Ляонин авианосец напугал соседей китая. Авианесущие корабли вмс китая. Доставка к покупателю


На вооружении ВМФ КНР стоит два авианосца: «Ляонин» и «Проект 001А», который получит своё официальное название только к 2020-му году.

История этого авианосца крайне запутана и даже несколько драматична. В 1985 году в ныне украинском городе Николаеве на Черноморском судостроительном заводе началось создание нового авианосца для Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Название судна несколько раз менялось, но, в конечном счёте, авианосец официально стал «Варягом». По своей конструкции новый корабль практически полностью совпадал с построенным ранее авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Однако в конце 1991 года государство СССР прекратило своё существование. Строительство авианосца «Варяг» на тот момент был закончено всего на 68%. Черноморский завод отныне принадлежал исключительно украинской стороне. Но из-за недостатка финансирования новые владельцы корабля не только не закончили постройку авианосца, но и не обеспечили ему должную охрану. С судна было украдено всё, что можно было вынести. Поэтому в 1997 году было объявлено о продаже корабля на металлом. Аукцион выиграла туристическая компания из Макао. Согласно официальному заявлению, покупатели планировали сделать из корпуса боевого корабля казино на воде. До этого китайские компании уже дважды покупали ветхие советские авианосцы для их переоборудования в плавучие развлекательные заведения. Тогда ещё никто не знал, что за подставной фирмой из Макао скрывалось руководство ВМС КНР, желавшее включить в состав китайского флота бывший советский авианосец.

Транспортировка «Варяга» заняла очень много времени, к китайским берегам корабль был пришвартован лишь весной 2002 года. Несмотря на то, что с 1991 года авианосец медленно разрушался, и в нём не хватало части оборудования, обшивка и внутренние механизмы оставались крепкими и надёжными.

Поскольку к судну не прилагалось никакой технической документации, китайские специалисты несколько лет изучали корабль. Только в августе 2011 китайской стороне удалось закончить строительство «Варяга», который с этого момента назывался «Ляонин». А в 2012 году списанный в утиль 15 лет назад авианосец получил вторую жизнь и стал полноценной боевой единицей китайского флота.

А вот второй авианосец, стоящий на вооружении КНР, китайская сторона построила самостоятельно. Создание этого судна долгое время держалось в секрете. До общественности только изредка доходили отдельные слухи, но в 2015 году китайские власти официально объявили о строительстве нового боевого корабля. На этапе проектирования будущего судна были использованы чертежи «Ляонина». Поэтому, по иронии судьбы, и этот новейший китайский авианосец напоминает советское боевое судно.

Конечно, новый корабль будет иметь некоторые усовершенствованные детали. Например, большее водоизмещение, более длинные взлётные полосы, электромагнитную катапульту, электронику последнего поколения и многое другое.

Одновременно в Китае была закончена разработка модели новейших палубных истребителей, которыми будут укомплектованы оба авианосца.

В апреле 2017 года авианосец был спущен на воду, но пока он будет проходить дополнительные испытания. По всей вероятности, новой боевой единицей «Проект 001А» станет только в конце 2019 года. Министерство обороны предложило жителям Китая самим выбрать название для судна. Для этого даже было открыто интернет-голосование. Китайцы предпочли назвать свой боевой корабль в честь рака-богомола или ротоногого рака, населяющего моря Дальнего Востока.

Китай разбил бутылку шампанского о корпус своего второго авианосца. В то время как новый, безымянный авианосец выглядит как копия авианосца советского производства Ляонин, Китай вобрал в себя уроки, извлеченные из старых судов при строительстве своего нового корабля. Новый авианосец, который был заложен в 2013 года, должен вступить в строй в 2020 году.

До сих пор мало что известно о новом авианосце в Китае, который известен только как Тип 001a. Пройдут годы ходовых испытаний и практики, чтобы он стал полностью функционирующим авианосцем.

Первый авианосец собственного производства в Китае был построен в Даляне, Китай, бывшем российском городе Дальний.

До сих пор у Китая был только один только оперативный авианосец, Ляонин. Как и большая часть военной техники Китая, Ляонин является переделкой старой модели советского производства.

Ляонин пришвартовался в порту Далянь, провинция Ляонин, в 2012 году.

Советский стиль авианосцев, которыми пользуются Россия и Китай до сих пор, имеет иную цель, чем плоскопалубные авианосцы США. Вместо того, чтобы по-настоящему быть глобальным ударным авианосцем, эти корабли имеют больше смысла для береговой обороны.

Палубный самолет J-15 «Летающая Акула» на палубе Ляонина.

Ляонин запускает самолеты с трамплина палубы, потому что у него нет катапульты, которые используются на американских авианосцах.

Два самолета J-15 «Летающая Акула» на трамплине платформы Ляонин.

Это означает, что самолеты J-15 «Летающая Акула», которые взлетают с Ляонина или нового авианосца Тип 001a, не могут нести столько же топлива и столько бомб, как палубные самолеты США. Это значительно ограничивает их возможности и эффективность в бою.

С авианосца Китая Ляонин запускают ракету «Леопард»

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов», который в какой-то степени является основой конструкции авианосцев Ляонин и Тип 001А, является единственным российским авианосцем. Корабли имеют одинаковый размер и скорость.

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов».

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» недавно участвовал в боевых действиях в Средиземном море в 2016 году для поддержания сирийского правительства. Везде российский авианосец сопровождает буксир в случае его поломок, как это было в 2012 году.

Южный сосед Китая – Индия имеет два небольших авианосца.

Авианосец «Викрамадитья» Индии, построенный для него на российской военной судоверфи.

За последние несколько лет, Ляонин использовался как учебное судно.

Японский вертолетоносец класса Хьюга перед авианосцем класса Нимиц.

Восточный сосед Китая — Япония имеет «вертолетный эсминцы», который предназначен для перевозки вертолетов и самолетов короткого или вертикального взлета.

Но недавно Япония запустила крупный вертолетоносец класса Идзумо. Скоро эти перевозчики будут поддерживать самолеты морского варианта Ф-35Б, которые обеспечат беспрецедентное доминирование в воздухе и на море.

Но США является бесспорным мировым лидеров в авианосцах. Авианосец Авраам Линкольн, один из кораблей ВМС США из 10 авианосцев класса «Нимиц», который несет больше самолетов, чем Ляонин или Тип 001a, с катапультами, позволяющими запускать более тяжелые самолеты.

Американские авианосцы в отличие от российских, китайских и индийских имеют атомную энергоустановку, поэтому они могут плавать вокруг земного шара без дозаправок от танкеров или портов.

Но сообщается, что Китай имеет планы по строительству авианосцев с катапультами и с атомными энергоустановками, что, возможно, позволит быть более конкурентоспособным с американскими авианосцами.

Авианосец Китая Ляонин по сравнению с авианосцем США «Мидуэй».

Авианосец ВМС США «Авраам Линкольн» вместе с кораблями из Австралии, Чили, Японии, Канады и Кореи во время учений 2000 года.

Кроме того, в настоящее время в США разрабатывается новый класс авианосцев с негабаритной ядерной силовой установкой для поддержки оружия будущего, такого, как рейлганы и лазеры.

Авианосец класса Нимиц и класса Форд.

Другие страны могут похвастаться меньшим количеством типов самолетов, и только в США действует палубный ДРЛО.

Таблица, показывающая в каких странах больше всего авианосцев и относительные размеры авианосцев со всего мира.

Авианосец ВМС США Джеральд р. Форд изображенный на этом рисунке немного больше, чем авианосец Нимиц, которые сейчас находятся на службе в ВМС США.

В настоящее время США имеют больше авианосцев, чем остальной мир вместе взятый.

25 апреля 2017 года Китай спустил на воду свой второй по счету авианосец, который одновременно стал первым из построенных непосредственно в КНР. Уже строится следующий такой корабль, и все чаще появляется информация о том, что в ближайшие 10 лет Китай хочет поставить на вооружение еще и атомные авианосцы. Однако Россия не хочет ударить в грязь лицом и к 2030 году собирается построить совершенно новый корабль этой категории, который в перспективе дополнит или заменит устаревающий «Адмирал Кузнецов».

Напомним, что российская и китайская программы строительства авианосцев связаны. «Адмирал Кузнецов» (это уже четвертое название корабля, который сначала носил имя «Рига», потом «Леонид Брежнев», а затем «Тбилиси») поступил на активную службу в 1990 году. В тот момент уже строился и родственный крейсер «Варяг», но распад Советского Союза привел к остановке строительства, когда корабль был готов на две трети. После этого «Варяг» несколько лет ржавел в украинском порту. После его купила сомнительная китайская фирма, и авианосец отбуксировали в Китай, чтобы там сделать из него плавучий отель и казино.

Таким образом, в Китай попало несколько списанных авианосцев из разных стран, два из которых действительно претерпели предполагаемые изменения. Но в случае «Варяга» все получилось по-другому. Вскоре выяснилось, что фирма- покупатель была «подставным лицом» китайских вооруженных сил, а фотографии с места проведения работ говорили о том, что судно готовят к выполнению его первоначальных функций. «Легенде» об отеле тогда никто не поверил, и в 2011 году китайский флот признал, что авианосец будет отремонтирован и введен в эксплуатацию, став первым кораблем подобного класса под китайским флагом.

Вскоре после этого авианосец отправили на первое ходовое испытание, а в 2012 году он был официально принят на вооружение под названием «Ляонин». Основным типом его палубных самолетов является истребитель J-15, по сути, копия советского Су-33, прототип и документацию которого Пекину удалось получить от Украины вместе с «Варягом», что россиян, разумеется, не обрадовало. Но это был не первый и отнюдь не последний случай, когда Китай своими действиями вызвал неудовольствие Москвы.

В 2013 году Китай начал строительство собственного авианосца, но по мере продвижения работ специалисты и любители не могли (в зависимости от национальности) скрыть злорадства или разочарования. Ведь новый китайский авианосец, по крайней мере, внешне, является явной копией советского аналога. Можно предположить, что внутри есть значительные отличия, но внешне этот корабль отличается от «Адмирала Кузнецова» и «Ляонина» в целом только набором радаров на командном «острове».

Китайский флот дает кораблям имена только перед постановкой на вооружение, и в случае нового авианосца это должно произойти, по всей видимости, в следующем или 2019 году. Поэтому пока корабль обозначается как Тип 001А («Ляонин» является Типом 001, то есть даже сами китайцы не скрывают происхождение дизайна), но, предположительно, будет назван «Шаньдун». Однако, как передают азиатские информагентства, Поднебесная пока только набирается сил и собирается значительно расширить свою флотилию, чтобы в перспективе располагать шестью — семью авианосцами разных концепций.

Уже сейчас на верфи в Шанхае строится корабль под проектным названием Тип 002, имеющий уже другую конструкцию, аналогичную американским судам. Возможно, в будущем появятся и другие корабли этой конструкции, а к концу следующего десятилетия флот под красным флагом получит атомный авианосец Тип 003 водоизмещением 100 тысяч тонн. Оба новых типа будут оборудованы катапультами, а это принципиальное отличие от советского дизайна, где для взлета самолетов используется стартовый трамплин.

Контекст

Как потопить авианосец США

The National Interest 20.03.2017

Первый китайский авианосец вышел в Южно-Китайское море

The Epoch Times 03.01.2017

Китай уже строит второй авианосец?

Жэньминь жибао 09.12.2015
Он представляет собой более простое техническое решение, которое, однако, накладывает серьезные ограничения на взлетную массу самолетов, что, в свою очередь, создает россиянам некоторые проблемы. Их палубные самолеты Су-33 и МиГ-29К не могут взлетать с полным вооружением или же вынуждены подниматься с минимальным запасом топлива, которое дозаправляют уже в воздухе сразу же после взлета. Но это лишь создает дополнительные трудности. Подобная концепция тесно связана с тем, каким было первоначальное предназначение советских авианосцев.

Русские официально называют свои авианосцы «авианесущими крейсерами». Иногда говорят о том, что это лишь игра слов, подчеркивающая отличие от американских авианосцев, ведь те были «инструментом агрессии империалистов». Конечно, это тоже сыграло свою роль, но факт в том, что советские корабли отличались по своей концепции. Уже хотя бы потому, что «Адмирал Кузнецов» располагает довольно большим спектром оружия против воздушных, надводных и подводных целей, тогда как американские и другие западные авианосцы лишь легко вооружены.

Таким образом, западные корабли создаются исключительно как носитель самолетов для «проекции силы», то есть как инструмент глобальной политики, для той самой «агрессии империализма», если хотите. Напротив, СССР, который представлял собой исключительно континентальную державу и уделял флоту явно меньше внимания, создавал свои авианосцы как средства для защиты побережья и морских сражений. Поэтому самолеты на советских авианесущих крейсерах должны были нести преимущественно зенитные управляемые ракеты, а не тяжелые заряды для поражения сухопутных целей, и именно поэтому на советских крейсерах не было и катапульт, ведь хватало стартового трамплина.

Однако вскоре стала очевидна ограниченность этой концепции, и во время недавнего использования «Адмирала Кузнецова» у берегов Сирии эти ограничения стали еще очевиднее. Несомненно, россиянам было крайне важно задействовать авианосец, чтобы приобрести опыт, однако подтвердилось, что взлет без катапульт не позволяет воспользоваться вместимостью самолетов в полной мере, и при нанесении ударов по наземным целям это создает большие трудности. Российский авианосец вернулся домой и сейчас находится в доке, где его ожидает комплексный ремонт и реконструкция.

Катапультами его не оборудуют, однако совершенно точно, что его сенсоры и вооружение пройдут модернизацию. Будут демонтированы батареи огромных противокорабельных ракет «Гранит», в функциональности и применимости которых есть основания сомневаться, а освободившееся пространство либо заполнят батареями новых ракет «Калибр» и «Оникс», способных поражать надводные и наземные цели, либо расширят за счет него ангары для самолетов. Обновленный «Адмирал Кузнецов» вернется в море приблизительно через два-три года.

Мультимедиа

Синьхуа 26.04.2017
Но на самом деле это лишь временное решение, поскольку Россия тоже планирует строить новые атомные авианосцы с катапультами («Адмирал Кузнецов» оборудован традиционными двигателями). Кстати, еще в СССР успели спроектировать атомный авианесущий крейсер «Ульяновск», сочетавший стартовый трамплин и катапульты, однако крах красной империи похоронил этот проект. Не так давно Москва представила модель перспективного авианосца Проект 23000 Е «Шторм», который похож на возрожденный «Ульяновск» и уже в конце следующего десятилетия должен занять главное место в российской надводной флотилии.

Начало строительства, согласно российской военной программе, намечено на 2019 — 2025 годы, и уже даже начали выбирать название: фаворитом является «Маршал Жуков». Некоторые эксперты, в том числе российские, относятся к этим планам скептически и предупреждают, что для строительства такого крупного корабля у России нет ни верфи, ни людей, ни технологий, не говоря уже о финансовых средствах. Звучат даже мнения о том, что проект «Шторм» — это пропагандистский «пузырь».

Символическое, или пропагандистское, значение авианосцев, разумеется, не стоит недооценивать, и китайские усилия, по всей видимости, направлены, в том числе, на подтверждение своего статуса мировой державы. Кстати, то, что символическое значение авианосцев играет большую роль, доказывают споры и голосования о названиях новых китайских авианосцев, ведь на первом месте неизменно держится имя «Тайвань». Конечно, вопрос в том, остановит ли Китай свой выбор на столь «провокационном» названии, однако эта дискуссия подтверждает: китайцы хорошо понимают, каким потенциалом обладают авианосцы.

Нужно подчеркнуть, что боевые возможности «Ляонина» ограничены. Сама КНР заявляет, что авианосец будет использоваться преимущественно для обучения и приобретения опыта. С этой очень важной точки зрения китайцы по сравнению с россиянами пока остаются «профанами» — сравнивать их с американцами, разумеется, даже не приходится. Небезынтересно, что организация, порядок работы и униформа китайского палубного персонала почти в точности скопированы с американских.

Похоже, что КНР уже научилась у России всему, что могла, и теперь обращается к другому образцу, поскольку в палубных авиационных операциях ВМФ США бесспорный лидер. То, что китайский ученик уже начинает превосходить своего русского учителя, доказывают, наконец, и китайские планы по строительству новых авианосцев, которые резко контрастируют с туманными перспективами российского проекта «Шторм». Так, в конце следующего десятилетия Китай может располагать четырьмя или пятью авианосцами, тогда как в случае России даже самые ярые оптимисты предполагают всего два авианосца.

Желание брать пример с США говорит о том, что китайский флот хочет вырасти до уровня соперника ВМФ США, а вот советский или российский флот никогда не мог сравниться с американским даже близко. Но именно поэтому КНР стоит обратиться к опыту России (или СССР) и воспринять его как серьезное историческое предупреждение. Ведь не стоит ожидать, что Америка будет взирать на рост китайской флотилии сложа руки. Кстати, часто упоминаемый «тихоокеанский разворот» США — только попытка остановить подъем Китая.

Таким образом, КНР хоть и строит в области авианосцев большие планы (в отличие от России), а также обладает в основном всем необходимым для их реализации, существует реальный риск того, что Китай спровоцирует гонку морских вооружений. В ней он будет явно проигрывать Соединенным Штатам. Именно поэтому Китаю стоит обратиться к опыту 80-х, когда развернулась гонка стратегических и оборонительных вооружений, в результате которой Советский Союз выдохся и развалился.

Хотя СССР, в общем-то, рухнул бы так или иначе, потому что его неэффективная экономика просто не могла уже существовать, «гонка» с Америкой Рейгана значительно приблизила развязку. Китайская экономика тоже начинает пробуксовывать, и встает вопрос, не достигла ли эта (столь восхваляемая) «китайская модель» своих пределов, и не постигнет ли ее вскоре неизбежный крах. Китай должен помнить, что его авианосец «Ляонин», тогда еще под названием «Варяг», был торжественно спущен на воду в 1988 году, то есть незадолго до начала конца советской империи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Авианосцами называют огромные суда, на палубу которых могут садиться самолеты и вертолеты. Они как нельзя лучше иллюстрируют боевую мощь государства. Далеко не каждая страна может похвастаться наличием в своем вооружении авианосца. Авианосец «Ляонин» стал первым судном такого класса, которое пополнило ряды военно-морского флота Китая. Прежде чем это произошло, судну пришлось пережить немало интересных событий. Оно создавалось в Советском Союзе, достраивалось на Украине и в результате попало в Китай. Давайте разберемся, как все это произошло и чем вообще может похвастаться китайский авианосец с советскими корнями.

Строительство

В декабре 1985 года на черноморском судостроительном заводе было знаменательное событие - спуск на воду головного крейсера проекта 11435. Освободившаяся платформа для строительства, которая в корабельной практике называется стапелем, пустовала недолго - вскоре на ней заложили новый ТАКР (тяжеловесный авианесущий крейсер). Сначала судну дали имя «Рига». Оно, в отличие от головного крейсера проекта, было рассчитано на применение в тихоокеанских водах. Главное отличие судна от головного корабля состояло в более современном радиолокационном комплексе.

Спуск на воду

В ноябре 1988 года «Ригу» спустили на воду. Строительство должно было завершиться на плаву. Летом 1990 года будущий авианосец переименовали в «Варяг». На первых порах строительство судна шло стремительно, с четким соблюдением графика. Но к концу 1991 года, когда СССР начал распадаться, строительство остановилось. На тот момент корабль был готов на 68 %. В конечном итоге в 1992 году его законсервировали. От финансирования отказалась как Россия, так и Украина. Корабль даже не смогли уберечь - в 1993 году, когда охрану распустили из-за отсутствия финансирования, судно начали разворовывать.

Новый хозяин

Чтобы от крейсера была хоть какая-то польза, его решили продать как металлолом. В 1997-м объявили международный тендер на приобретение корабля. Туристическая фирма, зарегистрированная в португальской колонии Макао, предложила за судно самую большую цену - 20 миллионов долларов. В результате весной 1998-го недостроенный авианесущий крейсер стал принадлежать ей. Компания утверждала, что в огромном корпусе авианосца она построит помпезный торговый центр. Немного позже оказалось, что компания была подставной. Сегодня уже никто не скрывает, что фактически корабль приобрели военно-морские силы Китая.

Доставка к покупателю

Чтобы судно было доставлено на место назначения, понадобилось много времени и ресурсов. Корабль не успели оснастить двигателями и системами управления, а значит, его нужно было буксировать. Территорию завода недостроенный авианосец покинул летом 2000 года. Стоило ему попасть в Черное море, как возникли проблемы с турецкими властями. В результате он простоял на месте практически до зимы 2001 года. Отправившись в путь и дойдя до Эгейского моря, крейсер из-за сильного шторма оторвался от буксира.

Когда сцепку с горем пополам восстановили, судно отправилось вокруг Африки, через Гибралтар. Затем оно через Индийский океан и Сингапур вышло в Южно-Корейское море. И лишь в марте 2002 года бывший «Варяг» был доставлен в китайский порт Далянь. Его путь к месту назначения составил 15 тысяч миль.

Дальнейшая судьба

Корабль продавали в качестве металлолома, поэтому к нему не прилагалось строительной документации. Первые несколько лет китайские инженеры изучали корабль. И только в 2005 году началась достройка авианосца. По предварительным данным, он должен был использоваться для обучения молодых пилотов.

Достройка

Советское судно было выполнено очень качественно, так как строилось для себя. Конечно, за время простоя оно покрылось коррозией, но главные части (корпус, котлы, винты и обшивка) сохранились вполне неплохо. Все, что можно было украсть с корабля (кабели, электроприборы и т. д.), было украдено с него еще во время простоя в Николаеве.

Чтобы восстановить нормальное состояние судна, китайцам пришлось проделать недюжинную работу. Они не имели в своем распоряжении какой-либо документации, поэтому электрическую систему корабля пришлось разрабатывать с нуля. А снарядить крейсер существующим в расположении китайских военных вооружением было трудно из-за того, что он строился под другое, отечественное вооружение.

Изрядно потрудившись, китайцы все-таки смогли построить свой первый авианосец. Летом 2011 года состоялись первые испытания его ходовых характеристик. Судно едва ли не целый год находилось в плавании и лишь изредка заходило в порт Далянь для устранения недоработок.

В сентябре 2012 года на авианосец «Ляонин » погрузли боекомплект, и он отправился на испытания вооружения. Спустя несколько недель крейсер официально вошел в ряды военно-морского флота Китая. Первый китайский авианосец «Ляонин» был назван в честь одной их местных провинций. Больше про учебный статус корабля никто уже не вспоминал. Сейчас, судя по всему, он является полноценной боевой единицей.

Интересно отметить, что крейсер служит в тех же водах, для которых он и создавался, только под флагом другого государства. Переходим к рассмотрению технических характеристик, которыми может похвастаться данный корабль.

Вооружение

На судно не было установлено массированного вооружения, под которое его готовили советские конструкторы. Он был вооружен минимальным количеством оружия, достаточным для самообороны. Подобная практика была реализована на ряде американских авианосцев. По предположению отечественных инженеров, шахты, предназначенные под основной ударный комплекс, были переоборудованы китайцами под хранилище для топлива и боеприпасов авиагруппы.

Во время достройки авианосец «Ляонин » был оборудован зенитными установками местного производства. Надо признать, что они по своему составу и возможностям значительно отстают от установок, предполагаемых по советскому проекту. Что касается авиагруппы, то для своего первого авианесущего крейсера китайцы даже создали специальную модификацию истребителя J-11, которую назвали J-15. Стоит отметить, что данный самолет является едва ли не копией истребителя Су-27 советского производства.

Помимо самолетов, на палубе будут служить также вертолеты Z-9 и Z-18. А для радиолокационного дозора на дальних дистанциях КНР закупила у РФ вертолеты Ка-31. В общей сложности авиагруппа крейсера представлена 24 истребителями, 6 противолодочными вертолетами, 4 вертолетами ДРЛО и 2 поисково-спасательными вертолетами.

Связь и прочее оборудование

При строительстве «Варяга» предполагалось, что на него будет установлен РЛК (радиолокационный комплекс) «Форум», вместо «Марс-Пассата», которым оборудовался головной корабль серии. Поэтому места крепления антенных постов «Марс-Пассата» были при строительстве «Варяга» заделаны. А во время достройки судна в Китае на эти же места были установлены решетки антенн китайского РЛК 348. Занимательный факт: авианосец «Ляонин» больше похож на головной корабль серии 11435, чем на недостроенный «Варяг». Судно также было оборудовано вращающейся антенной китайской радиолокационной станции под названием «Морской орел».

С точки зрения авиационно-технической части, первый авианосец Китая - «Ляонин» - сохранил особенности, которыми обладала советская разработка. Речь идет о трех стартовых позициях, оборудованных газоотбойными щитами и убираемыми задержками, трамплине вместо катапульт, оптической системе посадки и четырех аэрофинишерах тросового типа, оснащенных гидравлическими тормозными машинами.

В корме судна, у левой части кромки, находится пост руководителя визуальной посадки открытого типа. Подобные посты в своих авианосцах используют американцы. В советских авианесущих крейсерах пост выполняется в виде закрытой остекленной рубки, в которой комфортнее работать на Севере и Дальнем Востоке.

Все остальные характеристики, которыми обладает авианосец «Ляонин» (двигатели , системы управления и прочее) не разглашаются. Известно лишь, что тысячному экипажу очень комфортно жить на палубе судна. В этом плане оно обошло другие корабли ВМФ Китая.

Авианосец «Варяг»/«Ляонин»: служба

В 1991 году в СССР началось формирование экипажа для строящегося на тот момент крейсера «Варяг», однако в 1993 году его расформировали.

В 2012 году, когда «Ляонин» поступил на вооружении Китая, на нем начали проводить тренировки пилотов морской специализации, в том числе на истребителе J-15. 5 ноября этого же года на авианосец впервые осуществили посадку самолета с зацепом троса. В конце 2013 года одно из судов, идущих в «Ляонинском» эскорте, чуть ли не столкнулось с американским кораблем USS Cowpens в Южно-Китайском море. В сложившемся недоразумении представители двух стран обменялись взаимными обвинениями.

В ноябре 2014 года крейсер посетил министр обороны Америки - Чак Хейгел. Приехав в Китай с официальным визитом, он не мог не взглянуть на первый китайский авианосец. Ему провели двухчасовую экскурсию по судну. Хейгел в целом положительно отозвался об авианесущем крейсере, однако сказал, что Китаю еще есть чему поучиться на этом поприще. Что, в общем-то, неудивительно: должны пройти десятилетия, чтобы можно было всерьез рассматривать «Ляонин» против авианосцев США. Америка уже давно освоила строительство подобной техники и постоянно развивается в этом направлении.

Осенью 2015 года в СМИ появилась информация о том, что крейсер пришвартовался в порту Тартус (Сирия). Однако, по мнению экспертов, данная новость вымышлена. Дело в том, что пройти через Тихий и Индийский океаны незамеченным вряд ли удастся такому габаритному кораблю, как «Ляонин» (авианосец). Где сейчас находится судно, неизвестно. Оно периодически покидает порт с целью испытаний.

Заключение

Сегодня мы подробно рассмотрели авианосец «Ляонин» (Китай). История данного судна была весьма необычной. Оно строилось в трех странах, и лишь последняя из них смогла завершить это дело. А еще «Ляонин» является единственным авианосцем, проданным за столь незначительную цену.

Начавший свою жизнь под именем «Рига», сменивший три страны-владельца и побывавший кораблем-казино, нынче авианосец «Ляонин» стал первым и единственным авианосцем Китайской Народной Республики. Какова история этого корабля и где он находится сейчас?

Из Варяга в Ляонин

В 1985 году ВМФ СССР заказало второй авианосец проекта 11435 под названием «Варяг». Однако, несмотря на начало работ по строительству, он так и не был достроен. При разделе имущества, во времена развала СССР, крейсер в недостроенном состоянии перешел Украине, но спустя несколько лет в 1998 году был продан как металлолом в Поднебесную. Китай приобрел его за смешную, даже по тем временам, сумму, а именно за 25 миллионов долларов.

Изначально его планировалось использовать в весьма специфических целях — в качестве средства развлечения и размещения в нем казино. Идея, казалось бы, интересная, но в планы военных входила перестройка крейсера для военных нужд страны. В 2000 году 6 буксиров начали перевозку корабля, за которую Поднебесная заплатила 5 миллионов долларов. Спустя два года авианосец был доставлен в Китай, а после отправлен на модернизацию и перестройку. В 2005 году специалисты из Китая взялись за перестройку авианесущего крейсера на верфи в Даляне для ВМС КНР.

Транспортировка «Варяга»

Ход испытаний и возможные трудности

В 2011 году по заявлению министров обороны все основные работы по перестройке «Варяга» были закончены. Однако, согласно многим китайским изданиям, «Ляонин» не был оснащен важным для китайского авианосца оборудованием – аэрофинишерами. Изначально китайская сторона предполагала приобрести их у России, но получила отказ. Дело в том, что оборудование подобного рода несет стратегический характер, и его продажа является нецелесообразной. Таким образом, КНР столкнулась с определенными трудностями, ведь разработка систем аэрофинишера — весьма трудоемкий и наукоемкий процесс. Это вполне могло поставить под сомнение дальнейшую судьбу «Варяга».

В период с 2011 по 2012 год крейсер подвергался различного рода испытаниям. Так, в середине 2011 года «Ляонин» отплыл из порта на проведение полевых испытаний, после чего снова вернулся в Далянь. А в конце года вновь покинул свое место дислокации. В этот период корабль неоднократно повергался проверке систем вооружения и оборудования. Однако, по заявлениям многих СМИ со ссылкой на официальные источники, в министерстве утверждали, что, несмотря на все мероприятия, потребуется еще несколько лет, чтобы полностью закончить тестирования систем. После чего станет возможным посадка самолетов.


Птички для новорожденного «Ляонина»

Китай весьма изобретательная страна — для своего новоиспеченного корабля была разработана своя вариация палубного самолета Су-33, имеющего идентификатор J-15 «летающая акула». Взлет с авианесущего крейсера требует определенного мастерства от пилотов, поэтому для тренировки пилотов и их обучения в 2008 году было начато строительство испытательно-тренировочного комплекса морской авиации. Комплекс идентичен аналогичным базам в бывшем СССР. На сегодняшний день комплекс сдан в эксплуатацию.


По данным министерства обороны с палубы корабля уже было совершенно более сотни взлетов корабельных самолетов «летающая акула».

Основные характеристики и вооружение

Водоизмещение корабля составляет 59500 тонн. Длина 304,5 метра, а ширина 38 метров (полетной палубы — 75 метров). В ходе испытаний была заявлена скорость примерно 54 км/ч. Штат военнослужащих насчитывает 1980 человек, где одну треть составляют офицеры.


В плане вооружения корабль оснащен противовоздушными оборонительными комплексами. Это три семиствольных 30-мм оружий Type 1130. Ракетное снабжение представлено тремя восемнадцатизарядными ПУ ЗУР FL-3000. На крейсере базируется авиагруппа 30 самолетов J-15, еще 24 Changhe З-8.

Наше время

На сегодняшний день китайский авианосец «Ляонин» был принят на вооружение КНР и отправлен в далекое плавание из порта Циндао. Для участия в проведении полевых тренировок и исследовательских испытаний. Однако, по заявлению многих СМИ, авианосец «Ляонин» был замечен в порту Тартус. Более того, сообщается о тысяче китайских морских пехотинцев, которые появились вместе с прибытием авианосца Ляонин. Тартус стал пристанищем и ракетного крейсера Китая. Однако западные СМИ не упоминают об этом.

Прибытие крейсера вполне понятно. Уже долгое время Китай грезит о возрождении шелкового пути. А учитывая проблемы, нарастающие в странах Восточного региона, это может быть не так и просто.

Маленький Ляонин

Закончим нашу статью забавным фактом. В апреле этого года 80-летний житель Китая спустил на воду свой собственный авианосец. Миниатюрная копия «Ляонина» была построена за два месяца своими руками. На создание такой игрушки Вэнь Ю вдохновил его внук. Мощным вооружением, как у старшего «брата», маленький авианосец похвастаться не может, однако один истребитель у него на борту все-таки есть.

Выбор редакции
Руководитель каждого предприятия задумывается над автоматизацией бухгалтерского учета. Естественно, учет бухгалтерии на компьютере...

Слайд 1Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353Слайд 2ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ...

Холдинговые компании создаются для диверсификации бизнеса, оптимизации налогообложения, управления различными активами компании. В...

Как известно, МиГ-29 принадлежал к категории летательных аппаратов нового поколения еще в 70-х годах прошлого столетия. В 1969 году...
Скачать: Как поросенок говорить научился - рассказ Леонида Пантелеева, с которым стоит познакомить ребят младшего возраста. В ней автор...
Насколько трудно работать в МЧС сегодня? Какими качествами должен обладать потенциальный боец вашего управления? Никогда не было легко...
ХАРАКТЕР РАБОТЫ Редакторы занимаются выпуском в свет печатных изданий (книг, газет, журналов и т.п.), то есть их публикованием....
Положения Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, касающиеся контрактной службы и контрактного управляющего вступили в силу с...
21.09.2013 Категория: Доска почета Просмотров: 7561 Это интервью далось не просто. Нет, в том, что Андрей Каменев – интересный...