Презентация социально экономические итоги нэпа. Презентация "НЭП - новая экономическая политика" по истории – проект, доклад. а) в сельском хозяйстве


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Презентацию на тему "Советская страна в годы НЭПА" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 32 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

1. Причины введения НЭПа, основные мероприятия. 2. Результаты и противоречия НЭПа.

План урока.

Причины введения НЭПа. Основные мероприятия. 3. Результаты. 4. Противоречия НЭПа.

Слайд 5

Итоги Гражданской войны в России.

1. Военно-политическую победу одержали большевики (красные). 2. Белогвардейские армии были разгромлены. 3. Советская власть утвердилась на всей территории страны, в том числе и в большинстве национальных регионов. Это способствовало созданию условий для укрепления власти большевиков в стране и осуществлению социалистических преобразований.

Слайд 6

Последствия гражданской войны:

1. Территориальные потери. 2. Глубокий социально-экономический кризис. Общий ущерб от войны составил 39 млрд. рублей золотом. 3. Огромные людские потери (12 млн. человек убитыми, умершими от голода и болезней). 4. Массовая эмиграция (более 2,5 млн. человек). 5. Детская беспризорность. 6. Трагедия целых социальных групп (офицерства, казачества, интеллигенции, дворянства, духовенства и др.). Им не было места в новом большевистском строе. 7. Привыкание общества к насилию и террору. 8. Разрыв исторических и духовных традиций в обществе.

Слайд 7

Март 1921 года – Х съезд РКП(б) – переход к «новой экономической политике» (НЭП).

НЭП (1921-1929) – новая экономическая политика, введенная большевиками в 1921 году в условиях экономического и политического кризиса, предусматривавшая «частичное возрождение капитализма».

Слайд 8

Политика «военного коммунизма»

Разорение страны

Политический кризис

Экономический кризис

Недовольство населения политикой большевиков

Введение большевиками НЭПа

Слайд 9

Политика «военного коммунизма» (1918-1920)

Совокупность чрезвычайных мер в экономике страны в условиях Гражданской войны, принятых большевистским правительством.

Слайд 10

Основные мероприятия «военного коммунизма»

Введение продразверстки - принудительного изъятия у крестьян продуктов по плану государства. Размеры продразверстки в течение года могли быть изменены. 2. Национализация всей промышленности - «красногвардейская атака на капитал». 3. Полная централизация управления экономикой. 4. Уничтожение частного капитала. 5. Трудовая повинность населения, трудовая мобилизация. 6. «Уравниловка» в оплате труда. 7. Запрещение свободы торговли. Прямой продуктообмен между городом и деревней.

Слайд 11

Причины введения НЭПа.

Экономический кризис в результате политики «военного коммунизма»:

Политический кризис в результате политики «военного коммунизма»:

1. Гражданская война привела к сокращению населения в России более чем на 10 млн. человек. и детской беспризорности (7 млн. детей). 2. Упадок промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Уменьшилась добыча угля и нефти. 3. Нехватка продовольствия, одежды, обуви, медикаментов. 4. 1921 год – страшный голод в Поволжье (погибло более 5 млн. человек).

Крестьянские восстания по всей России (Тамбовское восстание А.С. Антонова). 2. Недовольство политикой большевиков армии и пролетариата. Март 1921 год – Кронштадтское восстание.

Слайд 12

Цели введения НЭПа.

ВНЕШНЕ- ПОЛИТИЧЕСКАЯ – преодолеть международную изоляции

ПОЛИТИЧЕСКАЯ – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих крестьян

ЭКОНОМИЧСКАЯ – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство

СОЦИАЛЬНАЯ – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции

Слайд 13

Основные мероприятия НЭПа

1. Введение продналога, который был вдвое меньше продразверстки, объявлялся заранее (накануне посевной), он не мог быть увеличен в течение года, излишки поступали в распоряжение крестьян. 2. В ограниченных размерах разрешалась аренда земли и применение наемного труда. 3. Частным лицам разрешалось брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. 4. Существование разных форм собственности: государственной, частной, кооперативной. 5. Частичная децентрализация управления. Крупные государственные предприятия переводились на хозрасчет (после выполнения государственного заказа самостоятельно реализовывали продукцию). 6. Создавались концессии - привлекали иностранных инвесторов. 7. Осуществлялся свободный наем рабочей силы, создавались биржи труда. 8. Заработная плата устанавливалась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. 9. Денежная реформа (1922-1924) – введение золотого червонца (по своему номиналу был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам и 14,5 центам). Восстановлен Государственный банк. Проводилось принудительное регулирование цен государством - «ножницы цен».

Слайд 14

Результаты НЭПа.

Позитивные итоги НЭПа. Удалось восстановить народное хозяйство. 2. Получилось возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны. 3. Увеличился национальный доход. 4. Рост промышленной продукции привел к быстрому росту производительности труда. 5. Национальная валюта страны стала крепкой и стабильной. 6. Быстро росло материальное благосостояние населения.

Негативные итоги НЭПа. Непропорциональное развитие основных отраслей народного хозяйства. 2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства. 3. Расслоение крестьянства. 4. Рост безработицы. 5. Во второй половине 20-х годов начались финансовые проблемы.

Слайд 15

Противоречия НЭПа.

Сохранялся жесткий однопартийный политический режим. 2. Переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства. 3. За государством сохранялся значительный государственный сектор экономики, монополия внешней торговли, управление («командные высоты»). 4. Невозможность развития экономики, основанной на частичном признании товарно-денежных отношений, частной собственности, в условиях ужесточения однопартийного политического режима, идеалом которого было построение «бестоварного, бесклассового, безгосударственного» общества. 5. Отношение к нэпманам в стране было насмешливым и презрительным. 6. В стране царила атмосфера временности проводимых реформ, поэтому страну наводнили мошенники и авантюристы, желавшие быстро получить прибыль, прокутить ее и хорошо пожить.

Слайд 16

КРИЗИСЫ НЭПА, ИХ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЕ

КРИЗИСЫ ПРИЧИНЫ

НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АППАРАТА - ОТСУТСТВИЕ ШИРОКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С МИРОВЫМ СООБЩЕСТВОМ - ОГРАНИЧЕНИЕ КРУПНОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - БЮРОКРАТИЗМ И ЧИНОВНИЧЬЯ ВОЛОКИТА - ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ И ПОБЕДА СТОРОННИКОВ СВЕРТЫВАНИЯ НЭПА - ОТХОД ОТ НЕПОВСКИЙ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ (УСИЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУКОВОДСТВА ЭКОНОМИКОЙ, ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ НА ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И Т.Д.)

ИТОГ - 1929 г. – СВЕРТЫВАНИЕ НЭПА

1923 г. «КРИЗИС СБЫТА»

1925 г. ТОВАРНЫЙ КРИЗИС И КРИЗИС ХЛЕБОЗАГОТОВОК

1927-1928 гг. ТОВАРНЫЙ КРИЗИС И КРИЗИС ХЛЕБОЗАГОТОВОК

Слайд 17

Основным противоречием НЭПа, которое в итоге привело к свертыванию «новой экономической политики», являлось несоответствие многоукладной экономики и однопартийного политического режима. В.И. Ленин рассматривал НЭП как временный тактический ход, как вынужденное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил, как вынужденную передышку перед решительным штурмом сияющих высот коммунизма. Поэтому экономический плюрализм должен компенсироваться ужесточением политического и экономического режима, иначе НЭП приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы.

Слайд 18

Политический смысл НЭПа.

1. В.И. Ленин в марте 1921 года: «НЭП – временный, тактический ход, вынужденное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил, вынужденная передышка перед решительным штурмом сияющих высот коммунизма». 2. В.И. Ленин осенью 1921 года: «НЭП – один из возможных путей перехода к социализму при мирном экономическом соревновании различных укладов и сосредоточения в руках пролетарского государства «командных высот» в экономике.

Экономический плюрализм должен компенсироваться ужесточением политического и экономического режима, иначе НЭП приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы.

Слайд 19

Формирование однопартийной политической системы.

Запрет на создание в РКП(б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения и отстаивающих ее на всех уровнях и различными методами.

Март 1921 года – Х съезд РКП(б) – резолюция «О единстве партии»

Июнь-август 1922 гг. – суд над эсерами

Июнь 1923 г. – секретная резолюция «О мерах борьбы с меньшевиками»

Политическая оппозиция вне РКП(б) прекратила свое существование. В стране утвердилась однопартийная политическая система

Слайд 20

РКП(б) в структуре государственной власти.

Политбюро ЦК РКП(б) ЦК РКП(б) СНК (Совет Народных Комиссаров)

Большевистская партия – главное звено государственной структуры

Слайд 21

Образование СССР.

Предпосылки образования СССР

После распада Российской империи ни на одной национальной территории не проявился зрелый национализм, который привел бы к образованию самостоятельного государства (кроме Финляндии и Польши)

В большинстве национальных территориях власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП(б)

Веками складывавшаяся экономическая взаимосвязь и взаимозависимость национальных районов

Идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.

Слайд 22

Слайд 23

30 декабря 1922 года – I съезд Советов СССР – Декларация об образовании СССР (РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация).

Полномочия центра

Полномочия республик

Международное представительство 2. Оборона 3. Пересмотр границ 4. Государственная безопасность 5. Внешняя торговля 6. Транспорт 7. Бюджет 8. Связь 9. Денежное обращение

1. Внутренние дела 2. Земледелие 3. Просвещение 4. Юстиция 5. Социальное обеспечение 6. Здравоохранение

Слайд 2

Домашнее задание

Слайд 3

Новая экономическая политика

  • Слайд 4

    План урока

    Уроки Кронштадта. Последствия гражданской войны Переход к НЭПу Социально-экономические итоги НЭПа Социальные противоречия НЭПа Экономические противоречия НЭПа

    Слайд 5

    1. Уроки Кронштадта. Последствия гражданской войны

    События весны 1921 г. были расценены большевиками как серьезный политический кризис «Кронштадтский мятеж был опаснее для, большевистской власти чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые» В Кронштадтском мятеже стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. И недовольство это совпадало с лозунгами меньшевиков и эсеров.

    Слайд 6

    2 урока Кронштадтского восстания необходимо идти на соглашение с крестьянством необходимо ужесточить борьбу со всеми оппозиционными политическими силами Для сохранения своей власти «Мы открыто, честно, без всякого обмана, крестьянам заявляем: для того чтобы удержать путь к социализму, мы вам, товарищи крестьяне, сделаем целый ряд уступок, но только в таких-то пределах и в такой-то мере и, конечно, сами будем судить - какая это мера и какие пределы»В.И. Ленин

    Слайд 7

    2. Переход к НЭПу

  • Слайд 8

    Переход к НЭПу - новой экономической политике - был провозглашен В. И. Лениным в марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Отмена продразверстки 1. Вводился натуральный продналог Продналог вдвое меньше разверстки и его размер объявляли заранее (накануне посевной). Он не мог быть увеличен в течение года. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян. Это создавало материальный стимул для увеличения производствазерна. 2. Вводилась свободная внутренняя торговля (внешняя торговля оставалась монополией государства) Отменен декрет о полной национализации промышленности 3. Мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки

    Слайд 9

    4. Некоторые крупные промышленные предприятия разрешено было взять в аренду частным лицам. Допускалось также созданиеконцессийс привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. КОНЦЕССИЯ - договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности; само предприятие, организованное на основе такого договора Отмена принудительного труда 5. Введения рынка рабочей силы, реформирование системы заработной платы (введения тарифной системы оплаты труда) В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки.

    Слайд 10

    В 1921 г. был воссоздан Госбанк СССР, начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. 6. 1922-1924 гг. – денежная реформа (взамен обесценившихся денег был начат выпуск новой денежной единицы - червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте) Советский червонец был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14,5 центам США. Была проведена под руководством наркома финансов Григория ЯковлевичаСокольникова

    Слайд 11

    7. В 1923 г. были определены новая структура и устав государственных промышленных предприятий (трестов) и государственной торговли (синдикатов). Они получили большую хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости 8. 1922 г. - Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота (при трехполье - три года, при четырехполье - четыре года и т. д.). 9. Использование крестьянами наемного труда допускалось если все трудоспособные члены хозяйства наравне с наемным рабочими принимают участие в работе Зажиточные крестьяне облагались налогом по повышенным ставкам. Таким образом, с одной стороны, была предоставлена возможность улучшать благосостояние, но с другой, не было смысла слишком разворачивать хозяйство.

    Слайд 12

    Слайд 13

    3. Социально-экономические итоги нэпа

    К 1923 г. в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор в наиболее благоприятном для России Пятилетии - с 1909 по 1913 г. К 1927 г. довоенный уровень в целом был достигнут и в животноводстве. В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), кулаков насчитывалось 3- 4%, бедняков - 22-26%, батраков – 10-11%. НЭП благотворно сказался на состоянии деревни. Во-первых, у крестьян появился стимул работать. Во-вторых (по сравнению с дореволюционным временем) у многих увеличился земельный надел - основное средство производства.

    Слайд 14

    Несмотря на частые кризисные явления, динамично развивалось и промышленное производство. К 1928 г.страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня Реальная заработная плата рабочих к 1925-1926 гг. в среднем составляла 93,7% их довоенного заработка. Продолжительность рабочего дня равнялась 7 чпри 6-дневной рабочей неделе. Ощущалась резкая нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня всех категорий населения Серьезной проблемой была безработица. Жилищный вопрос, несмотря на проводимые «уплотнения буржуазии», не только не был решен, но еще больше обострился

    Слайд 15

    4. Социальные противоречия НЭПа

    Введение нэпа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей новая советская буржуазия - «нэпманы», «совбуры» Они были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюза Они остро чувствовали временность, непрочность своего положения. Поэтому доля частной промышленности в общем объеме промышленного производства была невысока. Частные капиталы устремились прежде всего в торговлю. И если оптовая торговля контролировалась в основном государством, то в розничной безраздельно господствовал частник.

    Слайд 16

    В 1920 г., по официальным данным, в России насчитывалось 1,7 млн. промышленных рабочих, причем кадровые рабочие составляли не более 40%, т.е. около 700 тыс. человек. Но уже к 1928 г. общая численность рабочего класса увеличилась в 5 раз Основную массу рабочего пополнения составляла сельская молодежь Резкое увеличение бюрократического аппарата. В 1917 г. в учреждениях работало около 1 млн. чиновников, в 1921 г. - 2,5 млн. Передел земли, а также политика сдерживания роста зажиточных хозяйств и государственная поддержка малоимущих привели к осереднячиванию деревни

    Слайд 17

    5. Экономические противоречия НЭПа

    Значительные темпы экономического роста в период НЭПа во многом объяснялись «восстановительным эффектом» В промышленности - введением в эксплуатацию уже имевшегося оборудования, которое не использовалось В сельском хозяйстве - восстановлением заброшенных пахотных земель Когда в конце 20-х гг. эти резервы иссякли, стране понадобились огромные капиталовложения для реконструкции старых заводов и создания новых отраслей промышленности Привлекать иностранных инвестиций большевики не смогли, хотя и пытались. Иностранные предприниматели не хотели рисковать своими капиталами. Они помнили опыт безвозмездной национализации

    Слайд 18

    В таких условиях частный капитал не мог достаточно быстро модернизировать отсталую российскую экономику Государственный сектор, хотя и считался приоритетным, был малорентабельным. РЕНТАБЕЛЬНЫЙ - оправдывающий расходы, целесообразный с хозяйственной точки зрения Сельскохозяйственные проблемы усугублялись растущим промтоварным голодом. У крестьян пропадал стимул к расширению товарного производства: зачем напрягаться, если на вырученные деньги нечего купить?

    Слайд 19

    Посмотреть все слайды

    Экономические системы Рыночная экономикаПлановая экономика - форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей Основывается на принципах: свободного предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночного ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами; ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. -форма экономического устройства, при которой государство управляет экономикой. отрицает частную собственность на средства производства либо полностью, либо частично Специальный государственный орган регулирует ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, цены на все продукты, величину всех заработных плат; принимает инвестиционные решения.


    Секторы экономики Государственный сектор экономики Частный сектор экономики - совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами -экономические объекты, находящиеся в частной собственности, принадлежащие частному капиталу


    Механизмы воздействия на экономические процессы Рыночные механизмыВнеэкономические механизмы - совокупность инструментов регулирования рыночных процессов и отношений; включают спрос, предложение, цены, налоги, конкуренцию -форма принуждения к труду, основанная на отношениях личной зависимости, непосредственного господства и подчинения, не включает в себя рыночные механизмы


    Государственный капитализм - развитие частного бизнеса, где приоритетные в политическом плане направления финансируются государством экономическая система, в которой государство выступает в роли капиталиста: владеет средствами производства, нанимает рабочих и присваивает прибавочную стоимость


    Военный коммунизм () крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней, частично мелкой промышленности, государственная монополия на хлеб и многие другие продукты сельского хозяйства, продразверстка, запрещение частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, введение распределения материальных благ на основе уравнительности, милитаризации труда. административно-приказные методы


    Выдача продуктов населению Петрограда год.


    Закрытые продуктовые магазины на Загородном проспекте год.


    Топливный кризис. Разборка домов на дрова год.










    «…Мы получили казенный социализм с Советами из чиновников, послушно голосующих по приказу партии. Жизнь гражданина стала донельзя скучной, казенной. Вместо свободного развития личности, свободной трудовой жизни возникло необычайное невиданное рабство. Всякая свободная мысль, справедливая критика сделались преступлением. Славный герб трудового государства - серп и молот - коммунистическая власть подменила штыком и решеткой ради сохранения спокойной беспечальной жизни новой бюрократии, коммунистических комиссаров и чиновников…" март 1921 г., Кронштадт


    Уклад тип производственных отношений со специфической системой хозяйствования и организацией жизнедеятельности субъектов уклада (натурально-патриархальный, мелкотоварный, товарный капиталистический уклад и др.). Многоукладная экономика - экономика, основанная не двух или более различных укладах. Характерна для развивающихся стран.










    ПродразверсткаПродналог (продовольственная развёрстка) система заготовок с.-х. продуктов. Заключалась в обязательной (принудительно-на­ сильственной) сдаче крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и др. продуктов. (продовольственный налог) твёрдо фиксированный натуральный налог с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 взамен продразверстки




    ТрестСиндикат объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра объединение трестов какой- л. отрасли промышленности, имевшее целью плановую закупку сырья и сбыт продукции


    КонцессияХозяйственный расчет Договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, монополией, иностранной фирмой о передаче в эксплуатацию на определенных условиях предприятий, земельных угодий с правом строительства сооружений, добычи полезных ископаемых и т.п. при хозрасчете предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки










    РСФСР р год.


    10000 р г.




























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Тип урока: Урок-беседа

    Форма урока: изучения новой темы

    Цель урока:

    • Уяснить причины перехода от политики “военного коммунизма” к новой экономической политике;
    • Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;
    • Провести сравнительный анализ политики “военного коммунизма” с новой экономической политикой.
    • Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;
    • Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”.
    3. Изучение нового материала.
    4. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
    5. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).
    6. Результат НЭПа.
    7. Закрепление материала.
    8. Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

    Рефлексия.

    Продолжительность занятия (время реализации): 45минут

    Среда POWERPOINT и SMART Board

    Вид медиапродукта: наглядная презентация POWER POINT учебного материала (18 слайдов) и рабочая презентация SMART Board (5 слайдов)

    Учебно-методическое обеспечение:

    1. Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ-начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.
    2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке” для 11 класса. М., “Просвещение” 2004 г.

    Необходимое оборудование и материалы для занятия Компьютер для учителя, проектор, экран, интерактивная доска, авторские медиапродукы, учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -2).

    Карта урока

    Комментарий хода урока Время (мин) № слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
    Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
    I. Организационный момент 2 минут Слайд №1 Внимание ученики записывают тему урока в тетрадях, открывают учебники.
    II. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм” 5 минут Слайд № 2

    Презентация SMART Board Слайд № 1

    Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу на интерактивной доске.
    III Изучение нового материала 30 минут Презентация POWERPOINT Слайды 3-17 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в группах с раздаточным материалом, интерактивной доской.
    3.1. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа. 10 минут Презентация POWERPOINT Слайд 4-9 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1), после окончания работы делают сообщение перед классом по одному докладчику от группы. Учитель корректирует ответы учеников. Во время доклада остальные ученики заполняют Рабочий лист (Приложение № 2) .
    3.2. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности). 10минут Презентация POWERPOINT Слайд 10-13 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1, заполняют рабочий лист (Приложение № 2) . Записываю понятие продналог в тетрадь.
    3.3. Результат НЭПа. 10 минут SMART Board Слайд № 2-3 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают с раздаточным материалом (Приложение № 1) и учебником. Заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской.
    IV. Закрепление нового материала 5 минут SMART Board Слайд № 4 Внимание, речь, память, мышление Ученики отвечают на вопросы, заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской. После выполнения задания ответы проверяются.
    V. Сообщение домашнего задания

    Подведение итогов урока.

    2 мин Презентация POWERPOINT Слайды 18 Внимание, память,

    ясная речь,

    организованность

    Ученики записывают домашнее задание
    VI. Рефлексия 1 мин. SMART Board Слайд № 5 Внимание, память, мышление. Ученики работают с интерактивной доской.

    Ход урока

    Организационный момент ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал (Приложение 1 и Приложение 2). Учитель входит в класс приветствует учеников. На доске появляется тема урока (Слайд № 1) – 2 минуты.

    Ученики: записывают тему урока в рабочую тетрадь.

    Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”. (5 минут)

    Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации.

    Ученики: Отвечают “Военный коммунизм”, сбор продразвёрстки.

    Учитель предлагает вспомнить характерные черты “Военного коммунизма”. Работа с интерактивной доской (Приложение № 3) Слайд № 1. Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу. После окончания работы, учитель предлагает проверить правильность ответа, открывается вторая часть таблицы на доске с правильным ответом.

    Изучение нового материала (30 минут)

    Учитель: Объявляет цель урока. (Слайд № 3)

    Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.

    Учитель: В 1921 году СССР оказался в тяжелой экономической, политической и социальной ситуации. Заканчивалась, братоубийственна гражданская война, из-за продразвёрстки крестьяне сокращали посевные площади, города не дополучали продовольствия, народ из города перебирался в деревни. (Слайд № 4)

    Учитель предлагает ученикам встать на место руководящих органов страны, проанализировать причины проблем, предложить свои варианты их решения.

    Работа в группах: ученики класса работают в трёх группах. Одна группа оценивает экономическую ситуацию, вторая - политическую, третья – социальную (Слайд №5) Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом (Приложение №1) Через 10 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на (Приложение № 2 – рабочий лист) которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.

    Учитель: Во время доклада помогает каждой группе. Корректирует ответу учеников (Слайд №6-9). Ученики заполняют рабочие листы.

    Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).

    Учитель: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике.(Слайд № 10 – 12.) Речь учителя 5 минут

    Учитель предлагает ученикам вернуться к работе с Приложением № 1 и определить характерные черты НЭПа. Ученики работают в группах 3 минуты. Заполняя Таблицу № 2 в рабочих листах. Через 5 минут задание проверяется Слайд № 13.

    Результат НЭПа.

    Работа с раздаточным материалом и учебником.

    Учитель: Предлагает прочитать (Приложение № 1 ) и учебник параграф 14. Определить положительные и отрицательные результаты НЭПа. Через 6 минут работа проверяется в устной беседе и работой с интерактивной доской (Приложение № 3 , Слайд № 2) ученики, по желанию записывают варианты на доске. Слайд № 3 Приложение № 3 – задание проверяется.

    Учитель: Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. Ленин это понимал, хотя нэп и противоречил большевистским канонам. Из истории мы сегодня знаем, что данная политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д., но НЭП не смог привлечь иностранный капитал в страну, а без денежных средств в стране не хватило.

    21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. В 1928 году началась политика по свертыванию нэпа, окончательно он был свёрнут в 1929 году. (Слайд № 17). Речь учителя 4 минуты.

    Закрепление материала.

    Работа с интерактивной доской. Приложение № 3 Слайд № 4. Учитель предлагает ученикам выполнить задание (5 минут) После выполнения задания, учитель открывает правильный ответ, скрытый в нижней части таблицы на слайде.

    Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

    Слайд № 18

    Прочитайте параграф 14 учебника и заполните таблицу № 3.Перечислите основные мероприятия, связанные с новой экономической политикой. Сравните политику НЭПа с политикой “военного коммунизма”.

    Напишите эссе на тему: “Почему Сталин отказался от НЭПа?”.

    Рефлексия Приложение № 3 Слайд 5 (Приложение № 3) Ученики “складывают” в корзины:

    А) если урок понравился – солнышко.

    Б) Если урок не понравился – серый круг.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Переход к нэпу

    Причины перехода к новой экономической политике Последствия Гражданской войны Сокращение населения России почти на 13 млн. человек От голода погибло более 5 млн. человек. Промышленное производство уменьшилось на 70 %. Упадок транспорта, добычи угля и нефти Сокращение посевных площадей 80% поступлений в казну шло за счет продразверстки Беспризорность

    Восстания крестьян в Тамбове, в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии. Кронштадтское выступление матросов Рабочие: 1920 – 1921 г – массовые выступления, митинги и забастовки рабочих в Москве и Петербурге.

    идти на соглашение с крестьянством Причины перехода к новой экономической политике ужесточить борьбу с противниками большевиков

    X съезд РКП(б) В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (нэпу), первым шагом которой стала отмена ненавистной крестьянами продразверстки. Вместо нее вводился продналог. Выступление Ленина на X съезде партии

    вопросы «военный коммунизм» нэп сельское хозяйство Продразверстка, ликвидация частной собственности. Продналог, аренда земли. Отменен декрет о полной национализации промышленности. Мелкие и часть средних предприятий вновь передавались в частные руки. Крупные предприятия разрешалось брать в аренду.

    вопросы «военный коммунизм» нэп Промышленность Национализация промышленности. Аренда мелких и средних промышленных предприятий, создание концессий. Отмена принудительного труда и введение рынка рабочей силы. Заработная плата зависела от квалификации рабочего, количества и качества произведенной продукции.

    вопросы «военный коммунизм» нэп Характер труда Всеобщая трудовая повинность, уравнительность, карточная система. Тарифная система оплаты, отмена карточной системы. Была проведена денежная реформа, введена твердая денежная единица, обеспеченная золотом,- «золотой червонец», который высоко ценился на мировом валютном рынке.

    вопросы «военный коммунизм» нэп Торговля Запрещение частной торговли, снабжение через Наркомпрод. Свобода торговли, денежная реформа Сокольникова. Вместе с тем значительная часть промышленности, вся внешняя торговля оставались в руках государства. Но и они получали значительную хозяйственную самостоятельность- хозрасчет и самоокупаемость.

    Причины перехода к новой экономической политике Вначале Ленин и его сторонники рассматривали нэп как вынужденное отступление, как передышку- «экономический Брест». Но уже осенью 1921 г. Ленин заявил: «Нэп- это всерьез и надолго». Залогом победы Ленин считал два фактора: политическую власть пролетариата и сосредоточение в руках государства командных высот в экономике.

    Экономические итоги нэпа К 1923г. в основном восстановлены посевные площади. На 20,7% превышен сбор зерна 1913 г. К 1927 г. достигнут довоенный уровень в животноводстве. К 1928 г. по национальному доходу достигнут уровень 1913 г. Производимые промышленные товары не удовлетворяли растущий спрос. Рост цен.

    Советское общество в годы нэпа Введение нэпа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей. Наиболее колоритным явлением стала новая советская буржуазия- нэпманы, совбуры. Они в значительной степени определяли лицо эпохи, но находились как бы за пределами советского общества.

    Советское общество в годы нэпа Они были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюза. Предприниматели остро чувствовали непрочность своего положения. В годы Гражданской войны была полностью уничтожена немногочисленная русская буржуазия, а также помещики. Серьезный урон понесла интеллигенция.

    Советское общество в годы нэпа В 1920 г. численность промышленных рабочих насчитывалась в России 1,7 млн. человек. Но уже к 1928 г. общая численность рабочего класса увеличилась в 5 раз. Рабочий день на промышленных предприятиях составил 7,4 ч. Заработная плата приблизилась к довоенному уровню. Право на ежегодный отпуск.

    Советское общество в годы нэпа Высокие цены, нехватка товаров первой необходимости. Обострился жилищный вопрос. Рост безработицы.

    Многие крестьянские хозяйства быстро богатели. Но крестьяне были недовольны нехваткой промышленных товаров, существовавшей диктатуры пролетариата, политическими ограничениями для жителей деревни. Советское общество в годы нэпа

    Другим социальным итогом нэпа было непомерное увеличение чиновничье-бюрократического аппарата. Многие шли работать в советские учреждения ради привилегий, прежде всего продовольственного пайка. Советское общество в годы нэпа

    Экономические противоречия нэпа Высокие темпы экономического роста во многом объяснялись эффектом восстановления: ремонтировались и вводились в строй довоенные станки и механизмы. Руководители государства пытались привлечь иностранные инвестиции, но иностранные предприниматели не хотели рисковать капиталами. Все надежды рухнули в 1929 г., когда разразился кризис на Западе.

    Хлебозаготовительный кризис В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, неурожая в ряде районов сократилась продажа зерна государству. Ситуацию усугубили дипломатические конфликты с европейскими государствами. В воздухе запахло войной.

    Хлебозаготовительный кризис Наученные горьким опытом горожане бросились раскупать товары первой необходимости. План вывоза зерна за границу был сорван, страна недополучила валюту- пришлось сокращать промышленное производство. Резко подскочили цены.

    Хлебозаготовительный кризис Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба были направлены 30 тыс. членов партии. На поиски спрятанного зерна вновь приглашалась беднота.

    Хлебозаготовительный кризис Эти меры не принесли желаемых результатов. Были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все продовольственные, а затем и промышленные товары. Требуется немедленная корректировка экономической политики.

    Социально-экономические последствия нэпа Положительные: К 1928 г. промышленное и сельскохозяйственное производство восстановлено на уровне 1913 г. Возродилось предпринимательство, появилась новая советская буржуазия. Рабочий день в промышленности сократился, зарплата выросла в сравнении с 1913 г. Повысился уровень жизни крестьян по сравнению с 1913 г.

    Социально-экономические последствия нэпа Отрицательные: Предприниматели ограничивались в правах, страдали от повышенного налогообложения. Обострился жилищный вопрос. Обострилась проблема «лишнего населения в деревне». Рост безработицы в городах. Сократилось товарное производство в сельском хозяйстве и экспорт его продукции. Сократился импорт машин и оборудования. Из-за нехватки инвестиций промышленность не удовлетворяла спрос на промышленные товары.

    Вывод: Новая экономическая политика восстановила многоукладную экономику и решила проблему восстановления экономики, разрушенной Гражданской войной, но не решила проблему дальнейшего экономического развития и даже удовлетворения текущих потребностей общества, что наглядно показал хлебозаготовительный кризис 1927 г. В апреле 1929 г. в городах вновь введено нормированное снабжение населения продовольствием- введены карточки на хлеб.


  • Выбор редакции
    Металлургический комплекс. Черная металлургия. Составила учитель географии МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино Мазур Е.В. Цель урока :...

    Посылка с заказом из Китая идет в среднем 15-45 дней. Если Вы сделали заказ на Алиэкспресс, а посылка не приходит рекомендуем проверить...

    Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать...

    Цель: дать детям представления о кормушках для птиц; расширять представления о птицах, встречающихся в нашей местности и остающихся...
    Сценарий Нового года 2017 Петуха для детей «Как Петух с Обезьяной место делили» Действующие лица :Ведущая, Ведущий, Петух, Обезьяна, Дед...
    Максимально разрешенный рабочий промежуток времени за день и неделю установлен ТК РФ (ст. 91). Но на каждом предприятии действует свой...
    Должность человека, обеспечивающего охрану труда и отслеживающего соблюдение техники безопасности – крайне важна на предприятии. Этот...
    В продажах. Средний чек можно рассчитать, поделив товарооборот на количество чеков. Естественно чем выше средний чек, тем лучше для...
    Страница 7 Разработка мероприятий начинается с доведения информации по качеству до соответствующих подРазделений, которые анализируют ее,...
    Популярное