Скачать презентацию движущие силы эволюции. Презентация на тему "Движущие силы эволюции. Борьба за существование.". Естественный отбор – это выживание и оставление потомства наиболее приспособленными особями и гибель менее приспособленных


Слайд 2

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;
  • Научить правильно определять формы борьбы за существование;
  • Убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции.
  • Слайд 3

    Проверка домашнего задания.

    • Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику.
    • Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.
  • Слайд 4

    Формы борьбы за существование

    • Внутривидовая борьба
    • Межвидовая борьба
    • Борьба с неблагоприятными
    • Условиями среды
  • Слайд 5

    Внутривидовая борьба

    Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

    Слайд 6

    Примеры внутривидовой борьбы:

    • Борьба за территорию;
    • Состязание за добычу;
    • Внутривидовой каннибализм;
    • Борьба за главенство в стае;
    • Борьба за обладание самкой
  • Слайд 7

    Межвидовая борьба

    Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.

    Слайд 9

    Борьба с неблагоприятными условиями среды

    Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.

    Слайд 10

    Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды:

    • Сезонная линька;
    • Летняя и зимняя спячка;
    • Сезонные перелёты и кочёвки птиц;
    • Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений;
    • Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.
  • Слайд 11

    Закрепление темы:

    Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки:

    А – Внутривидовая борьба

    Б – Межвидовая борьба

    В – Борьба с неблагоприятными условиями среды

    Слайд 12

    Причины гибели особей одуванчика:

    1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

    2-плодами питаются многие птицы;

    3-всходами питаются травоядные животные;

    4-одуванчики топчут люди;

    5- растения затемняют пырей, крапива;

    6-сами одуванчики вытесняют друг друга;

    7-семена погибают на скалах, в пустыне;

    8-семена не прорастают от недостатка влаги;

    9-растения гибнут от сильных морозов;

    10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.

    Слайд 13

    Ответьте на вопросы:

    В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?

    Слайд 14

    Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?

    Развитие эволюционных представленийАвтором
    первой
    стройной
    эволюционной концепции был
    Чарльз Дарвин, написавший по
    этому поводу книгу:
    «О происхождении видов путем
    естественного отбора или о
    сохранении
    благоприятственных пород в
    борьбе за жизнь»
    Чарльз Дарвин (1809 - 1882)

    Движущие силы эволюциинаследственность, изменчивость,
    естественный
    отбор
    Наследственность
    свойство живых организмов передавать
    признаки от родителей потомству.
    Изменчивость
    свойство живых организмов приобретать
    новые признаки в процессе развития.

    Естественный отбор – это выживание и оставление потомства наиболее приспособленными особями и гибель менее приспособленных.

    Борьба за существование – это
    внутривидовые и межвидовые
    отношения, а также взаимоотношения
    организмов с факторами среды.

    Основная логика эволюционного учения

    Наследственность
    Изменчивость
    Организмы отличаются
    друг от друга и могут
    передавать свои
    характерные
    особенности потомкам
    Выживают
    наиболее
    приспособленные
    Способность
    организмов к
    неограниченному
    размножению
    Ограниченность
    условий среды
    Борьба за
    существование
    Естественный
    отбор

    В итоге:

    Живые
    системы
    приспосабливаются
    к
    условиям
    окружающей
    среды
    Естественный
    отбор
    На
    планете
    Земля
    существует
    огромное
    количество видов живых
    организмов
    Могут
    сосуществовать
    высоко
    организованные
    виды и виды с более
    примитивным
    уровнем
    организации

    Доказательства эволюции: палеонтологические

    археоптерикс

    Археоптерикс

    Доказательства эволюции: переходные формы

    Доказательства эволюции: Морфологические (сравнительно-анатомические)

    Гомологичные и аналогичные органы

    Рудименты и атавизмы

    Доказательства эволюции: эмбриологические

    Карл Бэр: закон зародышевого сходства

    Формы борьбы за существование

    Внутривидовая борьба
    Межвидовая борьба
    Борьба с неблагоприятными
    условиями среды

    Внутривидовая борьба

    Приводит
    к
    сохранению
    популяции и вида за
    счёт
    гибели
    или
    неучастия
    в
    размножении
    наименее
    приспособленных
    особей данного вида.
    Ярлык для морские свинки.lnk

    Примеры внутривидовой борьбы

    Борьба за
    территорию;
    Состязание за
    добычу;
    Внутривидовой
    каннибализм;
    Борьба за главенство
    в стае;
    Борьба за обладание
    самкой

    Межвидовая борьба

    Приводит к победе
    более
    жизнеспособной
    особи
    или
    популяции
    одного
    вида
    над
    менее
    жизнеспособной
    особью
    или
    популяцией другого
    вида.

    Примеры межвидовой борьбы:

    Вытеснение
    пчелы
    австралийской пчелой
    европейской;
    Конкуренция
    между
    серой
    и
    чёрной
    крысами;
    Конкуренция за свет
    между елью и берёзой;
    Паразитизм;
    Вытеснение куницейхарзой соболя из его
    привычных
    мест
    обитания.

    Борьба с неблагоприятными условиями среды

    Примеры борьбы с неблагоприятными условиями
    окружающей среды:
    Сезонная линька;
    Летняя и зимняя
    спячка;
    Сезонные перелёты и
    кочёвки птиц;
    Сильно развитая
    корневая система и
    видоизменённые листья
    у пустынных растений;
    Низкорослость берёзы и
    ивы в условиях тундры.

    Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды:

    Подведение итогов:
    Борьба за
    существование
    «Поражение» наименее
    приспособленных
    особей, имеющих
    неблагоприятные
    признаки
    «Победа» наиболее
    приспособленных
    особей, имеющих
    благоприятные
    признаки
    Гибель, устранение
    от размножения
    Выживание и
    участие
    в размножении
    Неблагоприятные
    признаки
    не передаются
    потомству
    Благоприятные
    признаки передаются
    потомству и
    усиливаются

    Подведение итогов:

    Движущие силы
    эволюции:
    Естественный
    отбор
    Борьба за
    существование
    Наследственная
    изменчивость
    Результатом
    борьбы за
    существование
    является
    естественный отбор

    Движущие силы эволюции:

    Микроэволюция
    Это
    процесс
    преобразования
    популяции или популяций под
    действием факторов эволюции,
    который
    ведет
    к
    изменению
    генофонда и образованию нового
    вида.

    Микроэволюция

    1. Под действием элементарных факторов
    на генофонд популяции происходит
    изменение частот
    отдельных генов. Это
    приводит
    к
    элементарному
    эволюционному явлению - изменению
    генотипического и фенотипического
    состава популяции.
    2. При длительном однонаправленном
    воздействии
    естественного
    отбора
    наблюдается
    дифференциация
    популяций.

    Факторы эволюции – это любые
    явления и процессы, оказывающие
    какое либо воздействие на эволюцию
    Факторы
    эволюции
    Мутации
    Дрейф
    генов
    Волны
    жизни
    Изоляция

    Это
    процесс
    в котором
    совершаются
    внезапные,
    естественные или вызванные
    искусственно
    наследственные
    изменения
    в
    генетическом
    материале,
    приводящие
    к
    изменению отдельных признаков
    организма.

    Мутационный процесс

    С.С. Четвериков был одним из первых,
    кто обратил внимание на периодические
    колебания
    численности
    особей,
    составляющих популяцию.
    Такое
    КОЛЕБАНИЕ
    ЧИСЛЕННОСТИ
    ОСОБЕЙ
    ПОПУЛЯЦИИ
    получило
    название
    "ПОПУЛЯЦИОННЫХ
    ВОЛН" или "ВОЛН ЖИЗНИ".
    ПРИЧИНЫ
    ИЗМЕНЕНИЯ
    ЧИСЛЕННОСТИ
    ПОПУЛЯЦИИ:
    резкое изменение климата, наличие
    кормовой базы, стихийные бедствия,
    хозяйственная деятельность человека и
    др.

    1. Волны могут совершенно случайно
    и резко изменять в популяции
    концентрацию
    редко
    встречающихся генов или целых
    генотипов.
    2. В период резкого снижения
    численности популяции некоторые
    гены (генотипы) могут полностью
    исчезнуть, при том независимо от
    их биологической ценности.
    3. При нарастании волн другие гены
    резко повысят свою концентрацию.
    Волны жизни, как и мутационный
    процесс, поставляют случайный
    ненаправленный
    генетический
    материал
    для
    естественного
    отбора.

    1. Периодические (например, сезонные колебания
    численности насекомых, однолетних растений,
    вирусов гриппа)
    2. Непериодические
    (зависят
    от
    многих
    факторов). Примеры: колебания численности
    хищник – жертва, вспышки численности
    леммингов в Арктике, пролёты саранчи,
    размножение кроликов в Австралии, чумные
    эпидемии в Европе в прошлом.

    Виды популяционных волн:

    В нижней точке кривой численности
    наблюдается «эффект бутылочного горлышка».
    Сквозь него проходят немногие особи и в новой
    популяции соотношение аллелей будет другим.

    В нижней точке кривой численности наблюдается «эффект бутылочного горлышка». Сквозь него проходят немногие особи и в новой популяции соот

    «Только весенние воды нахлынут, и без того они
    сотнями гинут…»
    Некрасов
    Выживают лишь
    немногие особи, и
    приспособленность не
    играет роли, скорее
    случай (в лице д.Мазая)

    «Только весенние воды нахлынут, и без того они сотнями гинут…» Некрасов

    Изоляция – нарушение свободы скрещивания.
    В изолированной группе частоты аллелей
    окажутся иными, чем в большой популяции.
    Изоляция приводит к дрейфу генов, и также
    является пусковым моментом видообразования.
    Изолирующий
    фактор

    Изоляция – нарушение свободы скрещивания. В изолированной группе частоты аллелей окажутся иными, чем в большой популяции. Изоляция привод

    I.
    потенциальные
    партнеры не
    встречаются
    II.
    потенциальные
    партнеры
    встречаются, но
    не спариваются
    Географическая
    изоляция
    живут в разных
    местообитаниях
    Экологическая
    (сезонная)
    изоляция
    размножаются в
    разные сроки
    Поведенческая
    изоляция
    отличаются по окраске,
    брачным ритуалам,
    песне или запаху

    Географическая изоляция
    Райские сороки живут в тропических лесах Новой Гвинеи.
    Каждый из пяти видов обитает на своем горном хребте,
    отделенном от остальных саванной. Морфологические различия
    между видами настолько существенны, что изначально они были
    описаны в качестве отдельных родов.

    Экологическая изоляции
    Озеро Тана (Эфиопия) заселено комплексом
    близкородственных видов рыб-барбусов.
    Поскольку других видов рыб в озере очень
    мало, то барбусы освоили все доступные
    экологические ниши.
    Форма, питающаяся смешанной пищей
    Хищник
    Добывает насекомых, планктон и мальков рыб у поверхности воды

    Биологический диктант
    1. Эволюция
    2. Наследственность
    3. Изменчивость
    4. Естественный отбор
    5. Борьба за существование
    6. Палеонтологические доказательства
    7. Эмбриологические доказательства
    8. Рудименты
    9. Микроэволюция
    10. Мутационный процесс
    11. Популяционные волны
    12. Изоляция

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Задачи урока: Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование; Научить правильно определять формы борьбы за существование; Убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции.

    Cлайд 3

    Проверка домашнего задания. Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику. Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.

    Cлайд 4

    Формы борьбы за существование Внутривидовая борьба Межвидовая борьба Борьба с неблагоприятными Условиями среды

    Cлайд 5

    Внутривидовая борьба Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

    Cлайд 6

    Примеры внутривидовой борьбы: Борьба за территорию; Состязание за добычу; Внутривидовой каннибализм; Борьба за главенство в стае; Борьба за обладание самкой

    Cлайд 7

    Межвидовая борьба Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Борьба с неблагоприятными условиями среды Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.

    Cлайд 10

    Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды: Сезонная линька; Летняя и зимняя спячка; Сезонные перелёты и кочёвки птиц; Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений; Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.

    Cлайд 11

    Закрепление темы: Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки: А – Внутривидовая борьба Б – Межвидовая борьба В – Борьба с неблагоприятными условиями среды

    Cлайд 12

    Причины гибели особей одуванчика: 1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы; 2-плодами питаются многие птицы; 3-всходами питаются травоядные животные; 4-одуванчики топчут люди; 5- растения затемняют пырей, крапива; 6-сами одуванчики вытесняют друг друга; 7-семена погибают на скалах, в пустыне; 8-семена не прорастают от недостатка влаги; 9-растения гибнут от сильных морозов; 10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.

    Cлайд 13

    Ответьте на вопросы: В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?

    Cлайд 14

    Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески? краткое содержание других презентаций

    «Естественный отбор по Дарвину» - Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование. Существует наследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Дизруптивный отбор. Стабилизирующий отбор. Наследственность. Движущий отбор. Естественный отбор. Результаты наблюдений. 1831г - Ч. Дарвин отправляется в кругосветное путешествие. Борьба с неблагоприятными условиями. Межвидовая борьба. Внутривидовая борьба. Борьба за существование.

    «Биология «Естественный отбор»» - Итоговая схема. Естественный отбор – результат борьбы за существование. Задачи. Дизруптивная форма отбора. Движущая форма отбора. Этапы урока. Формы естественного отбора. Закрепление знаний. Закрепление умений различать и характеризовать отдельные формы. Земля. Цель урока. Вопросы по Ч. Дарвину. Естественный отбор. Проверка знаний. Проблемный вопрос. Стабилизирующая форма отбора.

    «Естественный отбор» - Стабилизирующий. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью. Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. Половой. Описано множество примеров действия стабилизующего отбора в природе. В результате образуются две расы погремка – ранне- и позднецветущая. Движущий. Естественный отбор. В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной.

    «Борьба за существование, естественный отбор» - В территории. Движущей силой изменения видов является естественный отбор. Презентация на тему: Естественный отбор. Первое положение теории. Щелочная среда кишечника. Засуха в саванне. Внутривидовая борьба за существование. Второе положение теории. Борьба с неблагоприятными условиями среды. В размножении. В природе происходит непрерывная борьба за существование. Основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе.

    «Основные движущие силы эволюции» - Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды. Движущие силы эволюции. Результат действия дизруптивного отбора. Примеры межвидовой борьбы. Примеры внутривидовой борьбы. Борьба с неблагоприятными условиями среды. Формы естественного отбора. Результат стабилизирующего отбора. Обеспечивает адаптацию различных группировок особей. Формы борьбы за существование. Межвидовая борьба. Результат движущего отбора.

    «Виды естественного отбора» - Творческая роль естественного отбора. Распределение веса при рождении у английских младенцев. Понятие естественного отбора. Пример стабилизирующего отбора. Полиморфизм. Естественный отбор. Пример движущего или направленного отбора. Адаптации - пример действия естественного отбора. Пример дизруптивного отбора. Запас генетической изменчивости. Движущий или направленный отбор. Принцип естественного отбора.

  • Выбор редакции
    Слайд 2 Задачи урока: Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;Научить правильно определять формы борьбы за...

    1 из 18 Презентация на тему: № слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда: Общие сведения Столица: Рим...

    Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя. консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;...

    УТВЕРЖДАЮ: [Наименование должности]_______________________________ _______________________________ [Наименование...
    На средних и крупных предприятиях объем работы бухгалтерии достаточно велик, чтобы с ним мог справиться один бухгалтер. Поэтому часто...
    основные требования Методические указания Санкт-Петербург ВВЕДЕНИЕ Методические указания предназначены студентов...
    Дядя Павел истопник Когда Мария Петровна вбежала к нам в комнату, ее просто нельзя было узнать. Она была вся красная, как Синьор...
    I. Общая часть. 1.1. Главный инженер проекта (ГИП) назначается приказом генерального директора предприятия из числа руководителей или...
    Ни одна компания, как бы ни было организовано ее управление, не может развиваться сама по себе. Поэтому каждой организации необходим...