Регулирование труда медицинских работников в учреждениях здравоохранения. Организация труда в отделениях больницы. Требования к кожным покровам


ТК РФ Статья 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому - пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.

Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.

Ст. 350 ТК РФ. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

Новая редакция Ст. 350 ТК РФ

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому - пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.

Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.

Комментарий к Статье 350 ТК РФ

В настоящее время продолжительность рабочего времени медицинских работников установлена Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".

В соответствии с данным Постановлением медицинским работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности:

36-часовая рабочая неделя установлена для врачей среднего (кроме медицинского регистратора архива, медицинского статистика) и младшего медицинского персонала медицинских организаций и учреждений (отделений, больниц, центров, палат, кабинетов), работа в которых по условиям труда дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю. Сюда же включаются врачи - руководители структурных подразделений (кроме врача-статистика) и некоторые иные категории медицинских работников организаций и учреждений здравоохранения.

По условиям работы к медицинским учреждениям, в которых установлена 36-часовая рабочая неделя, относятся: инфекционные больницы, кожно-венерологические диспансеры, лепрозории, лечебно-профилактические учреждения по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, психиатрические (психоневрологические), нейрохирургические, наркологические медицинские организации и учреждения (в том числе детские), осуществляющие работу по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных.

33-часовая рабочая предусмотрена:

для врачей лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов), проводящих исключительно амбулаторный прием больных;

для врачей и среднего медицинского персонала, физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов), работающих полный рабочий день на медицинских генераторах ультракоротковолновой частоты (УКВЧ) мощностью свыше 200 Вт, а также врачей-стоматологов, врачей-стоматологов-ортопедов, врачей-стоматологов-ортодонтов, врачей-стоматологов детских, врачей-стоматологов-терапевтов, зубных врачей, зубных техников (кроме врача-стоматолога-хирурга, врача - челюстно-лицевого хирурга), стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов).

30-часовая рабочая неделя установлена врачам, в том числе врачам - руководителям учреждения (отделения, кабинета, лаборатории), среднему и младшему медицинскому персоналу туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений.

Помимо этого, 30-часовая рабочая неделя предусмотрена:

Для врачей, в том числе врачей - руководителей отделения, лаборатории, для среднего и младшего медицинского персонала патологоанатомических отделений, лабораторий, прозекторских, моргов, осуществляющих работу, непосредственно связанную с трупами и трупным материалом;

Для врачей и среднего медицинского персонала, работа которых непосредственно связана с рентгенодиагностикой, флюорографией, для санитарок рентгеновских, флюорографических кабинетов и установок, выполняющих не менее половины рабочего дня работу, непосредственно связанную с оказанием помощи врачу при осуществлении им работ по рентгенодиагностике, флюорографии, на рентгенотерапевтической установке с визуальным контролем, и для некоторых иных категорий медицинских работников, определенных в указанном Постановлении организаций и учреждений здравоохранения;

Для врачей, среднего и младшего медицинского персонала учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (главное бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющих освидетельствование граждан, больных туберкулезом;

Для врачей - судебно-медицинских экспертов бюро судебно-медицинской экспертизы, в том числе врачей - руководителей отдела, отделения, среднего и младшего медицинского персонала, работа которых непосредственно связана с трупами и трупным материалом.

24-часовая рабочая неделя установлена для врачей, среднего и младшего персонала, работа которых непосредственно связана с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Итак, различия в продолжительности рабочего времени медицинских работников обусловлены той категорией работников, к которой они относятся.

Оплата труда работников здравоохранения также имеет свои особенности. В частности, им выплачиваются оклады в соответствии с занимаемой должностью и разрядом, установленным по ЕТС, с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним специальным образованием установлен Приказом Минздрава России от 09.08.2001 N 314 "О порядке получения квалификационных категорий". Квалификационные категории присваиваются аттестационной комиссией, создаваемой в установленном порядке и действительны в течение 5 лет со дня издания приказа об их присвоении.

Разряды оплаты труда и тарифных коэффициентов медицинских работников при определении ставок (окладов) на основе ЕТС определяются по категориям работников:

Младший обслуживающий персонал (от 2-го до 4-го разряда);

Средний медицинский персонал (от 4-го до 12-го разряда);

Врачебный персонал (от 9-го до 16-го разряда).

Руководителям учреждений здравоохранения устанавливаются разряды от 7-го до 18-го с учетом показателей отнесения учреждений здравоохранения к группам по оплате их труда, изложенных в приложении к Приказу Минздрава России от 15.10.1999 N 377.

Ряд медицинских работников пользуются правом на дополнительные отпуска. Это связано с работой с вредными условиями труда. В частности, Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей" работникам учреждений здравоохранения, выполняющим работу, связанную с соответствующим риском, установлена продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска 36 рабочих дней с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда. Эти отпуска предоставляются работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 08.08.1996 N 50.

Порядок работы медицинских работников по совместительству установлен Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры". В соответствии с ним, медицинские работники вправе осуществлять работу по совместительству, то есть выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Продолжительность работы по совместительству медицинских и фармацевтических работников в течение месяца не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, и устанавливается по соглашению между работником и работодателем по каждому трудовому договору.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 813 "О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа" установлена продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа, - не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Другой комментарий к Ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Данная статья предоставляет возможность конкретизации ряда особенностей регулирования труда и отдыха медицинских работников Правительству РФ.

Такими особенностями являются:

1) сокращенная продолжительность рабочего времени, определяемая Правительством РФ (не более 39 часов в неделю), которая должна зависеть от должности и (или) специальности;

2) увеличенная норма продолжительности работы по совместительству, введение которой возможно по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей, для медицинских работников, которые проживают и работают в сельской местности и в поселках городского типа;

3) предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отдельным категориям медицинских работников с продолжительностью, устанавливаемой Правительством РФ.

Наряду со ст. 350 ТК РФ особенности труда и отдыха медицинских работников предусматриваются ч. 3 ст. 92 ТК РФ (в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени), ч. 2 ст. 142 ТК РФ (применительно к запрету приостановления работы на станциях скорой и неотложной помощи), ч. 6 ст. 282 ТК РФ (относительно порядка установления особенностей регулирования работы по совместительству), подп. "б" ч. 1 ст. 413 ТК РФ (в части запрета и объявления незаконными забастовок на станциях скорой и неотложной помощи).

2. Особый характер и условия труда данных работников обусловлены самой природой медицинской деятельности, осуществляемой работодателем (физическим лицом или юридическим лицом (организацией), вступившим в трудовые отношения с работником, либо иным субъектом, наделенным в случаях, предусмотренных федеральными законами, правом заключать трудовые договоры).

Ввиду рискового и творческого характера медицинской деятельности труду медицинских работников присуща значительная самостоятельность. Именно это обстоятельство является причиной того, что во многих случаях, связанных с исполнением этими работниками своих обязанностей перед пациентом, значение властных указаний его работодателя не является определяющим. Медицинский работник самостоятельно в соответствии со стандартами медицинской помощи оказывает такую помощь пациенту.

Это правило не закреплено в ТК РФ. Однако оно непосредственно вытекает из природы медицинской деятельности.

Определенным отражением этой самостоятельности являются следующие правила, закрепленные в ст. 58 Закона Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (Российская газета. 1993. 18 авг. N 158; далее - Основы об охране здоровья):

1) лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования;

Именно бремя ответственности, вытекающей из самостоятельности в принятии жизненно важных для пациента решений, является причиной для установления сокращенной продолжительности рабочего времени и предоставления в определенных случаях ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Другим обстоятельством, влияющим на регулирование труда медицинских работников, является публичная (конституционная) значимость их труда, проявляющаяся в том, что с их помощью обеспечивается реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).

Этим обстоятельством, а также нехваткой медицинских работников в организациях, оказывающих медицинскую помощь в сельской местности и в поселках городского типа, обусловлена возможность увеличения продолжительности работы по совместительству.

3. Комментируемая статья не устанавливает условий отнесения лиц к категории "медицинский работник". Между тем эти условия можно найти в ст. 54 специального закона - Основ об охране здоровья.

По общему правилу, для признания медицинским работником необходимо, чтобы соответствующее лицо имело специальное высшее образование и обладало специальными документами (дипломом и (или) званиями, а также сертификатом специалиста и лицензией на осуществление медицинской деятельности). Вместе с тем для лица, работающего в медицинской организации, такой лицензии не требуется, поскольку ею должна обладать организация как его работодатель.

Данные условия распространяются не только на то лицо, которое работает по трудовому договору в медицинской организации. Им должен соответствовать и индивидуальный предприниматель, который самостоятельно осуществляет медицинскую деятельность (т.е. самостоятельно обеспечивает себя работой и является работником только в широком смысле). Объединение под одним наименованием "медицинский работник" широкого круга лиц с принципиально различными правовыми статусами представляется не слишком удачным, поскольку требует специального толкования при применении соответствующей нормы Основ об охране здоровья.

Что касается сертификата специалиста, то единственным предусмотренным законодательством органом, имеющим полномочие по выдаче сертификата, является профессиональная медицинская ассоциация субъекта РФ (ст. 62 Основ об охране здоровья). Однако конкретная нормативно-правовая регламентация порядка и условий выдачи данного сертификата специалиста пока отсутствует. Ввиду этого на практике предъявления данного сертификата для допуска работника к исполнению обязанностей по медицинской профессии сейчас не требуют.

Номенклатура должностей медицинских работников, работающих в бюджетной сфере, установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и утвержденным им приложением (СЗ РФ. 1995. N 10).

Эта номенклатура, а также Номенклатура специальностей медицинских работников конкретизированы Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 (БНА. 1999. N 46), Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 1997 г. N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" с утвержденными им приложениями (Здравоохранение. 1997. N 11) и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 августа 1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" (БМТ РФ. 1997. N 9).

4. В соответствии со ст. 54 Основ об охране здоровья в исключительных случаях к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием могут быть допущены лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования. Порядок такого допуска должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (в настоящее время такой порядок отсутствует).

Врачи, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Соответствие специальностей среднего медицинского персонала должностям специалистов устанавливается на основании Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 18 (Здравоохранение. 1999. N 4).

5. Особый порядок допуска к медицинской деятельности предусмотрен для лиц, получивших медицинскую подготовку в иностранных государствах. Они допускаются к медицинской деятельности в Российской Федерации только после сдачи экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Упомянутый порядок установлен Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 119 (СЗ РФ. 1995. N 7). Данные требования не распространяется на лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в бывшем СССР.

6. Несмотря на широту легального определения понятия "медицинский работник", закрепленного в ст. 54 Основ об охране здоровья, под это определение формально не подпадают те работники здравоохранения, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности в составе единого коллектива с лицами, обладающими средним или высшим профессиональным медицинским образованием и без которых в ряде случаев невозможно надлежащим образом оказать медицинскую помощь. К таким работникам, в частности, относятся представители младшего медицинского персонала (сестры-хозяйки, санитарки), медицинские психологи, водители санитарного автотранспорта, высококвалифицированные рабочие, занятые на важных и ответственных работах (например, осуществляющие обслуживание такой медицинской техники, как искусственные сердце и легкие), и пр.

Тесная взаимосвязь их труда с трудом работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь, наделяет во многих случаях этот труд такими же фактическими особенностями, которые характерны для труда последних. Отсюда следует, что в силу конституционного принципа равенства, гарантируемого государством независимо в том числе от должностного положения и иных обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), регулирование трудовых отношений с участием работников, обеспечивающих оказание медицинской помощи, должно обладать теми же особенностями, характерными для регулирования труда работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь.

Следствием данного обстоятельства является регулирование одним и тем же нормативным правовым актом отношений, связанных с особенностями труда обеих категорий работников здравоохранения, и использование в данных актах термина "медицинский работник", подразумевающего обе категории указанных лиц (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения" (ВВС РФ. 1992. N 20. Ст. 1133)).

7. В зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности медицинские работники подразделяются на четыре категории с продолжительностью рабочего времени 36, 33, 30 и 24 часа в неделю (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" (СЗ РФ. 2003. N 8)). Отношения, связанные с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени для медицинских работников, регулируются, кроме того, Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 11 декабря 1940 N 2499 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников" (Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. 1940. N 32. Ст. 806).

Для стимулирования труда медицинских работников были установлены специальные размеры надбавок и доплат уже упоминавшимся ранее Указом Президента РФ от 13 мая 1992 г. N 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения", который был конкретизирован Постановлением Министерства труда и занятости населения РФ от 8 июня 1992 г. N 17 "О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения" (БМТ РФ. 1992. N 7 - 8). В этих актах понятие "медицинский работник" фактически отождествляется с понятием "работник здравоохранения", в качестве которого рассматривается не только средний, но и младший медицинский персонал, а также работники скорой и неотложной медицинской помощи, в том числе водители санитарного автотранспорта.

Особо следует отметить, что продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, может составлять не более 8 часов в день и 39 часов в неделю (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 813 "О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа" (СЗ РФ. 2002. N 46)).

Врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1588 "Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях" (СЗ РФ. 1999. N 2)).

В систематизированной форме многие правила, конкретизирующие особенности труда медицинских работников, предусмотренные нормативными правовыми актами более высокого уровня, содержатся в уже упоминавшемся ранее Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА в здравоохранении - совершенствование форм и методов организации труда медицинских работников на основе достижений науки, техники и передового опыта, направленное на разработку и внедрение в практику научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему повышению эффективности и улучшению качества работы.

Научная организация труда (НОТ) в здравоохранении - научное направление прикладного характера, интегрированное на базе многих научных дисциплин: экономики, статистики, эргономики (см. Труд), эстетики (см. Эстетика производственная), гигиены, физиологии и психологии труда, юридических и технических наук.

Под НОТ в здравоохранении обычно понимают непрерывное улучшение организационных форм использования труда человека в рамках отдельно взятого мед. коллектива, однако при социализме научный подход характерен и для организации труда в рамках всей системы социалистического здравоохранения. НОТ в здравоохранении, с одной стороны, способствует интенсификации, росту эффективности и качества труда медиков, а с другой - содействует улучшению условий и содержательности труда, более полному развитию духовных интересов медработников, повышению степени их удовлетворенности своим трудом, превращению труда в первую жизненную потребность.

Задачи, решаемые при внедрении НОТ в здравоохранение, можно условно разделить на три группы: экономические - направленные на повышение производительности труда медработников за счет внедрения современных достижений науки и техники, лучшей организации их труда, на поиск резервов и повышение эффективности в использовании трудовых и материальных ресурсов, на совершенствование структуры и функций органов и учреждений здравоохранения в целях постоянного роста качества и культуры оказания медпомощи, на улучшение народного здравоохранения; психофизиологические - направленные на создание наиболее благоприятных условий функционирования трудовых коллективов, улучшение условии и режима труда; социальные - заключающиеся в обеспечении условий для всестороннего и гармоничного развития личности медработников, повышения содержательности и привлекательности их труда, наиболее полного и целесообразного применения знаний и квалификации каждого специалиста.

Коммунистическая партия и Советское правительство на всех этапах развития страны уделяли большое внимание воспросам совершенствования организации труда во всех отраслях народного хозяйства. Первые работы по научной организации труда в сфере здравоохранения относятся к 20-м гг. 20 в. и связаны с развернувшимся в стране по инициативе В. И. Ленина массовым движением за совершенствование организации труда на научной основе. Исследования по рационализации труда медработников, проводившиеся под руководством наркома здравоохранения Н. А. Семашко, были основаны на научном анализе затрат рабочего времени ряда категорий медперсонала (врачей, медсестер, фельдшеров, лаборантов), на исследовании факторов, влияющих на утомляемость работников.

В 30-50-е гг. были изучены вопросы организации труда в отдельных звеньях леч.-проф, учреждений (регулирование регистратурой поликлиники потока больных, работа приемно-диагностических отделений в стационарах и др.). Была проанализирована нагрузка врачей на поликлиническом приеме, изучена структура обращаемости населения за медпомощью.

Проведение научных исследований и практическая работа по НОТ в здравоохранении значительно активизировались после издания в 1966 г. приказа министра здравоохранения СССР «Об улучшении работы в области научной организации труда работников учреждений здравоохранения», в соответствии с к-рым в союзных республиках начали создаваться научно-методические центры НОТ, а в органах и учреждениях здравоохранения-советы и группы НОТ.

Большое внимание вопросам НОТ было уделено на XXIV и XXV съездах КПСС. В резолюциях съездов отмечается особая важность всемерного внедрения НОТ в практику. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, говоря о повышении эффективности общественного производства, подчеркивает: «Для всего этого необходимы дисциплина, инициатива, широкое использование достижений науки и техники, внедрение научной организации труда, совершенствование управления нашей экономикой и всем народным хозяйством» (Л. И. Брежнев, «Ленинским курсом», т. 5, с. 177).

Решения партии и правительства явились мощным стимулом для развертывания целенаправленных организационных мер по комплексному внедрению НОТ. К ним прежде всего относятся создание в ряде союзных республик специализированных служб НОТ, централизация материально-технического обеспечения мероприятий НОТ, введение планирования и отчетности по НОТ.

НОТ в здравоохранении базируется на общих теоретических и методологических положениях науки об организации труда. Направления НОТ в значительной мере универсальны, они определяют общие пути совершенствования организации труда независимо от отрасли. Вместе с тем основные направления НОТ в здравоохранении обладают рядом специфических черт, вытекающих из особенностей здравоохранения как социальной системы, а также из своеобразия мед. труда и его места в системе народного хозяйства.

Методический арсенал НОТ направлен на изучение трудовых процессов и условий их осуществления в различных звеньях службы здравоохранения и включает: методы изучения использования рабочего времени, организации трудовых процессов и рабочих мест; методы исследования работоспособности и психофизиологических и социально-психологических факторов трудовой деятельности.

Большое значение в научном обосновании рекомендаций НОТ имеют методы изучения затрат рабочего времени, включающие хронометраж, фотографию рабочего дня, фотохронометраж, метод моментных наблюдений и др. Напр., методом хронометража изучают затраты времени на такие отдельные многократно повторяющиеся элементы работы, как, напр., опрос больного, его обследование, ведение записей в мед. документах и т. п.; методом фотографии рабочего дня определяется структура затрат рабочего времени за рабочий день или часть его, выявляются потери времени; методом моментных наблюдений регистрируется частота повторения тех или иных элементов работы за определенный период времени и т. д.

Обеспечение максимальной производительности труда и эффективного использования рабочего времени во многом зависит от совершенствования форм разделения н кооперации труда, как ведущего направления НОТ в здравоохранении. Совершенствование организационно-функциональной структуры учреждений здравоохранения на основе перераспределения трудовых функций, создание новых подразделений в структуре мед. учреждений связано с постоянным улучшением методов диагностики и лечения, оснащением леч.-проф, учреждений новой мед. аппаратурой. Это направление решается также на основе разработки и использования систематически обновляемых должностных инструкций. В должностных инструкциях закрепляется круг функциональных обязанностей, прав и ответственности каждого конкретного работника с учетом его знаний, опыта и характера труда.

Важным направлением является централизация лечебно-диагностических и вспомогательных служб в учреждениях здравоохранения. Централизацией охвачены клинико-диагностические лаб. исследования, организация внутри- и внебольничных консультаций, учет диспансерных контингентов, службы мед. снабжения стерильными материалами (перевязочными средствами, шприцами, операционным бельем), медикаментами, мед. газами, а также доставка крови, хозяйственное обслуживание и др.

Так, для централизованного снабжения стерильными материалами в структуре леч.-проф, учреждений создаются центральные стерилизационные отделения, обеспечивающие более высокое качество и надежность стерилизации, а также экономию рабочего времени медсестер.

В крупных многопрофильных б-цах централизуется организация консультаций и консилиумов, что избавляет медперсонал от выполнения организационных функций и вместе с тем позволяет более четко планировать консультативную работу специалистов.

Значительно повышается производительность труда медработников в результате создания систем внутри-учрежденческой оперативной связи, к-рые в сфере здравоохранения принято делить на три группы: административно-управленческой, медико-технологической и диспетчерской связи. К первой группе относятся системы: двусторонней административно-управленческой связи (руководитель - секретарь), радиальной административно-управленческой связи (руководитель - подчиненные), циркулярной связи (для проведения оперативных деловых совещаний руководителя с персоналом). Во вторую группу входят системы поискововызывной сигнализации, дистанционного наблюдения за больными, связи с посетителями. К третьей группе относятся диспетчерские системы для организации внутри- и внебольничных консультаций и управления работой вспомогательных служб.

Технические средства оперативной связи, применяемые в учреждениях здравоохранения, весьма разнообразны и включают средства проводной связи (аппаратура внутриучрежденческой телефонной и громкоговорящей связи, аппаратура сигнализации), средства беспроводной связи (радиосвязь), а также средства аудиовизуальной связи (установки телевидения и видеотелефоны).

Совершенствование документации, учитывая значительные затраты времени медработников на работу с ней, также является одним из наиболее актуальных для органов и учреждений здравоохранения направлений НОТ. Оно заключается в основном в унификации документов - создании типовых форм и текстов, а также в широком использовании различных технических устройств. Напр., на основе типовых тестов разработан ряд форм вкладных листов в индивидуальную карту амбулаторного больного, карту стационарного больного, предназначенных для записи результатов первичного осмотра больного специалистами различного профиля, консультативных осмотров, этапного эпикриза.Применение типовых форм значительно сокращает затраты времени на заполнение документов. В учреждениях здравоохранения типовые тексты применяются, кроме того, в виде типовых бланков направлений на лабораторно-инструментальные исследования, а также унифицированных рецептурных прописей.

Широкое распространение в практике учреждений здравоохранения получил диктофонно-машинописный метод ведения мед. документации, осуществляемый централизованно и децентрализованно. Создание больничных диктофонных центров, освоение этого метода врачами-ординаторами позволяет им заметно экономить рабочее время и использовать его для более глубокого исследования больного.

Эффективность подготовки мед. документации повышает современная копировально-множительная техника - электрографические и термографические копировальные аппараты, а также техника микрофильмирования. Применение микрофильмирования особенно эффективно в больничных архивах, т. к. позволяет во много раз сократить объем хранимой документации, облегчая при этом поиск необходимых данных.

Большое внимание в учреждениях здравоохранения уделяется созданию рациональных систем хранения и поиска документов. Этой цели служат различные конструкции настольных и кабинетных картотек, передвижных стеллажей, механизированное картотечное оборудование.

Улучшение условий труда работников учреждений здравоохранения во многом связано с таким направлением НОТ, как рациональная организация рабочего места, к-рая включает мероприятия по совершенствованию планировки рабочих мест, рационализации их оснащения, созданию гиг. комфорта, эстетизации рабочей среды.

Обязательным условием для обеспечения рациональной организации рабочих мест является соблюдение эргономических требований как в отношении мед. мебели, так и при разработке конструкций изделий мед. техники. Для ряда категорий массовых мед. профессий разработаны типовые схемы оснащения рабочих мест (кабинета участкового врача-терапевта, поста палатной медсестры, рабочего места ассистента аптеки и др.).

Одним из важных направлений НОТ в здравоохранении являются проф. ориентация, проф. отбор молодежи при поступлении в мед. учебные заведения, материальное и моральное стимулирование труда, использование воспитательной силы традиции, совершенствование стиля и методов руководства, а также изучение психологической совместимости работающих в коллективе и умелое перемещение специалистов для обеспечения нормальных взаимоотношений.

Моральное и материальное стимулирование труда имеет важное значение для совершенствования организации деятельности мед. коллектива. Постановлением Совета Министров СССР «О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения, состоящих на государственном бюджете» (1976) руководителям леч.-проф, учреждений при наличии экономии по фонду заработной платы предоставлено право премировать за достижение хороших результатов и высокое качество медпомощи населению лучших работников в пределах 1,5% от установленного учреждению фонда заработной платы. Большое значение в развитии творческой инициативы трудящихся, в воспитании у них коммунистического отношения к труду приобретает также моральное стимулирование.

Определенное место в деле совершенствования социально-психологических отношений в трудовых коллективах отводится положительным традициям, напр, ежегодной встрече молодых специалистов, чествованию ветеранов труда, торжественным проводам на пенсию и др.

Большое значение в формировании социально-психологической атмосферы в мед. коллективах имеет совершенствование методов управления, овладение организаторами здравоохранения ленинским стилем руководства.

Значительное место отводится нормированию труда, подготовке и повышению квалификации мед. кадров, разработке режимов труда и отдыха медперсонала, предупреждению профзаболеваний и использованию труда в качестве лечебного и профилактического фактора.

Основные направления совершенствования организации труда применимы в учреждениях здравоохранения любого уровня. Однако рекомендации по НОТ в различных отраслях здравоохранения имеют свою специфику. Напр., в учреждениях сан.-эпид. службы, где обобщается большой объем информации, особую актуальность приобретают вопросы упорядочения ведения мед. документации. В этой службе нашли широкое применение унифицированные формы документов (типовые бланки), перфокарты.

Принцип централизации в сан.-эпид. службе реализуется также в форме создания в городах с районным делением межрайонных СЭС. Укрупнение СЭС как в целом, так и за счет применения различных форм централизации, напр, создание на базе крупных городских и районных СЭС межрайонных сан.-гиг. лабораторий, повышает эффективность работы, позволяет в полном объеме использовать лаб. оборудование и аппаратуру, обеспечивает внедрение поточной системы исследований и современных средств механизации.

В аптечных учреждениях среди мероприятий НОТ особую актуальность приобретает внедрение автоматизированных методов определения потребности и организации обеспечения населения лекарственными средствами и мед. изделиями, а также рациональная организация работы аптек и рабочих мест в них (оснащение средствами механизации). С этой целью в аптечной практике широко применяют такие аппараты, как дозаторы, электромеханические мешалки, устройства для фильтрования р-ров, аппараты для смешивания, фасовки и упаковки мазей, суппозиториев, порошков, жидкостей, моечные машины, приспособления для подачи на рабочие места дистиллированной воды и т. д.

Эти устройства способствуют повышению производительности труда аптечных работников, улучшают качество приготовления лекарств.

Совершенствование деятельности органов здравоохранения требует комплексного использования рекомендаций по ряду направлений НОТ. При этом особое значение приобретают мероприятия по совершенствованию документации и документооборота, регламентация трудовых функций на основе должностных инструкций, организация учрежденческой оперативной связи, а также совершенствование методов руководства.

В условиях научно-технической революции важным фактором улучшения деятельности органов и учреждений здравоохранения является использование математических методов (см.) и вычислительной техники (см. Электронная вычислительная машина).

Внедрение автоматизированных систем обработки информации и управления (см. Автоматизированная система управления) позволяет освободить медработников от отнимающей много времени счетной работы, увеличивает обоснованность ответственных управленческих решений, позволяет значительно расширить и повысить качество контроля за исполнительской дисциплиной, поднимает на новую, более высокую ступень культуру труда.

Организация внедрения НОТ в органах и учреждениях здравоохранения регламентирована соответствующими организационно-распорядительными документами М3 СССР. В союзных и автономных республиках, краях и областях создается служба внедрения НОТ при соответствующих высших органах управления здравоохранением той или иной территории.

Организационная система централизованного управления внедрением НОТ в работу органов и учреждений здравоохранения включает четыре группы мероприятий: 1) административно-управленческие мероприятия (текущее и перспективное планирование, поэтапный контроль за ходом работ, сбор и обобщение отчетных данных, материальное и моральное стимулирование); 2) научно-исследовательскую работу (изучение и обобщение передового опыта, разработку и апробацию новых форм организации труда, разработку рекомендаций НОТ, составление прогнозов и перспективных планов, преподавание основ НОТ в системе пред- и последипломной подготовки врачей); 3) организационно-технические мероприятия (материально-техническое обеспечение средствами НОТ, организационно-техническое проектирование и внедрение, обеспечение эксплуатации систем НОТ, опытно-конструкторские работы); 4) консультативно-методическую работу (издание и распространение методической литературы, проведение семинаров и конференций, пропаганда передового опыта, проведение консультаций).

Библиография: Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти, Полн. собр. соч., т. 36, с. 165; Брежнев JI. И. Ленинским курсом, Речи и статьи,т. 5,5-е изд., с. 177, М., 1976; Буренков С. П., Головтеев В. В. и Корчагин В. Социалистическое здравоохранение: задачи, ресурсы, перспективы развития, М., 1979; Канеп В. В., Липовецкая Л. Л. и Лукьянов В.С. Теория и практика научной организации труда в здравоохранении, М., 1977; Канеп В. В. и Липовецкая Л.Л. Научная организация труда в учреждениях здравоохранения, М., 1981; Канеп В. В., Царегородцев Г. И. и Ольшанский Б. Ц. Труд медицинских работников в условиях развитого социалистического общества (Оценка и стимулирование), Рига, 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Мацко Б. М. Основы научной организации труда в больницах и поликлиниках, М., 1969; Петровский Б. В. Задачи советского здравоохранения в реализации решений XXV съезда КПСС, Вестн. АМН СССР, № 10, с. 6, 1976,

  • Глава 7. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
  • Глава 8. Медицинские кадры со средним профессиональным образованием
  • Глава 10. Организация работы среднего медицинского персонала в больничных учреждениях
  • Глава 11. Организация работы среднего медицинского персонала скорой медицинской помощи
  • Глава 12. Особенности организации работы среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения в сельской местности
  • Глава 14. Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики
  • Глава 15. Этика в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
  • Глава 16. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке
  • Глава 17. Организация здравоохранения в зарубежных странах
  • Глава 9. Организация работы среднего медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях

    Глава 9. Организация работы среднего медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях

    Первичная медико-санитарная помощь, которая оказывается в амбулаторно-поликлинических учреждениях, остается для населения самым массовым и доступным видом медицинской помощи. В 2008 г. в России функционировало около 18 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений, в которых медицинская помощь оказана более 50 млн человек.

    К основным типам амбулаторно-поликлинических учреждений относятся: поликлиники (для взрослых, детей, стоматологические), диспансеры, центры общей врачебной (семейной) практики, женские консультации и др.

    9.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

    Городская поликлиника для взрослых (рис. 9.1) является учреждением здравоохранения, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь населению в возрасте 18 лет и старше.

    Основные задачи поликлиники:

    Оказание медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

    Организация и проведение среди прикрепленного населения комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

    Осуществление диспансеризации населения и, прежде всего, лиц с повышенным риском заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических и других социально-значимых болезней;

    Организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, формированию здорового образа жизни.

    Рис. 9.1. Примерная организационная структура городской поликлиники для взрослых

    Поликлинику возглавляет главный врач, который несет ответственность за качество медицинской помощи, а также организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность.

    Для организации работы среднего и младшего медицинского персонала главный врач из числа наиболее опытных медицинских сестер, обладающих организационными способностями, назначает главную (старшую) медицинскую сестру. В ее непосредственном подчинении находится весь средний и младший медицинский персонал поликлиники.

    Основная задача главной (старшей) медицинской сестры - рациональная организация труда среднего и младшего медицинского персонала, включая своевременное и качественное выполнение врачебных назначений больным в поликлинике и на дому.

    Для выполнения этой задачи главная (старшая) медицинская сестра поликлиники обязана обеспечить:

    Вводный инструктаж принимаемых на работу средних и младших медицинских работников по охране труда и технике безопасности, по противопожарной безопасности, действиях в экстремальных условиях;

    Ознакомление средних и младших медицинских работников с должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка и другими распорядительными документами;

    Составление рациональных графиков работы и правильную расстановку среднего и младшего медицинского персонала;

    Оперативное замещение медицинских сестер и санитарок, не вышедших на работу;

    Систематический контроль над своевременным и квалифицированным выполнением медицинскими сестрами лечебных и диагностических назначений врачей в поликлинике и на дому;

    Своевременную выписку, правильный учет, распределение и использование медикаментов, изделий медицинского назначения, бланков специального учета (листков нетрудоспособности, врачебных свидетельств о смерти, бланков рецептов на наркотические средства и др.);

    Четкую работу регистратуры, справочно-информационной службы;

    Контроль над санитарно-гигиеническим состоянием поликлиники, проведением средним и младшим медицинским персоналом комплекса необходимых противоэпидемических мероприятий;

    Контроль над исправностью и сохранностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременностью их ремонта и списания;

    Своевременное представление медицинской документации амбулаторного больного, направленного в стационар, а также контроль над получением выписок и других медицинских документов из стационара и др.

    Главная (старшая) медицинская сестра принимает активное участие в управлении учреждением. Она вправе принимать участие в решении вопросов найма и увольнения средних и младших медицинских работников, вносить главному врачу предложения об их поощрении или наложении дисциплинарных взысканий, осуществлять в случае производственной необходимости временную перестановку средних и младших медицинских работников поликлиники, контролировать их деятельность, отдавать им в рамках своих полномочий распоряжения и указания.

    Одна из важнейших задач главной (старшей) медицинской сестры, совместно с руководством поликлиники, - разработка и реализация планов повышения квалификации средних медицинских работни-

    ков путем проведения сестринских конференций, направление их на курсы повышения квалификации и специализации, организации освоения ими смежных специальностей, а также специальной подготовки младшего медицинского персонала.

    Городская поликлиника работает по участковому принципу - за ней закреплена определенная территория, которая, в свою очередь, разделена на территориальные участки. Участки формируются в зависимости от численности населения. За каждым участком закреплен врач-терапевт участковый и медицинская сестра участковая. Терапевтические участки формируются из расчета 1700 жителей в возрасте 18 лет и старше на один участок. При формировании участков для обеспечения равных условий работы участковых врачей-терапевтов и медицинских сестер следует учитывать не только численность населения, но и протяженность участка, тип застройки, удаленность от поликлиники, наличие автотранспорта и другие факторы.

    Первое знакомство пациента с поликлиникой начинается с регистратуры, которая организует прием больных и их обслуживание на дому. В задачи регистратуры входит:

    Осуществление записи на прием к врачам при непосредственном обращении и по телефону;

    Регулирование интенсивности потока пациентов с целью обеспечения равномерной нагрузки на приеме, распределение больных по видам оказываемой помощи;

    Своевременный подбор медицинской документации и доставка ее в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки.

    В практике организации амбулаторно-поликлинической помощи используется три основных способа организации записи пациентов на прием к врачу:

    Талонная система;

    Самозапись;

    Комбинированный способ.

    При талонной системе первичные пациенты обращаются в регистратуру и получают талоны с указанием порядкового номера очереди, фамилии врача, номера кабинета и времени явки на прием.

    При самозаписи посетители сами вписывают в специальные листы свои паспортные данные с указанием удобного для них времени приема. Для этого в холле поликлиники оборудуются столики с папками листов самозаписи на несколько дней вперед. Дежурный регистратор дает необходимые устные справки, в отдельных случаях помогает

    посетителям записаться на прием к врачу. Заполненные листы самозаписи в конце дня должны быть переданы работникам картохрани-лища для подбора «Медицинских карт амбулаторного больного» или оформления их для впервые обратившихся пациентов. Перед приемом медицинская сестра кабинета берет из картохранилища подобранные «Медицинские карты амбулаторного больного» и лист самозаписи.

    При комбинированном способе в лист самозаписи записываются только первичные пациенты. За 15-20 мин до начала приема пациент получает в регистратуре заранее заготовленный талон. При такой системе регистратор знает, сколько человек не явилось на прием к врачу (из числа записавшихся) и имеет право по истечении определенного времени выдать талоны другим пациентам, желающим попасть на прием в это время. Повторным пациентам врач выдает специальную «фишку» с указанием даты и времени приема, которая подлежит обмену в регистратуре на талон. Если врач при посещении больного на дому определил необходимость повторного осмотра в поликлинике, он сразу выдает ему талон с указанием даты, времени приема и номера очереди.

    Вызов врача на дом может осуществляться очно либо по телефону. Принимаемые вызовы заносятся в «Книгу записей вызова врача на дом», в которой указываются не только фамилия, имя, отчество и адрес больного, но и основные жалобы. Эти книги ведутся как по каждому терапевтическому участку, так и по каждому из врачей узких специальностей. В некоторых поликлиниках существует «самозапись» вызовов на дом. Вызывающий врача заполняет специальный бланк, в котором указывает фамилию, имя, отчество, адрес больного, основные жалобы, температуру и опускает бланк в ящик вызовов. Поступившие заявки медицинский регистратор вносит в книгу.

    Для получения пациентами необходимой информации в вестибюле поликлиники целесообразно организовать подробную «немую справку» с расписанием работы врачей всех специальностей, номеров их кабинетов, врачебных участков с входящими в них улицами и домами, правилами подготовки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализов крови) и т.д. «Немая справка» должна содержать, кроме того, информацию о времени и месте приема населения главным врачом и его заместителями, адреса дежурных поликлиник и стационаров района (города), оказывающих экстренную специализированную помощь населению в воскресные дни и др.

    Скорость обслуживания больных зависит от рационального размещения в регистратуре «Медицинских карт амбулаторного больного». Оптимальной считается система расстановки карт в барабанах по участкам, а внутри них - по улицам, домам и квартирам. Значительно облегчает работу медицинского регистратора система маркировки медицинских карт, когда каждый терапевтический участок имеет свою цветовую маркировку. Хорошо зарекомендовала себя номерная система, при которой поиск одной карты сокращается до нескольких секунд. Для этого каждому участку определяется количество номеров соответственно числу лиц, проживающих на данной территории. В последнее время распространилась практика хранения медицинских карт амбулаторного больного на руках у пациентов. Это облегчает получение пациентом консультаций в других лечебно-профилактических учреждениях, однако в случае утери карты создаются серьезные затруднения.

    Оптимальна форма работы регистратуры с использованием электронных (безбумажных) технологий хранения информации. Для этих целей необходимо создание локальной компьютерной сети в масштабе всей поликлиники с терминалами во всех врачебных кабинетах и лечебно-диагностических подразделениях.

    В непосредственной близости от регистратуры должен располагаться кабинет доврачебного приема, который организуется в поликлинике для регулирования потока посетителей и выполнения функций, не требующих врачебной компетенции. Для работы в нем подбираются наиболее опытные медицинские сестры. В задачи кабинета доврачебного приема входит:

    Распределение пациентов по срочности направления их к врачу;

    Направление на лабораторные и другие диагностические исследования больных, которые не нуждаются в день обращения во врачебном приеме;

    Проведение антропометрии, измерение артериального и глазного давления, температуры тела и др.;

    Заполнение паспортной части «Санаторно-курортной карты» (ф. 072/у), «Направления на медико-социальную экспертизу» (ф. 088/у), а также внесения в них данных лабораторных и других диагностических исследований, оформление справок, выписок и других медицинских документов;

    Участие в организации и проведении медицинских осмотров.

    Большую роль в оказании населению первичной медико-санитарной помощи играет медицинская сестра участковая. Основная ее задача - это выполнение лечебных и диагностических назначений врача в поликлинике и на дому, а также проведение профилактических и санитарно-просветительных мероприятий среди населения участка. Для решения этой задачи медицинская сестра участковая имеет широкий круг обязанностей:

    Формирует совместно с врачом-терапевтом участковым паспорт врачебного (терапевтического) участка из прикрепленного к нему населения, ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп

    3. Требования к кожным покровам.

    3.1. Медицинским работникам в целях личной безопасности необходимо содержать кожу и ее придатки в чистоте и целостности. Для этого надо регулярно мыться и ухаживать за ногтями, менять белье и одежду, пользоваться косметическими защитными и дезинфицирующими средствами, избегать контактов с потенциально загрязненными предметами, защищать (ограждать) кожу и волосы рабочей (санитарной, специальной) одеждой и индивидуальными средствами защиты кожи.
    3.2. Врачи, медицинские сестры, акушерки обязаны мыть и дезинфицировать руки не только перед осмотром каждого пациента или перед выполнением процедур, но и после, а также после выполнения «грязных процедур» (в том числе: уборки помещений, смены белья больным, посещения туалета и т.д.).
    3.3. При загрязнении рук кровью, сывороткой, выделениями необходимо тщательно протирать их тампоном, смоченным кожным антисептиком, после чего мыть проточной водой с мылом и повторно обрабатывать кожным антисептиком.
    3.4. При попадании биологической жидкости пациента на слизистые оболочки ротоглотки, нужно немедленно рот и горло прополоскать 70% раствором этилового спирта или 0,05% раствором марганцево-кислого калия. При попадании биологических жидкостей в глаза следует промыть их раствором марганцево-кислого калия в воде в соотношении 1:10000.
    3.5. При уколах и порезах вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять перчатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать ранку 5% спиртовой настойкой йода.
    3.6. При наличии на руках микротравм, царапин, ссадин, заклеивать поврежденные места лейкопластырем.

    4. Основные требования к условиям труда и быта медицинского персонала:

    1. Воздействие на человека вредных и опасных факторов должно быть полностью исключено.

    1.1. Устройство и оборудование производственных помещений и рабочих мест медицинского и обслуживающего персонала должно соответствовать санитарным правилам и обеспечивать нормативные (безопасные) параметры факторов госпитальной среды (температура, влажность, скорость движения воздуха, химический состав, биологическое загрязнение, шум, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и т.п.).
    1.2. Расстановка медицинского и технического оборудования, его эксплуатация должны проводиться в соответствии с правилами охраны труда и возможностью его обработки (например, не допускается применение наркозных и других аппаратов без оборудования по удалению и поглощению средств для ингаляционного наркоза и их паров в выдыхаемом воздухе, а также с нарушениями герметичности систем подачи газов. В процедурных, аэрозольно-ингаляционных кабинетах, перевязочных и стерилизационных отделениях для выполнения манипуляций, связанных с применением высокоактивных медикаментов, должны быть оборудованы вытяжные шкафы с раковиной и смывом в канализацию).

    2. В медицинских организациях должны быть созданы условия для поддержания высокой работоспособности врача в течение рабочего времени, особенно при суточных дежурствах.

    2.1. Правильное устройство рабочих мест и рациональное использование мебели и оборудования необходимы при вынужденном положении тела во время работы с повышенным напряжением органов зрения, локальными мышечными нагрузками.
    2.2. Должны быть оборудованные помещения для внутрисменного отдыха персонала и проведения физкультурных пауз продолжительностью 15 мин через каждые 3 ч работы. 2.3. Для врачей, работа которых связана со значительными психо-эмоциональными и физическими нагрузками, должны быть организованы комнаты психологической разгрузки.
    2.4. В каждом структурном подразделении должен иметься необходимый состав санитарно-бытовых помещений для медицинского и обслуживающего персонала: комната персонала, гардеробная, душевые комнаты и туалеты, оснащенные для женщин специальным оборудованием. Комната для персонала должна быть площадью не менее 12 кв. м, оборудована холодильником, электроводонагревательным устройством, средством для разогрева пищи и раковиной. Гардеробная должна быть оборудована двустворчатыми запирающимися вентилируемыми шкафами по числу работающих, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов. В комнате личной гигиены женщин должна быть процедурная кабина, оборудованная гигиеническим душем с гибким шлангом и смесителем горячей и холодной воды, а также крючками-вешалками для белья и одежды.
    2.5. Для обеспечения персонала горячим питанием должны быть предусмотрены столовая или буфет из расчета 10-12 мест на 100 работающих.

    5. Основы лечебно-профилактического обслуживания работников медицинских организаций:

    1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники медицинских организаций обязаны проходить профилактические медицинские осмотры: первичный (при приеме на работу) и периодические (в течение работы).

    1.1. В процессе первичного медицинского осмотра необходимо определить соответствие (пригодность) работника к конкретной работе, выявить наличие соматических и психических болезней, в первую очередь - инфекционных и профессиональных. Предварительному медицинскому осмотру подвергаются все вновь поступающие на работу с неблагоприятными производственными факторами. Вопрос о пригодности к работе должен решаться в каждом случае индивидуально с учетом особенностей функционального состояния организма, имеющихся противопоказаний, возраста и профессиональной подготовки, стажа работы и будущих условий труда. При необходимости запрашивают сведения из медицинских организаций по месту жительства. Данные предварительного медицинского осмотра записывают в бланк-вкладыш медицинской карты амбулаторного больного (форма 025/У-87) и выносят заключение о профессиональной пригодности.
    1.2. Проведение периодических медицинских осмотров должно обеспечивать динамическое наблюдение за состоянием здоровья работающих в условиях профессиональных вредностей или неблагоприятных условий труда, своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний и профилактику последующих стадий, выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы в медицинской организации и представляющих риск возникновения и распространения внутрибольничных инфекции. Периодическим медицинским осмотрам подлежит медицинский и обслуживающий персонал специализированных отделений и кабинетов, стерилизационных и дезинфекционных отделений, пищеблока, буфетных и столовых, аптек, прачечных и других подразделений, работающий с вредными химическими веществами или подвергающийся воздействию неблагоприятных производственных факторов. Медицинские работники акушерских стационаров и отделений хирургического профиля обязаны проходить медицинские обследования по особому плану.
    1.3. После проведения периодического медицинского осмотра в отношении каждого лица должны намечаться лечебно-оздоровительные мероприятия: динамическое наблюдение и необходимое амбулаторно-поликлиническое лечение, стационарное или санаторно-курортное лечение, временный перевод по состоянию здоровья на другую работу с исключением противопоказанных факторов госпитальной среды.
    1.4. За всеми лицами, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья, где основную этиологическую роль играет профессиональный фактор госпитальной среды, должно быть установлено диспансерное наблюдение у соответствующих специалистов. 1.5. В случаях выявления признаков профессиональных болезней медицинские работники должны направляться в центр профпатологии на специальное обследование и установление связи заболевания с профессиональной деятельностью.

    2. В условиях эпидемического неблагополучия медицинские работники должны подвергаться иммунопрофилактике. В проведении иммунизации медицинских работников должны быть заинтересованы и администрация медицинской организации и сами работники. Чаще всего возникает необходимость в проведении прививок медицинским работникам против гриппа, вирусного гепатита В, дифтерии, кори и других инфекций.

    В ходе организации и осуществления лечебно-диагностического процесса врачу жизненно необходимо постоянно помнить о радиационной, химической, биологической и психологической безопасности - своей, коллег и помощников, пациентов.

    Он должен знать и в совершенстве владеть всеми основными подходами, способами и средствами обеспечения безопасности, в том числе: предупреждение контакта организма с потенциально патогенными факторами внешней среды, коррекция медицинской среды, повышение устойчивости организма к воздействию внешних факторов, оказание первой и медицинской помощи. Предупреждение контакта организма с потенциально патогенными факторами внешней среды возможно при применении удаления, экранирования и сокращения продолжительности воздействия.

    Помимо мер безопасности чис

    Выбор редакции
    Металлургический комплекс. Черная металлургия. Составила учитель географии МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино Мазур Е.В. Цель урока :...

    Посылка с заказом из Китая идет в среднем 15-45 дней. Если Вы сделали заказ на Алиэкспресс, а посылка не приходит рекомендуем проверить...

    Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать...

    Цель: дать детям представления о кормушках для птиц; расширять представления о птицах, встречающихся в нашей местности и остающихся...
    Сценарий Нового года 2017 Петуха для детей «Как Петух с Обезьяной место делили» Действующие лица :Ведущая, Ведущий, Петух, Обезьяна, Дед...
    Максимально разрешенный рабочий промежуток времени за день и неделю установлен ТК РФ (ст. 91). Но на каждом предприятии действует свой...
    Должность человека, обеспечивающего охрану труда и отслеживающего соблюдение техники безопасности – крайне важна на предприятии. Этот...
    В продажах. Средний чек можно рассчитать, поделив товарооборот на количество чеков. Естественно чем выше средний чек, тем лучше для...
    Страница 7 Разработка мероприятий начинается с доведения информации по качеству до соответствующих подРазделений, которые анализируют ее,...
    Популярное