Религиозные объединения понятие и виды. Религиозные организации – это что такое? Виды религиозных организаций Описание порядка создания централизованной религиозной организации


1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

8.1. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

9. Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Для использования в практической деятельности по реализации Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" направляем:

Комментарий к Закону, подготовленный заместителем Председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Себенцовым А.Е.;
Не приводятся.

Методические рекомендации по применению органами юстиции некоторых положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", подготовленные Департаментом по делам общественных и религиозных объединений на основе поступивших запросов органов юстиции.

Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции разработаны и будут направлены после их государственной регистрации. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (о порядке регистрации представительств иностранных религиозных организаций и о проведении государственной религиоведческой экспертизы) после их принятия будут официально опубликованы.
Не приводится.

Одновременно напоминаем о необходимости представления в Департамент по делам общественных и религиозных объединений к 20 января 1998 года сведений о государственной регистрации религиозных организаций за 1997 год согласно ранее направленной форме.


Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", вступивший в силу с 1 октября 1997 года, наделил органы юстиции, зарегистрировавшие религиозную организацию (далее именуются - регистрирующие органы), правом контроля за соблюдением ими уставов относительно целей и порядка их деятельности.

Поскольку принятый Федеральный закон не содержит конкретных указаний на формы и методы осуществления регистрирующими органами контрольных функций в отношении религиозных организаций, то в правоприменительной практике следует руководствоваться не только положениями данного Закона, но и соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О некоммерческих организациях" и иными актами действующего законодательства Российской Федерации.


Задачи и предмет контроля

Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляется в целях обеспечения неукоснительного соблюдения ими Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, предупреждения и пресечения противоправных проявлений в деятельности религиозных организаций.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" контроль за деятельностью религиозных организаций со стороны регистрирующих органов должен осуществляться по двум направлениям:

контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно целей ее деятельности;

контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности.

При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности регистрирующим органам следует обращать особое внимание на: соблюдение уставных положений, касающихся структуры и управления религиозной организации, деятельности ее руководящих органов, правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (каноническим) установлениям религиозной организации;

соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия;

своевременное информирование религиозной организацией регистрирующего органа об изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

своевременное представление религиозной организацией ежегодной информации о продолжении ее деятельности в установленном Законом объеме.

Нарушение установленного порядка деятельности и управления религиозной организации является основанием для признания принятых с нарушением устава решений религиозной организации неправомочными и, в установленных Законом случаях (государственная регистрация изменений и дополнений устава, реорганизация и ликвидация религиозной организации, изменение данных государственного реестра юридических лиц), влечет отказ регистрирующего органа в удовлетворении соответствующего заявления религиозной организации.

Непредставление требуемых сведений в регистрирующий орган в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.

Контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей ее деятельности подразумевает проверку со стороны регистрирующего органа соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам.

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ст. 8) в качестве религиозных признаются организации, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры. Кроме своей основной цели (исповедание и распространение веры) религиозные организации в установленном законом порядке вправе заниматься и иной деятельностью, соответствующей ее цели и не запрещенной законом. При этом предмет и цели деятельности религиозной организации, как некоммерческой организации, должны быть определены в ее уставе (ст. 53 части первой ГК РФ).

Следовательно, деятельностью религиозной организации, противоречащей ее уставным целям, является:

утрата религиозной организацией при осуществлении своей деятельности характера и признаков религиозной организации (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.);

осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности (участие в деятельности политических партий и политических движений, оказание им материальной и иной помощи, предвыборная агитация, создание структурных подразделений в государственных и муниципальных учреждениях и в иных не предусмотренных законом местах, осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей уставным целям, продажа получаемой гуманитарной и технической помощи и т.д.);

осуществление деятельности, в том числе медицинской, образовательной и иной, без надлежаще оформленного разрешения (лицензии);

осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации;

осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации;

осуществление деятельности, сопряженной с посягательствами на личность и права граждан и с иным нарушением Конституции и действующего законодательства Российской Федерации.


Организация контроля

При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации регистрирующие органы не должны подменять органы прокуратуры и иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют надзорные и контрольные функции согласно установленной им законом компетенции. Целесообразно практиковать проведение комплексных проверок деятельности религиозных организаций с участием соответствующих надзорных и контрольных органов по предварительной договоренности с ними.

Проверка уставной деятельности религиозной организации может осуществляться в плановом порядке по инициативе регистрирующего органа, а также в случае возникновения обстоятельств, требующих проведения контрольной проверки деятельности религиозной организации:

по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан и организаций;

по публикациям и сообщениям печати и иных средств массовой информации;

по поручению Министерства юстиции, других органов государственной власти и управления;

в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства регистрирующие органы обязаны уважать внутренние установления религиозных организаций и не вправе вмешиваться в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит закону. Не допускаются:

проведение проверок в религиозных организациях во время богослужений, проведения религиозных обрядов, церемоний и иных культовых мероприятий;

нарушение принятых норм поведения в молитвенных зданиях и помещениях;

оскорбление религиозных чувств и убеждений граждан. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов влечет ответственность по закону (ст. 193 КоАП РСФСР, ст. 148 УК РФ).

О предстоящей проверке надлежит уведомить руководителей религиозной организации.

Непосредственно осуществление проверки предусматривает выполнение следующих действий со стороны регистрирующего органа:

изучение материалов регистрационного дела религиозной организации, имеющихся в регистрирующем органе заявлений и обращений граждан, сообщений печати и иных средств массовой информации, касающихся деятельности данной организации;

запрашивание в правоохранительных, налоговых и иных государственных органах имеющейся у них информации и сведений, связанных с деятельностью проверяемой религиозной организации; направление по согласованию с религиозной организацией своих представителей для участия в проводимых ею мероприятиях;

запрашивание и изучение официальной информации и иных материалов религиозной организации, касающихся ее уставной деятельности, а также ее структурных подразделений;

получение разъяснений от руководителей и членов религиозной организации по вопросом, относящимся к уставной деятельности религиозной организации;

совершение иных действий в пределах установленной законом компетенции регистрирующего органа.


Принятие мер по результатам проверки

Результаты проверки оформляются в виде справки, приобщаемой к регистрационному делу, хранящемуся в регистрирующем органе. О результатах проверки информируется руководящий орган религиозной организации.

В случае выявления в ходе проверки фактов совершения религиозной организацией действий, противоречащих ее уставным целям или нарушающих действующее законодательство, регистрирующий орган информирует руководящий орган религиозной организации о допущенных нарушениях с предложением об их устранении или выносит религиозной организации письменное предупреждение.

В случаях, когда выявленные нарушения имеют характер административного правонарушения, регистрирующий орган передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случаях, когда в выявленных нарушениях имеются признаки преступления, материалы проверки направляются в прокуратуру.

В случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, и вынесения ей более двух предупреждений в письменной форме, регистрирующий орган обращается в суд с заявлением о ликвидации указанной религиозной организации (ст. 33 Федерального закона "О некоммерческих организациях").


О ПРИМЕНЕНИИ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ
И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"

Департаментом по делам общественных и религиозных объединений изучены и обобщены запросы органов юстиции о применении некоторых положений принятого Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", поступившие в Министерство юстиции согласно инструктивному письму Минюста России от 16.10.97 N 08-18-207-97.

В настоящее время правоприменительная практика по реализации данного Закона не накоплена, не приняты предусмотренные им нормативные правовые акты (Правила регистрации. Правила проведения государственной религиоведческой экспертизы. Положение о порядке открытия и регистрации представительств иностранных религиозных организаций). В этой связи настоящие разъяснения подготовлены на основании действующего законодательства, Комментария к Закону и проектов соответствующих нормативных правовых актов, разработанных Министерством юстиции и Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, и изложены в виде ответов на поступившие вопросы.

1. Сколько человек должно состоять в религиозной группе для уведомления о ее создании органов местного самоуправления?

Закон не устанавливает минимальной численности религиозной группы, но согласно п. 3 ст. 8 к моменту государственной регистрации ее в качестве местной религиозной организации она должна иметь не менее 10 участников.

2. Какие требования предъявляются к документу, подтверждающему существование религиозной группы не менее 15 лет? Что может служить доказательством достоверности этого срока?

Закон не регламентирует порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения, его форму. В этой связи целесообразно урегулировать этот порядок соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Что касается доказательств сроков существования религиозной группы, то они должны предъявляться в орган местного самоуправления самой группой в виде данных государственной регистрации и местного учета бывшего Совета по делам религий при СМ СССР, архивных материалов, судебных решений, свидетельских показаний и иных форм доказательства.

3. Все ли религиозные организации при регистрации и перерегистрации должны предъявлять подтверждение о 15-летнем существовании?

По смыслу ст. 9 Закона доказательства о 15-летнем сроке существования должны представлять только местные религиозные организации, не имеющие подтверждения о вхождении в соответствующую централизованную религиозную организацию. На централизованные религиозные организации требование о 15-летней продолжительности деятельности не распространяется.

4. Что означает требование к участникам религиозных организаций "постоянно и на законных основаниях проживать на территории Российской Федерации"? Могут ли быть учредителями религиозной организации иностранные граждане?

Согласно п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 8 участниками религиозного объединения и организации наряду с гражданами РФ могут быть и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие в Российской Федерации. Под иными лицами понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, в установленном порядке получившие разрешения на постоянное проживание и виды на жительство в Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 9 учредителями религиозной организации могут быть только граждане Российской Федерации.

5. Может ли иностранный гражданин возглавлять религиозную организацию?

По смыслу п. 1 ст. 8 иностранные граждане и лица без гражданства могут быть участниками религиозной организации, а следовательно, и ее руководителями, если они "постоянно и на законных основаниях проживают на территории Российской Федерации". Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, возглавлять религиозную организацию не могут. В то же время согласно п. 2 ст. 20 религиозные организации в установленном порядке имеют право приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной религиозной деятельностью в данной организации, но на них также распространяется вышеуказанное положение Закона.

6. Что понимать под термином "учредитель (учредители) неправомочен" (ст. 12)?

Под этим термином понимается несоблюдение предъявляемых Законом требований к учредителям религиозных организаций (несовершеннолетие, отсутствие гражданства Российской Федерации, превышение установленных Законом правомочий для местных и централизованных организаций и т.д.).

7. Может ли местная религиозная организация в соответствии со ст. 19 создавать учреждения профессионального религиозного образования?

Местные религиозные организации вправе учреждать образовательные учреждения, регистрируемые в качестве негосударственных образовательных учреждений. Что касается учреждений профессионального религиозного образования, то согласно п. 6 ст. 8 они создаются централизованными религиозными организациями.

8. Какие виды религиозных организаций могут создавать централизованные организации? Может ли централизованная организация учредить местную организацию?

Правомочность централизованной религиозной организации при создании других религиозных организаций закрепляется в п. 6 ст. 8 Закона. Местная религиозная организация, как объединение граждан, создается исключительно гражданами, путем их добровольного волеизъявления. В свою очередь не менее трех местных организаций одного вероисповедания вправе создать централизованную религиозную организацию. Объединение (ассоциация, союз) религиозных организаций разных конфессий согласно п. 2 ст. 121 части первой ГК РФ является некоммерческой организацией, но не имеет религиозного статуса, поскольку не может обладать главным признаком религиозного объединения - совместным исповеданием веры.

9. Может ли местная религиозная организация ликвидироваться решением вышестоящей централизованной организации?

Нет, поскольку согласно п. 1 ст. 14 Закона и п. 2 ст. 61 части первой ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то его уставом. Вместе с тем в соответствии с каноническими установлениями религиозных объединений, имеющих иерархическую структуру, например православных или католических, где образование местных организаций (приходов) происходит по благословению правящего епископа, лишение такого благословения, юридически выражающееся в отзыве из регистрирующего органа подтверждения о конфессиональной принадлежности со стороны централизованной организации, влечет прекращение деятельности местной религиозной организации в качестве структурного подразделения данной централизованной организации и лишает ее права использовать в своем наименовании реквизиты централизованной религиозной организации.

10. Где осуществляется регистрация местной религиозной организации, если ее вышестоящий орган находится за пределами РФ? Требуется ли документ, подтверждающий существование иностранной централизованной религиозной организации на соответствующей территории не менее 15 лет?

Согласно п. 2 ст. 11 Закона регистрация всех местных религиозных организаций производится территориальными органами юстиции, и в данном случае в регистрирующий орган должны представляться документы, предусмотренные п. 6 настоящей статьи. Подтверждение иностранной религиозной организации не равнозначно подтверждению централизованной религиозной организации, и создаваемая местная организация не может быть зарегистрирована в качестве юридического лица, если она действовала менее 15 лет. В то же время, если на территории РФ была зарегистрирована централизованная религиозная организация, имеющая религиозный центр за границей, то она сама по смыслу п. 1 ст. 13 уже не является иностранной религиозной организацией и вправе выдавать соответствующие подтверждения своим структурным подразделениям на территории РФ.

11. Могут ли местные религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, учреждать централизованные организации?

Нет, поскольку предварительно они должны оформить статус местной религиозной организации посредством государственной перерегистрации.

12. Как оформляются представляемые в регистрирующий орган сведения об основах вероучения религиозной организации?

Согласно п. 5 ст. 11 сведения об основах вероучения представляются каждой религиозной организацией в установленном Законом объеме. В случае регистрации местных религиозных организаций, входящих в централизованную организацию с единым вероучением, например Русская православная церковь, возможно представление соответствующего "типового" документа.

13. Из ст. 10 Закона не вытекает, что религиозная организация обязана указывать в своем уставе территорию ее деятельности. Как тогда учитывается территориальная сфера деятельности?

Согласно п. 2 ст. 52 части первой ГК РФ и ст. 10 Закона в уставе юридического лица указывается его место нахождения и не устанавливаются территориальные пределы его функционирования. В то же время и не запрещается это зафиксировать в соответствии с институционной и иерархической структурой религиозной организации. По смыслу Закона территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения (п. 3 ст. 8), а централизованной организации - территория субъектов Российской Федерации, где имеются входящие в ее состав местные организации (п. 3 ст. 11).

14. Может ли жилое помещение являться юридическим адресом религиозной организации?

Согласно п. 3 ст. 288 части первой и п. 2 ст. 671 части второй ГК РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. В соответствии с п. 2 ст. 16 богослужения, религиозные обряды и церемонии могут совершаться в жилых помещениях, но по смыслу п. 1 ст. 7 помещения для этих целей могут предоставляться только участниками религиозной группы.

Использование жилого помещения в качестве юридического адреса не запрещается. Но при этом религиозная организация должна уведомить регистрирующий орган, являющийся согласно Закону и контролирующим органом, о месте своего фактического нахождения.

15. Может ли местная религиозная организация, заранее зарегистрировавшая свой устав в качестве автономной организации, вступить в существующую централизованную организацию и при перерегистрации представить подтверждение о принадлежности к ней?

Да, может. При этом согласно п. 3 ст. 27 Закона она должна внести соответствующее дополнение в устав и зафиксировать в нем принадлежность к данной централизованной организации.

16. Какова процедура перерегистрации религиозных организаций? В чем заключается ежегодная перерегистрация религиозной организации, не имеющей документа о 15-летнем существовании?

Согласно ст. 27 Закона религиозные организации, ранее зарегистрировавшие свои уставы, должны привести их в соответствие с Законом и до 31 декабря 1999 года пройти государственную перерегистрацию. В этой связи данную процедуру следует рассматривать как внесение изменений и дополнений в устав и проводить ее в соответствии с п. 11 ст. 11 Закона. При этом согласно п. 3 ст. 27 Закона не подлежат перерегистрации религиозные организации, в отношении которых имеются основания для их ликвидации либо запрета деятельности.

Что касается процедуры ежегодной перерегистрации религиозных организаций, не имеющих подтверждения от централизованной религиозной организации или подтверждения о 15-летнем сроке своего существования, то она Законом не установлена. Но при этом Закон не требует, чтобы такая религиозная организация ежегодно переоформляла и представляла в регистрирующий орган все предусмотренные в ст. 11 документы. В этой связи полагаем возможным, чтобы религиозная организация после первичной перерегистрации ежегодно информировала регистрирующий орган о продолжении своей деятельности в объеме сведений, включаемых в Государственный реестр. Если у регистрирующего органа не будет основанных на Законе претензий к деятельности указанной организации, он может продлить срок действия выданного свидетельства или выдать новое с прежним регистрационным номером. Одновременно полагаем, что требование ст. 27 о ежегодной перерегистрации ранее зарегистрированных религиозных организаций и ущемление в этот период их прав противоречит ст. 54 Конституции РФ, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Порядок создания и ликвидации религиозных объединений в России

Начиная эту главу, считаю необходимым вспомнить тот факт, что религиозные объединения могут существовать в двух видах, а именно:

Религиозная группа

Религиозная организация.

Религиозная группа представляет собой "добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица".

Религиозная организация подразумевает под собой тот же смысл, за исключением того факта, что для ее создания требуется определенное число последователей и государственная регистрация. Все это обуславливается тем, что религиозная организация, в отличие от религиозной группы, представляет собой юридическое лицо, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Для создания религиозной группы требуется только лишь желание самих участников группы. Религиозная группа является, как правило, первой ступенью к созданию религиозной организации.

Для создания религиозной организации существует ряд установленных законом требований:

1) Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

2) Наличие подтверждения, о ее существовании на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Учитывая то что, закон не регламентирует порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения и его форму, предоставить доказательства существования религиозной группы на территории Российской Федерации в течение определенного срока бывает делом затруднительным. Существует несколько путей решения этой задачи. Как правило, доказательства сроков существования религиозной группы должны предъявляться в орган местного самоуправления самой группой в виде данных государственной регистрации и местного учета бывшего Совета по делам религий при СМ СССР, архивных материалов, судебных решений, свидетельских показаний и иных форм доказательства.

3) Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Регистрация религиозных организаций производится в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (федеральная регистрационная служба), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Религиозной организации может быть отказано в регистрации исключительно в пяти случаях:

Цели и деятельность религиозной организации противоречат законам РФ

Создаваемая организация не признана в качестве религиозной

Устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законов РФ

В едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием

Учредитель (учредители) неправомочен.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

§ по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

§ по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов

§ в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

§ В случае неоднократного непредставления религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда.

Основаниями для ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы являются:

Нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

Действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

Принуждение к разрушению семьи;

Посягательство на личность, права и свободы граждан;

Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

Воспрепятствование получению обязательного образования;

Принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

Побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Права и обязанности религиозных объединений по законодательству РФ

Законодательство Российской Федерации предоставляет для религиозных объединений большие возможности. Статья 28 Конституции РФ провозглашает свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободу выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В права религиозной группы, на основании ФЗ "о свободе совести и религиозных объединениях" входят совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также осуществление обучения религии и религиозного воспитания своих последователей.

Религиозные организации имеют более широкий перечень прав. Среди прочих можно выделить следующие права, принадлежащие религиозным организациям:

1) Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

2) Беспрепятственно совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

3) Проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

4) Производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

5) Осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

6) Создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации. Создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

7) Устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.

8) Обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству, иметь на праве собственности имущество за границей, а так же использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9) Осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

10) Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.

Религиозные организации обладают и иными правами, предусмотренными ФЗ "о свободе совести и религиозных объединениях" и ФЗ "о не коммерческих организациях".

В обязанности религиозных организаций входит:

v Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

v Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

v Ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

v Религиозная организация действует на основании устава, где указывается:

наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иного имущества организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Обязанности религиозной организации лежат только лишь на организации в целом как юридическом лице и не распространяются на ее последователей.

Религиозная группа не имеет обязанностей перед государством, за тем исключением, что она не должна действовать вопреки конституции и законодательству РФ, и выступает как сообщество единомышленников, связанных между собой единой целью - исповедания и распространения веры.

4. Гарантии конституционно-правового статуса религиозных объединений в РФ

После долгих лет антирелигиозной политики Советского Союза, с момента принятия Закона РСФСР от 25.10.1990 №267-1 "О свободе вероисповеданий", началась новая эра в развитии государственно-конфессиональных отношений нашей страны. Выше упомянутый закон впервые за много лет определил основы правового статуса религиозных объединений. Принятие Конституции РФ закрепило признание ряда международных договоров в области права и в частности основ религиозного статуса. А в 1997 году был принят Федеральный закон ФЗ "о свободе совести и религиозных объединениях". Таким образом, в девяностых годах прошлого века была сформирована правовая основа деятельности религиозных объединений в России. При этом впервые в истории России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры стали частью правовой системы Российской Федерации.

Самым главным нормативно правовым актом, регулирующим правовой статус религиозных объединений является Конституция РФ 1993 года, которой провозглашена свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28), религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

Затем, на втором месте по значимости следует выделить международно-правовые акты, в числе которых:

> Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Здесь, в частности говорится:

"Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков".

> Международный пакт о гражданских и политических правах, из которого следует:

"Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц".

> Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод:

"Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов".

> В "Итоговом документе венской встречи 1989 года" закреплено, что участники договора "будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они также подтверждают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и безопасности, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами".

Несмотря на то, что в приведенных выше актах не упоминаются религиозные объединения как таковые, все же нормы продиктованные положениями вышеперечисленных документов регламентируют права религиозных объединений и указывают на их обязанности.

Далее следует выделить не рас упомянутый в данной курсовой работе Федеральный закон "о свободе совести и религиозных объединениях". В приведенном законе наиболее полно изложен правовой статус религиозных объединений Российской Федерации. С момента его принятия не утихают споры о том, что данный нормативно правовой акт противоречит Конституции РФ, которая устанавливает равенство всех религиозных объединений перед законом. В преамбулу закона вписаны следующие строки "…признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России…". Некоторые исследователи указывают на тот факт, что подобным указанием на "особую роль православия" и перечень признанных государственных религий, закон ущемляет правовое положение других религиозных объединений не входящих в этот список.

Здесь вновь встает вопрос о признании существования в России понятия "традиционной религии". Директор института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкин, являясь защитником подобного подхода, говорит о том, что дифференциация всего массива существующих религиозных объединений по времени создания, численности приверженцев и распространению по территории страны является справедливым шагом и присуща законодательствам многих стран(в том числе большого количества европейских).

Так же правовой статус религиозных объединений раскрывает Федеральный закон "о не коммерческих организациях", где изложены следующие положения:

"Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов".

Особенности правового положения религиозных объединений закреплены также другим нормативно-правовыми актами, такими как гражданский кодекс РФ, административный кодекс РФ и прочими, но все они по существу только лишь дублируют приведенные выше акты.

В заключении можно сделать вывод, что религиозные объединения имеют достаточно "расплывчатый" конституционно-правовой статус, нормы регулирующие вопросы, касающиеся их статуса не всегда последовательны, а порою и противоречивы. Россия стоит на пороге перехода к признанию традиционной религии, когда все религиозные объединения равны перед законом, но все же одна из них имеет законодательно закрепленный статус традиционной. Какое отражение данные проблемы найдут в законодательстве России, покажет время.

Административно-правовой статус общественных объединений

Принципами создания и деятельности общественных объединений, является то...

Административно-правовой статус общественных объединений

Согласно общему порядку, общественные объединения создаются по инициативе не менее трех физических лиц, в состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения...

Конституционно-правовой статус общественных объединений

«В Российской Федерации имеют право создаваться и действовать общероссийские, национальные, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения...

Конституционное право граждан на объединение

В соответствии со ст. 18 Закона № 82-ФЗ общественные объединения (организации) создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц...

Межконфессиональные взаимоотношения в современном регионе: социологический аспект

Определить конфессиональную палитру современной России; - показать условия и возможности межконфессионального диалога в Волгоградской области. Теоретико-методологическая основа работы...

Общественные объединения в РФ

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений устанавливает глава II ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно ст...

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) как юридическое лицо

Наличие и учредительного договора, и устава отличает общества с ограниченной ответственностью от других организационно-правовых форм юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью...

Общество с ограниченной ответственностью как участник торгового оборота в Российской Федерации

Хотелось бы отметить, что вслед за Гражданским Кодексом Закон об ООО устанавливает необходимость разработки двух учредительных документов при организации общества. Наличие и учредительного договора...

Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо

3.1 Порядок создания Общества с Ограниченной Ответственностью общество ограниченный ответственность имущество Наличие и учредительного договора...

Право граждан Российской Федерации на объединение

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений устанавливает глава 2 ФЗ "Об общественных объединениях". Согласно ст...

Правовое регулирование акционерного общества как организационно-правовой формы юридического лица

Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования)...

Правовой статус религиозных объединений

Перспективы развития социального партнерства государства и религиозных объединений - одна из актуальнейших проблем государственно-конфессиональных отношений. Особенно в связи с тем...

Религиозные организации

Основы деятельности религиозных организаций закреплены в Конституции РФ, в статье 14, согласно которой Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной...

Роль религии и религиозных организаций в общественном развитии (или в правовой системе Украины)

Государство официально признает и оформляет правовое положение религиозных организаций. Официальное признание осуществляется путем их регистрации или путем сообщения об учреждении...

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целяхсовместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Правовое положение религиозных организаций определяется законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также ГК РФ.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями , не противоречащими закону. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями (приходы, общины, монастыри, братства, миссии и т.п.)

Централизованная религиозная организация - создается не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав , утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией . Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначенияне может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Публично-правовые компании . ??? (можно просто почитать)

В п. 3 (а. 11) ст. 50 ГК РФ среди организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации, указана и такая форма, как публично-правовые компании. Однако ни в § 6. «Некоммерческие корпоративные организации», ни в § 7. «Некоммерческие унитарные организации» Главы 4 ГК РФ подобной организационно-правовой формы не содержится.

Но на сайте Минэкономразвития России для общественного обсуждения размещен проект федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с Проектом предлагается создать в РФ публично-правовые компании, которые будут представлять собой новую организационно-правовую форму некоммерческих юридических лиц с исключительно государственным участием. В Проекте содержатся правила учреждения таких компаний, требования к структуре органов управления, а также к их деятельности, общие правила инвестирования временно свободных средств таких компаний.

Отметим также, что в настоящее время государство участвует в гражданско-правовых отношениях как напрямую, например через систему госзакупок, так и опосредованно, являясь участником или учредителем юридических лиц. Наиболее распространены в гражданском обороте следующие организационно-правовые формы юрлиц с государственным участием:

Государственные унитарные предприятия;

Акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству (в некоторых случаях государство является единственным участником акционерного общества);

Государственные корпорации;

Государственные компании.

В настоящее время в России существует семь госкорпораций и одна госкомпания. Предполагается, что указанные юрлица должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы (см. План-график мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании "Автодор", утвержденный Председателем Правительства РФ 29.12.2010 N 6793 п-13).

Авторы Проекта предлагают сделать преобразование в публично-правовые компании одной из возможных форм реорганизации госкомпаний и госкорпораций. Также в публично-правовую компанию может быть преобразовано акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежит государству. Однако в Проекте напрямую не указано, что публично-правовые компании обязательно должны заменить собой госкорпорации и госкомпании. Напротив, в нем содержатся поправки ко многим федеральным законам, позволяющие сделать вывод о том, что публично-правовые образования смогут функционировать наряду с госкорпорациями и госкомпаниями. Например, предлагается внести изменения в Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты

Публично-правовые компании планируется отнести к категории унитарных некоммерческих организаций, которые, с одной стороны, будут наделены публично-правовыми функциями и полномочиями, а с другой - будут участниками гражданско-правовых отношений с иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако в своей деятельности такие компании не будут преследовать цели извлечения прибыли и будут вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такими целями могут быть проведение госполитики , оказание госуслуг, управление госимуществом, реализация особо важных проектов и госпрограмм и др.

Создаваться такие юридические лица будут либо на основании закона , либо на основании решения Правительства РФ.

Компании, созданные на основании закона , не будут иметь учредительных документов . Их правовое положение будет определяться соответствующим законом. Компании, созданные на основании решения Правительства РФ, будут иметь устав , в котором будет указано, какую деятельность и в каком порядке имеет право осуществлять данная компания.

Высшим органом управления публично-правовой компании станет наблюдательный совет , который будет утверждаться Правительством РФ. Наблюдательный совет будет осуществлять общее управление компанией. Например, предлагается наделить его полномочиями по утверждению стратегии деятельности компании, годовых отчетов, порядка использования доходов компании и т.п. Текущую деятельность компании будет осуществлять ее генеральный директор и правление (если решением о создании компании предусмотрено наличие последнего).

В целом структура и правила деятельности публично-правовых компаний не будет существенно отличаться от действующих госкомпании и госкорпораций. Предусматривается отдельное перераспределение полномочий между компаниями и государством. Например, Проектом предусмотрено, что у публично-правовых компаний не будет права самостоятельно создавать и ликвидировать филиалы, а также открывать и закрывать представительства. Эти решения будет принимать Правительство РФ.

Предполагается, что публично-правовые компании будут планировать свою деятельность минимум на три года вперед , для чего будет утверждаться специальный документ - стратегия деятельности компании, который будет находиться в открытом доступе на сайте компании.

Правила инвестирования временно свободных средств для публично-правовых компаний предлагается сохранить в таком же виде, который в настоящее время предусмотрен для госкорпораций и госкомпаний. На данный момент Правительство РФ определяет перечень разрешенных объектов инвестирования, порядок совершения сделок, порядок контроля за инвестированием, правила опубликования отчетов об итогах инвестирования (п. 3.2. ст. 7.1 и п. 9 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Указанный выше Законопроект принят Гос. Думой в первом чтении.


Членам религиозных организаций хотят разрешить исключать их руководителей. Такие поправки в законодательство подготовил депутат Госдумы Иван Сухарев. Он отмечает, что понятие религиозной организации как некоммерческого объединения появилось в Гражданском кодексе несколько лет назад, однако многие моменты их работы прописаны не были, поэтому сообщества продолжают нести ответственность за бывших руководителей, которые, например, свернули в сторону экстремизма.

Первый зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Иван Сухарев подготовил законопроект, вносящий изменения в Гражданский кодекс РФ и ФЗ "О свободе совести…". Поправки депутата касаются порядка изменения состава учредителей религиозной организации. По мнению Сухарева , его отсутствие — пробел в законодательстве, который вынуждает сообщества нести ответственность за бывших гуру, которые, например, свернули в сторону экстремизма.

В пояснительной записке указано: случается, что учредитель или участник религиозной организации меняет свои взгляды или даже вероисповедание. В такой ситуации религиозная организация не в силах исключить этого гражданина, поскольку отсутствует порядок изменения состава учредителей (участников). Минюст же, пишет Сухарев , отказывает в исключении учредителей и участников, ссылаясь на отсутствие порядка исключения в федеральных законах и кодексах.

"В целом сейчас регулирование религиозных организаций не коррелирует ГК РФ в ряде положений - необходимо исправлять. В первую очередь предоставить возможность участникам организации коллегиально, по закону исключать своё руководство, которое разошлось взглядами и принципами с организациями. Это может быть и религиозный экстремизм, и многое другое, за что организация несёт ответственность", - пояснил Сухарев.

Судебная статистика или данные социологических исследований по подобным эпизодам отсутствуют в открытом доступе.

Председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов отметил, что предложенная поправка улучшит положение религиозных организаций.

"В частности, поправка позволит им избежать ответственности в случаях, когда отдельные учредители становятся на путь экстремизма или пытаются использовать АНО исключительно как источник извлечения прибыли. Но в то же время соответствующие изменения в законе могут привести к началу многочисленных конфликтов внутри руководства религиозных организаций в рамках борьбы за места учредителей", - взвесил плюсы и минусы судья.

Сухов также отметил, что законодательство о религиозных организациях стоит дополнить и другими нормами: запретить отдельные формы бесплатного труда членов религиозных общин (и при этом не запрещать волонтёрство), а также разжигание розни.

"Последнее напрямую запрещено действующим законодательством, однако на практике это зачастую обходится. Например, в религиозных текстах или в ходе устных выступлений вместо упоминания конкретных этносов, социальных или политических групп употребляются различные эвфемизмы (например, "власть безбожников"), - пояснил судья. - Или же ненависть в отношении другой конфессии воспитывается в формате богословских споров, подтверждающих истинность пропагандируемого вероучения и неприемлемость иных взглядов на мир. В этой ситуации даже экспертам тяжело обнаружить лингвистические или психологические признаки разжигания розни".*

Выбор редакции
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Составила учитель географии МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино Мазур Е.В. Цель урока :...

Посылка с заказом из Китая идет в среднем 15-45 дней. Если Вы сделали заказ на Алиэкспресс, а посылка не приходит рекомендуем проверить...

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать...

Цель: дать детям представления о кормушках для птиц; расширять представления о птицах, встречающихся в нашей местности и остающихся...
Сценарий Нового года 2017 Петуха для детей «Как Петух с Обезьяной место делили» Действующие лица :Ведущая, Ведущий, Петух, Обезьяна, Дед...
Максимально разрешенный рабочий промежуток времени за день и неделю установлен ТК РФ (ст. 91). Но на каждом предприятии действует свой...
Должность человека, обеспечивающего охрану труда и отслеживающего соблюдение техники безопасности – крайне важна на предприятии. Этот...
В продажах. Средний чек можно рассчитать, поделив товарооборот на количество чеков. Естественно чем выше средний чек, тем лучше для...
Страница 7 Разработка мероприятий начинается с доведения информации по качеству до соответствующих подРазделений, которые анализируют ее,...
Популярное