынка логистических провайдеров - зарубежный опыт. С. 83.
Выбор редакции
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Составила учитель географии МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино Мазур Е.В. Цель урока :...

Посылка с заказом из Китая идет в среднем 15-45 дней. Если Вы сделали заказ на Алиэкспресс, а посылка не приходит рекомендуем проверить...

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать...

Цель: дать детям представления о кормушках для птиц; расширять представления о птицах, встречающихся в нашей местности и остающихся...
Сценарий Нового года 2017 Петуха для детей «Как Петух с Обезьяной место делили» Действующие лица :Ведущая, Ведущий, Петух, Обезьяна, Дед...
Максимально разрешенный рабочий промежуток времени за день и неделю установлен ТК РФ (ст. 91). Но на каждом предприятии действует свой...
Должность человека, обеспечивающего охрану труда и отслеживающего соблюдение техники безопасности – крайне важна на предприятии. Этот...
В продажах. Средний чек можно рассчитать, поделив товарооборот на количество чеков. Естественно чем выше средний чек, тем лучше для...
Страница 7 Разработка мероприятий начинается с доведения информации по качеству до соответствующих подРазделений, которые анализируют ее,...
Популярное