Онлайн касса штрафы за чеки. Штраф за неприменение онлайн-касс. Отсрочка установки новых кассовых аппаратов


Работа без кассового аппарата - для ООО штраф может проявляться не только в денежном взыскании, но и в принудительном приостановлении деятельности. Мы расскажем, в каких случаях предусмотрена ответственность за нарушение порядка осуществления наличных расчетов с клиентами.

Может ли ООО работать без кассового аппарата?

Оснований для работы ООО без кассового аппарата с началом действия обновленного закона «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ осталось немного, но они все же существуют. Это в том числе:

Основание

Регламентирующее положение закона 54-ФЗ

Выполнение расчетов с клиентами электронными платежными средствами без их предъявления

Оказание некоторых услуг и некоторые виды торговли (согласно приведенному в законе перечню видов деятельности)

Торговля в отдаленных или труднодоступных местностях

Оказание услуг и торговля товарами религиозного назначения в соответствующих учреждениях

Деятельность в сфере медицины и торговли фармацевтическими препаратами в сельской местности

Расчеты с помощью терминалов, находящихся в ведении кредитных организаций

Отдельно упомянем временную (до 01.07.2019) возможность отказаться от ККМ в расчетах для некоторых ООО.

Какие штрафы за работу без ККМ для ООО?

Законом 290-ФЗ, кроме изменений в порядке осуществления кассовых операций, были внесены правки в действующий Кодекс об административных нарушениях. Согласно обновленным нормам, на предприятие будут наложены санкции в следующих случаях:

Нарушение

Основание КоАП

Ответственность организации

Ответственность должностных лиц

Не пробит чек в расчете с покупателем

п. 2 ст. 14.5

Штраф от 0,75 до полной суммы расчета, но не менее 30 000 руб.

Штраф 0,25-0,5 суммы расчета, но не менее 10 000 руб.

Не пробиты чеки на совокупную сумму от 1 000000 руб. при повторном нарушении п. 2 ст. 14.5 КоАП

п. 3 ст. 14.5

Остановка деятельности на срок до 90 суток

Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет

Применена несоответствующая техтребованиям ККТ и/или ККТ с нарушениями в порядке регистрации

п. 4 ст. 14.5

Предупреждение или штраф в размере 5000-10 000 руб.

Предупреждение или штраф в размере 1500-3000 руб.

По запросу налоговой не была предоставлена информация относительно кассовых операций

п. 5 ст. 14.5

Клиенту не был выдан чек (БСО), в том числе в электронном виде по его запросу

п. 6 ст. 14.5

Предупреждение или штраф в размере 10 000 руб.

Предупреждение или штраф в размере 2000 руб.

На переходный период (до повсеместного внедрения онлайн-касс) наиболее частым нарушением будет являться использование кассы старого образца. На нем мы остановимся более подробно.

Какие штрафы за работу без кассового аппарата нового поколения?

В период до июля 2017 года предприятиям было дозволено добровольно переходить на онлайн-кассы и модернизировать старые ККТ путем замены ЭКЛЗ на блок с фискальным накопителем. Такая покупка или модернизация, естественно, должна была сопровождаться снятием с учета в налоговой старой техники и постановки на учет новой. С 01.07.2017 старые кассы поэтапно вытесняются кассами нового поколения. При этом снятие старых ККМ с ЭКЛЗ с учета налоговая выполняет самостоятельно и без извещения пользователя.

При этом, как показывает практика, наложение штрафов за работу на кассе старого образца зависит от сложившейся практики на местах. Применение старой техники налоговики могут расценить как использование ККТ с нарушениями в порядке ее регистрации и неподходящей по техтребованиям (п. 4 ст. 14.5 КоАП) либо как неприменение ККМ в расчетах (п. 2 ст. 14.5 КоАП).

Подробнее о наличных расчетах в отдаленных населенных пунктах почитайте .

Освобождение от административной ответственности

Кроме сумм штрафов ст. 14.5 КоАП содержит и примечание, позволяющее продавцам избежать штрафных санкций. Если предприятие заявит ФНС о выявленном нарушении кассовой дисциплины в письменном виде, оно может быть освобождено от ответственности при совпадении следующих обстоятельств:

  • если обязанности, предусмотренные законом 54-ФЗ, добровольно исполнены до вынесения постановления по делу о правонарушении;
  • если на момент поступления письменного заявления налоговая инспекция не располагала данными о нарушении;
  • если сведения в заявлении продавца и приложенные им документы являются достаточными для определения факта правонарушения.

Также поводом для неприменения штрафа могут быть технические сбои в работе ККТ .

Итоги

Работать без применения ККТ смогут в основном только те ООО, деятельность которых проходит в отдаленных местностях или связана с нестационарной торговлей. Штрафы за неприменение ККМ в установленных случаях более чем суровые и в отдельных случаях могут привести к административной приостановке деятельности.

Далеко не всегда компании, отступая от установленных , руководствуются каким-то злым умыслом (скрыть выручку и т.п.). Все может быть гораздо банальнее. К примеру, отключили электричество и в этом случае по правилам торговля должна быть прекращена. А что, если реализуются скоропортящиеся товары и такой простой повлечет серьезные убытки? Примечательно, но с некоторых пор у компаний есть возможность решить эту проблему, что называется, с минимальными потерями.

В свое время Минфин в Письме от 12 марта 1999 г. N 16-00-24-32 привел форму , которую следовало применять в случае отключения электричества. Тем самым чиновники фактически дали добро организациям, которые остались на какое-то время без света, продолжить работу и в темноте, выдавая своим покупателям вместо названные БСО. Однако ситуация кардинальным образом изменилась с момента вступления в силу Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ. Дело в том, что в нем установлен перечень случаев, когда компания или ИП вместо чеков могут выдавать БСО, и среди таковых нет такого основания, как отключение электричества. То есть если компания, которая в силу закона обязана при расчетах , в период, когда у нее не было света и, соответственно, возможности пробивать чеки, продолжит отпускать товар, выдавая покупателям, к примеру, БСО, то она может быть привлечена к ответственности по ст. 14.5 КоАП за неприменение ККТ.

До недавнего времени компаниям в большинстве случаев удавалось избежать "кассовой" ответственности, поскольку срок давности по таким правонарушениям составлял всего два месяца. Однако Законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) этот срок увеличен до двух лет. Соответствующая поправка внесена в ч. 1 ст. 4.5 КоАП. Так что с 15 июля 2016 г. шансы на то, что нарушение останется незамеченным, значительно уменьшены.

Составы "кассовых" правонарушений

Кроме того, Законом N 290-ФЗ и ст. 14.5 КоАП изложена в новой редакции, разграничена ответственность за различные виды . В частности, согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях теперь зависит от суммы непробитого чека: для должностных лиц и ИП штраф составит от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.; для юрлиц - от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.

Частью 3 ст. 14.5 КоАП установлена ответственность за повторное неприменение ККТ. Однако она грозит только в случае, если кассовые чеки в совокупности не пробиты на сумму один миллион и выше. При таких обстоятельствах должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет, а деятельность юрлиц и ИП могут приостановить на срок до 90 суток.

Частью 4 ст. 14.5 КоАП установлена ответственность за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо в отношении которой были нарушены порядок регистрации, перерегистрации, а также порядок и условия ее применения. Совершение такого правонарушения для организаций влечет предупреждение или штраф в размере 5000 - 10 000 руб., а для руководителей (ИП) - предупреждение или штраф в размере 1500 - 3000 руб.

Аналогичные санкции предусмотрены и ч. 5 ст. 14.5 КоАП, но уже за непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением установленных на то сроков.

Ну и, наконец, ч. 6 ст. 14.5 КоАП установлено, что за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо за непередачу этих документов в бумажном виде по требованию покупателя (клиента) в предусмотренных законом случаях организации грозит предупреждение или штраф в размере 10 000 руб., а руководителям (ИП) - предупреждение или штраф в размере 2000 руб.

Части 7 - 15 ст. 14.5 КоАП устанавливают ответственность для операторов фискальных данных, изготовителей ККТ и экспертных организаций, проводящих экспертизу моделей ККТ. Поэтому эти части мы опустим.

Освобождение от "кассовых" санкций

В то же время в отличие от "старой" редакции ст. 14.5 КоАП в ее обновленной версии установлены условия, при соблюдении которых нарушитель освобождается от "кассовой" ответственности. А условия таковы (примечание к ст. 14.5 КоАП): необходимо добровольно оповестить налоговый орган о совершенном кассовом правонарушении, предварительно исправившись, то есть исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении. При этом освобождение сработает в том случае, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • на момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В каких правонарушениях лучше покаяться

В то же время необходимо иметь в виду, что освобождение от "кассовой" ответственности, даже при соблюдении названных условий, предусмотрено отнюдь не для всех видов "кассовых" нарушений. Таким образом, избавить себя от штрафа можно только в отношении следующих правонарушений:

  • неприменения ККТ в случаях, когда ее применение обязательно;
  • применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;
  • применения ККТ с нарушением порядка ее регистрации, а также порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения.

Как сознаться в правонарушении?

Одним из условий для получения освобождения от "кассовой" ответственности является представление в налоговый орган соответствующего заявления. Какой-либо официальной формы на сей случай не установлено. То есть соответствующее заявление пишем в произвольной форме. В нем нужно указать, когда и какое именно из названных правонарушений было совершено и как оно было исправлено. При этом следует привести и ссылочку на примечание к ст. 14.5 КоАП, на основании которого вы претендуете на освобождение от административной ответственности.

Самый распространенный случай - неприменение ККТ в связи с отключением электричества. Для того чтобы освободиться от штрафа, нужно написать в ИФНС заявление и приложить к нему копии кассовых чеков, которые были пробиты после включения света на суммы, принятые от покупателя "в темноте".

Онлайн-нарушения

В то же время необходимо отметить, что в связи с переходом на применение онлайн-ККТ многие правонарушения налоговики также будут обнаруживать в режиме онлайн. Иными словами, компания или ИП могут и не успеть "покаяться" с тем, чтобы освободиться от штрафа. Однако санкции все же могут быть значительно уменьшены... в три раза, причем от минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП. Это предусмотрено ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП. А сами условия для такого уменьшения приведены в ч. 4 ст. 28.6 КоАП. Из положений данной нормы следует, что штраф может быть "сокращен", если при обнаружении в ходе автоматизированной проверки поступивших сообщений и заявлений от физлиц и организаций нарушитель признает вменяемое нарушение.

Когда молчание - золото

Еще раз повторимся, что освобождение от штрафных санкций или же их уменьшение предусмотрено только в отношении конкретных видов "кассовых" нарушений, которые предусмотрены ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП. Иными словами, даже если поставить в известность налоговиков о совершении повторного нарушения, когда "мимо кассы" прошло более 1 млн руб., от штрафа это не спасет. Нельзя уменьшить штраф и в случае, если по запросу налогового органа компания не представила документы.

Также представляется, что проблемным будет получение освобождения в отношении правонарушения, связанного, к примеру, с нарушением порядка регистрации или перерегистрации ККТ, хотя они и содержатся в "белом списке". Ведь регистрацией ККТ занимается налоговый орган, так что раньше инспекторов узнать о правонарушении (и уж тем более "исправить" его до подачи заявления с "покаянием") просто невозможно.

Уже с 1 июля 2017 года применение прежних ККМ, не имеющих технической возможности в электронном виде передавать информацию через оператора фискальных данных в налоговую инспекцию, станет невозможным. На их смену придут онлайн-кассы .

Разумеется, такое нововведение пришлось по вкусу далеко не всем представителям малого бизнеса. В первую очередь это связано с довольно внушительными затратами, которые неизбежно возникают при приобретении данного оборудования, его техническом подключении и обучении персонала новым принципам работы онлайн-кассы. Ответственность, которая грозит фирмам и ИП, отказывающимся работать по новым правилам, все-таки является гораздо более весомой в материальном плане. Так что пренебрегать новыми требованиями закона все же не стоит.

Отсрочки в переходе на онлайн-кассу

Работать с кассовым аппаратом нового образца в добровольном режиме можно было уже с февраля. Повсеместное применение онлайн-касс, как мы писали ранее, планируется с 1 июля 2017 года. С этого момента запрещается использование старых ККМ. В то же время некоторым коммерсантам в вопросе приобретения онлайн-кассы предоставлена отсрочка . Так до 1 июля 2018 года новый аппарат ККМ могут не применять ИП на патенте и плательщики ЕНВД , если будут выдавать покупателям документ, например, товарный чек или квитанцию, подтверждающий прием наличных денежных средств.

Организации или предприниматели, оказывающие услуги населению, также еще год могут работать с БСО старого образца. Временно освобожден от перехода на онлайновые ККМ и вендинговый бизнес, проще говоря, торговля, осуществляемая через автоматы.

Всем прочим бизнесменам, чья деятельность не подпадает под перечисленные категории, стоит поторопиться с приобретением и регистрацией онлайн-кассы, тем более, что с учетом поджимающих сроков, в этом сегменте рынка бизнес-оборудования уже наблюдается некоторый ажиотаж. Какие штрафы за отсутствие онлайн-кассы либо же штрафы за неприменение онлайн-кассы будут грозить коммерсантам? Давайте разберемся.

Штрафы за неприменение онлайн-касс в 2017 году

Согласно действующему законодательству в настоящий момент предусмотрены различные штрафы по онлайн-кассам и связанным с ними нарушениям.

Так, штраф за работу без онлайн-кассы в тех ситуациях, в которых ее необходимо применять, предусмотрен частью 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Для организаций размер санкций составит от 3\4 до 1 размера от суммы денежных средств, принятых без применения ККТ, но не менее 30 тысяч рублей. Для должностных лиц организации и для ИП штраф по онлайн-кассе в этой же ситуации составит от 1/4 до 1/2 не отраженной по кассе выручки, но не менее 10 тысяч рублей.

Помимо этого, штрафы за неиспользование онлайн-кассы применят, если это повторное нарушение либо же если сумма выручки, проведенной в обход ККМ, составила более 1 миллиона рублей, компании или бизнесу индивидуального предпринимателя грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток, а для должностных лиц – дисквалификация на срок от одного до двух лет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

В перечисленных ситуациях описываются штрафы за отсутствие онлайн-кассы как таковой либо же за неиспользование кассового аппарата, то есть за случаи, когда ККМ установленного образца есть, но кассовый чек покупателю не пробивается.

В то де время законодательством предусмотрены отдельные штрафы за онлайн-кассы, которые не соответствуют требованиям закона. Это, например, та ситуация, в которой коммерсант не приобрел к 1 июля новый аппарат и продолжил пробивать чеки на старой ККМ. Для организаций сумма санкций в подобном случае составит 5000 - 10 000 рублей, для ИП и должностных лиц – 1500-3000 рублей либо предупреждение.

Те же штрафы, что и за неустановку онлайн-кассы требуемого образца и работу на старой ККМ, предусмотрены и при нарушении законодательно установленного порядка работы с кассовым аппаратом или условий его регистрации и применения (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

Статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены еще штрафы, связанные с онлайн-кассой. Так, ответственность установлена за ненаправление покупателю по его просьбе чека в электронном виде (2000 рублей для должностных лиц и ИП и 10 000 – для организаций). Правда, в данном случае штраф будет отменен, если коммерсант докажет, что чек он направил, как это и положено, но покупатель его по каким-то причинам не получил.

Штраф за оставление без внимания запроса ИФНС по онлайн-кассе либо за ответ на такой запрос с нарушением установленного срока составит 1500-3000 рублей для должностных лиц и ИП и 5000-10 000 для юрлица. Подача недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных будет стоить индивидуальному предпринимателю штрафа в 20 000 – 30 000 рублей, а организации - 200 000 - 300 000 рублей.

Для многих российских бизнесов с 1 июля 2017 года законом установлена обязанность по применению инновационных онлайн-касс в ходе расчетов с покупателями. Одновременно положениями федеральных нормативных актов определены штрафы за неприменение ККТ нового образца. Изучим такие санкции подробнее.

Подскажем, какая касса из нашего каталога подойдет под ваш бизнес.

Кто обязан применять онлайн-кассы

Но, прежде чем говорить о предусмотренных законом штрафах за неприменение онлайн-касс , полезно будет изучить то, в отношении кого такие санкции, в принципе, могут применяться.

Речь идет о торговых предприятиях, которые с 1 июля 2017 года обязаны задействовать онлайн-кассы - инновационный тип контрольно-кассовой техники. Онлайн-кассы должны в соответствии с требованиями Закона № 54-ФЗ уметь:

  • отправлять данные о платежах, проведенных на кассе, в ФНС через интернет (при посредничестве специализированных структур - Операторов фискальных данных);
  • формировать кассовые чеки в электронном виде и отправлять их покупателям (также при посредничестве ОФД);
  • обеспечивать сохранность платежных данных в памяти ККТ в периоды отсутствия связи с интернетом.

Такими функциями ККТ старого образца - с ЭКЛЗ, не обладают. Поэтому, торговым бизнесам их нужно менять на онлайн-кассы .

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен - Онлайн-касса !
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года должны все торговые предприятия (точнее - все, кто продает товары физическим лицам), которые не попадают под исключения, установленные законом. Стоит отметить, что перечень таких исключений - довольно широкий. Причем, определять его нужно:

  • рассматривая сразу две редакции Закона № 54-ФЗ - действующую, и ту, что была введена в действие 08.03.2015 года;
  • разделяя исключения на две категории - постоянные и временные.

Постоянные исключения - те, что позволяют попадающим под них бизнесам не применять ККТ до тех пор, пока законом не будет установлено иного. Сейчас действуют исключения:

  • определенные положениями п. 2 ст. 2 Закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ в текущей редакции;
  • п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015.

При этом, после 1 июля 2018 года будут действовать только те исключения, что зафиксированы в действующей редакции Закона № 54-ФЗ (отметим, что их перечень во многом совпадает с тем, что отражен в редакции Закона № 54-ФЗ от 08.03.2015).

Такие исключения освобождают от применения ККТ бизнесы в самых разных сегментах. Например, в текущей редакции Закона № 54-ФЗ они установлены для предпринимателей, которые:

  • продают прессу через газетные киоски;
  • ведут торговлю на рынке с палаток;
  • продают молоко, квас из автоцистерн;
  • ремонтируют обувь.

Временные исключения - те, что позволяют попадающим под них бизнесам не применять ККТ до 1 июля 2018 года (и если законом данный срок не будет изменен). После - онлайн-кассы должны будут задействовать все магазины, кроме тех, для которых законом установлены постоянные исключения.

Временные исключения установлены:

  • п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года - для ИП и юридических лиц на ЕНВД, ИП на ПСН;
  • п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года - для ИП и юрлиц, оказывающих услуги гражданам.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

При этом, вместо чеков ККТ такие бизнесы обязаны выдавать своим клиентам другие документы, удостоверяющие факт приема от клиента денежных средств в счет товара или услуги. А именно:

  1. Товарные чеки.

Их должны выдавать ИП и юрлица на ЕНВД либо ИП на ПСН при продаже товаров физическим лицам. Товарный чек должен при этом содержать реквизиты, перечень которых установлен в п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Отметим, что товарный чек обязательно выдается только по требованию клиента.

  1. Бланки строгой отчетности.

Такая обязанность установлена для ИП и юрлиц, оказывающих услуги гражданам. Система налогообложения здесь может быть, в принципе, любой - ЕНВД, ПСН (для ИП), ОСН, УСН, ЕСХН. Бланки строгой отчетности должны содержать реквизиты, установленные Постановлением Правительства России от 06.05.2008 № 359. При этом, БСО может быть сформирован на типографском бланке или же с помощью специальных аппаратно-программных решений.

Бланк строгой отчетности указанным фирмам нужно выдавать клиенту в любом случае - даже если он его не попросил.

Нужно отметить, что законом могут устанавливаться и «обратные» исключения в части установления обязанности по применению онлайн-касс - когда тот или иной бизнес, освобожденный одной нормой закона от применения ККТ, обязывается использовать онлайн-кассы другой, более поздней (и потому, имеющей более высокую юридическую силу) нормой закона.

Например, 31 марта 2017 года в силу вступили поправки в Закон № 261-ФЗ о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, по которым бизнесы на любых системах налогообложения (включая ЕНВД и ПСН) стали с 1 июля 2017 года обязаны применять онлайн-кассы. Однако, в редакции Закона № 261-ФЗ от 31.07.2017 года содержится норма о том, что продавцы алкоголя ведут расчеты в юрисдикции Закона № 54-ФЗ. Это значит, что они в случае применения ЕНВД, ПСН либо в процессе оказания услуг (например, ресторанных) перестали до 1 июля 2018 года быть обязанными применять онлайн-кассы.

Онлайн-кассы для всех видов бизнеса! Доставка по всей России.

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Какие предусмотрены штрафы за неприменение ККТ или нарушения при её использовании

Теперь - о санкциях за неприменение онлайн-касс (либо невыполнение обязательств по выдаче покупателям документов, альтернативных кассовым чекам - БСО и товарных чеков). Основные из рассматриваемых санкций закреплены в положениях КоАП РФ. Для удобства их можно отобразить в виде таблицы.

Правонарушение Регулирующая норма в КоАП РФ Санкции Примечания
Продажа товаров без использования ККТ п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Штраф на должностное лицо магазина (либо на ИП, как владельца магазина) в размере 25-50% от выручки, не пробитой через кассу (но не менее 10 000 рублей).
2. Штраф на магазин как на юридическое лицо в размере 75-100% от выручки, не пробитой через кассу (минимум 30 000 рублей).
Примеры правонарушений:
1. Отпуск товаров при отсутствующей ККТ в магазине.
2. Применение ККМ, работающей некорректно, со сбоями.
3. Пробитие чека с суммой, меньшей, чем та, что передана покупателем продавцу.
4. Невыдача фирмой, оказывающей услуги, БСО.
4. Невыдача торговым предприятием на ЕНВД (ИП на ПСН) товарного чека покупателю (по его просьбе).
Повторная продажа товаров без использования ККТ на сумму, превышающую 1 000 000 рублей п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Дисквалификация на должностное лицо - на срок 1-2 года.
2. Приостановка деятельности магазина - на срок до 90 дней.
Применение ККТ, не соответствующей нормативным требованиям п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Предупреждение либо штраф на должностное лицо (или ИП) в размере 1500 - 2000 рублей.
2. Предупреждение либо штраф на юридическое лицо в размере 5000 - 10 000 рублей.
Примеры правонарушений:
1. Использование ККМ старого образца (не онлайн-кассы).
2. Использование онлайн-кассы, не зарегистрированной в ФНС.
3. Использование онлайн-кассы, не включенной в реестр ФНС.
Отказ магазина направлять покупателю электронную версию кассового чека либо невыдача продавцом бумажного чека п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Предупреждение или штраф на должностное лицо (или ИП) в размере 2000 рублей.
2. Предупреждение или штраф на юридическое лицо в размере 10 000 рублей.
Если товар продан интернет-магазином, то электронный чек отправляется покупателю (на e-mail или в виде SMS) в любом случае, без запроса покупателя. При неосуществлении отправки чека интернет-магазин может быть оштрафован.
Обычный магазин отправляет электронный чек покупателю, только если он предоставляет продавцу свой e-mail или сотовый телефон. Обязательно выдается бумажный чек.

Указанные выше, и, очевидно, довольно строгие штрафы, выписываются инспекторами ФНС в ходе налоговых проверок - плановых или внеплановых. Таким образом, к моменту проверки магазин должен быть чист на предмет возможных подозрений на совершение приведенных выше правонарушений.

Но, как показывает практика, не всем торговым точкам удается избежать совершения указанных правонарушений - в силу влияния тех или иных факторов. Тем не менее, владельцы магазинов имеют шансы на благосклонность со стороны проверяющих структур в ряде случаев. Изучим то, когда это возможно, и от чего это зависит.

В каких случаях штрафов можно избежать

Магазин может стать вынужденным нарушителем норм закона о применении ККТ, если, например:

  1. Не успеет к установленному сроку обзавестись онлайн-кассой .

Смежные сценарии:

  • действующая онлайн-касса сломалась, и новую заказать (завезти) не успели;
  • поставщик задерживает предоплаченные кассы;
  • кассы привезли, но их некому установить и настроить (ближайший сервисный центр - в другом городе, половина его специалистов - в отпуске).

По факту, вне зависимости от причин (которых может быть, конечно, намного больше в сравнении с приведенным выше перечнем) магазин не сможет задействовать онлайн-кассу, а значит, будет считаться нарушителем норм закона о применении ККТ.

Однако, при рассмотрении ситуации, при которой у торговой точки нет возможности задействовать онлайн-кассу, по существу, может быть выявлен ряд обстоятельств, которые позволяют говорить о том, что магазин штрафовать не следует.

Минфин РФ - государственный орган, которому подотчетна ФНС, в Письме от 30.05.2017 года № 03-01-15/33121 говорит, ссылаясь на положения КоАП РФ, о том, что административным правонарушением следует считать лишь то действие субъекта правоотношений, которое имеет признак противоправности и свидетельствует о вине соответствующего субъекта. В случае, если в оценке отношении действий того или иного лица имеют место неустранимые сомнения, то такие сомнения, как считает ведомство, должны толковаться в пользу данного лица.

Исходя из указанных тезисов, Минфин рекомендует проверяющим органам при рассмотрении правонарушений, за совершение которых в ст. 14.5 КоАП РФ прописаны строгие санкции, изучать обстоятельства, указывающие на принятие торговым предприятием всех необходимых мер по обеспечению соответствия ведения деятельности требованиям законодательства РФ о применении ККТ . И если магазин покажет, что такие меры будут приняты - Минфин рекомендует инспекторам не штрафовать торговую точку либо должностных лиц фирмы.

Одной из таких мер, как считает Минфин, может быть заключение контракта на поставку фискального накопителя (основного технологического компонента онлайн-касс) в целях модернизации действующей ККТ. При этом, торговое предприятие, как считает ведомство, должно продолжать применение ККТ старого образца - с ЭКЛЗ, и выдавать всем покупателям бумажные чеки.

Таким образом, с самой высокой вероятностью защищены от штрафов ФНС, с учетом указанной позиции Минфина, бизнесы, которые имеют ККТ старого образца и не успели их модернизировать к сроку начала обязательного применения онлайн-касс.

Но при анализе положений рассмотренного нами письма Минфина напрашиваются совершенно очевидные правовые аналогии, которые бы, вероятно, позволили говорить об аналогичном уровне защищенности от штрафов любых бизнесов, которые не сумели в срок запустить торговую инфраструктуру на базе онлайн-касс (в том числе «с нуля», в ходе модернизации, в процессе замены, ремонта, настройки ККТ).

Главное для них - иметь на руках документ, подтверждающий, что магазин сделал все от него зависящее для оснащения кассовой инфраструктуры работающими и соответствующими требованиям законодательства кассовыми машинами. Если онлайн-касса сломалась - это может быть договор на проведение ее ремонта, если она задерживается в пути - документ об осуществлении предоплаты на ее поставку.

В принципе, позицию Минфина можно подвести и под ситуацию, когда фирма, освобожденная от применения ККТ, обязана выдавать клиентам бланки строгой отчетности, но не может, поскольку они закончились, и к моменту расчетов не прибыли из типографии.

  1. Не сможет задействовать онлайн-кассу из-за отключения электричества (интернета).

Здесь все сложнее. В самом общем случае следует придерживаться рекомендации: нет электричества (в данном случае - возможно, еще и интернета) - нет торговли. Если продавцы все же осуществят отпуск товаров, то ФНС будет иметь полное право применить к магазину рассмотренные нами выше санкции.

Однако, как показывает правоприменительная практика, в ряде сценариев владельцы торговых бизнесов вправе ожидать, что в отношении них инспекторы проявят лояльность и не будут штрафовать. Это возможно, если, к примеру:

  1. Электричество или интернет отключили прямо в момент расчетов магазина с покупателем. В этом случае правомерно говорить о форс-мажорных обстоятельствах, которые в общем случае освобождают участника правоотношений от ответственности не только в контексте выполнения норм Закона № 54-ФЗ но и, в принципе, любого другого нормативного акта.
  1. Расчеты с покупателями было весьма желательно произвести по причине большой очереди на кассах, которая сформировалась к моменту отключения электричества. И магазин решил нарушить закон, отпустив товар без ККТ.

При наличии от инспекторов замечаний по данному поводу магазин может аргументировать свои действия тем, что остановка торговли (особенно, если люди пришли в редкий сельский магазин в летнюю жару за напитками) в таких случаях может привести к крайне неприятным социальным последствиям и вряд ли ограничится простым недовольством покупателей.

  1. Перебои с электричеством и интернетом наблюдаются не только в магазине, но и во всем районе, а то и городе. В этом случае отказ всех торговых точек от продажи - хотя бы самых необходимых товаров (о них в КоАП РФ ничего не сказано, и их отпуск без ККТ так же штрафуется), может быть попросту неразумным - тут даже особых аргументов для ФНС может и не понадобиться.

Конечно, не исключено, что свою правоту магазину, решившему продолжить торговлю в подобных ситуациях, может потребоваться доказывать в суде. Но, если рассматривать указанные сценарии в чистом виде, то налоговики, как правило, не склонны провоцировать налогоплательщиков на судебные разбирательства. А если все же такое провоцирование будет иметь место - у магазина есть все шансы отстоять свою правоту в суде.

Таким образом, в рассматриваемом вопросе важнейшую роль играет правоприменительная практика. Тот факт, что на уровне федерального законодательства в отношении налогоплательщиков предусмотрены строгие санкции, безусловно, должен браться в расчет и быть ориентиром при планировании торговли. Но если торговое предприятие нарушает закон вынужденно, то шансы на то, чтобы таких санкций избежать, у него есть.

Наличие у предприятия действующей онлайн-кассы - один из факторов, влияющих на успешность прохождения фирмой налоговой проверки по иным основаниям. ФНС России в письме от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650 (содержащем методические рекомендации по налоговым проверкам для региональных представительств ведомства) указывает, что проверка ККТ хозяйствующего субъекта может выявить важные обстоятельства при определении нарушений в деятельности бизнеса. Из этого можно сделать вывод, что обеспечение правильной работы ККТ может сыграть положительную роль во взаимодействии магазина и ФНС даже вне контекста применения инспекторами санкций, предусмотренных КоАП РФ при нарушениях применения магазином онлайн-касс.

Резюме

Бизнесы, принимающие оплату от покупателей - физлиц, с 1 июля 2017 года должны пробивать чеки на онлайн-кассах - если для них законом не установлены постоянные или временные исключения. При неприменении онлайн-кассы (невыдаче документов, заменяющих кассовый чек), использовании ККТ старого образца либо тех кассовых машин, что применяются с нарушением порядка, установленного законом, к торговой фирме могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные положениями ст. 14.5 КоАП РФ.

Если работающей и зарегистрированной в порядке, установленном законом, онлайн-кассы у магазина нет, то к моменту проверки ФНС его представителю нужно будет обзавестись документами, удостоверяющими тот факт, что магазин сделал все от него зависящее для выполнения требований законодательства в части оснащения ККТ. Например:

  • договором на поставку онлайн-касс (фискальных регистраторов для их модернизации);
  • документами о приемке онлайн-касс и теми, что подтверждают вызов специалистов для их настройки (это могут быть, к примеру, квитанции о внесении предоплаты за услуги данных специалистов);
  • документами, подтверждающими заказ БСО (если фирма должна вместо применения ККТ выдавать данные бланки клиентам).

При условии следования торговым предприятиям такому подходу штрафа с высокой вероятностью удастся избежать.

Выбор редакции
Посылка с заказом из Китая идет в среднем 15-45 дней. Если Вы сделали заказ на Алиэкспресс, а посылка не приходит рекомендуем проверить...

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать...

Цель: дать детям представления о кормушках для птиц; расширять представления о птицах, встречающихся в нашей местности и остающихся...

Сценарий Нового года 2017 Петуха для детей «Как Петух с Обезьяной место делили» Действующие лица :Ведущая, Ведущий, Петух, Обезьяна, Дед...
Максимально разрешенный рабочий промежуток времени за день и неделю установлен ТК РФ (ст. 91). Но на каждом предприятии действует свой...
Должность человека, обеспечивающего охрану труда и отслеживающего соблюдение техники безопасности – крайне важна на предприятии. Этот...
В продажах. Средний чек можно рассчитать, поделив товарооборот на количество чеков. Естественно чем выше средний чек, тем лучше для...
Страница 7 Разработка мероприятий начинается с доведения информации по качеству до соответствующих подРазделений, которые анализируют ее,...
Финансовые ресурсы предприятия – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные...