Система правового регулирования качества продукции. Учебник: Предпринимательское право Правовое регулирование обеспечения качества продукции и услуг


4. правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство о качестве, призванное обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства.

Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. В законодательстве закрепляются компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно-технической документации и требования к ней; права сторон по определению условий о качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг.

В законодательстве о качестве можно выделить следующие его составные части: законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации; законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.

Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству.

Указанные отношения регламентируются законами РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг»1.

Особое место в регулировании стандартизации и сертификации занимают нормативные акты Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) - органа специально созданного для государственного управления стандартизацией и качеством. (В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 31.07.98 № 154-ФЗ - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации).Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. утверждено «Положение о Комитете»2.

Нормативные акты о стандартизации определяют общие принципы стандартизации в стране; систему нормативных документов по стандартизации в России; систему органов, осуществляющих стандартизацию и их компетенцию; порядок разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации, издания, распространения и изменения стандартов, учета, хранения и внедрения стандартов; систему надзора за соблюдением стандартов, а также меры ответственности за их нарушение.

Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, экономии всех видов ресурсов.

Объектами стандартизации, т.е. тем, на что могут разрабатываться стандарты, являются продукция, работы, услуги, правила, обеспечивающие их разработку, производство и применение.

Законодательство о сертификации определяет общие правила сертификации продукции и услуг на территории России, органы, осуществляющие сертификацию, и их компетенцию, систему надзора за соблюдением правил по сертификации, меры ответственности за их нарушение.

Главная задача законодательства о сертификации - создание условий для предпринимательской деятельности на внутреннем и международном рынке, содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, предотвращение поступления на рынок товаров, услуг и работ, не безопасных для жизни и здоровья потребителей.

Государственное, межотраслевое управление стандартизацией в России осуществляет Госстандарт России, который координирует деятельность государственных органов управления в этой сфере, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации, а также с предприятиями, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и государственными органами управления; выполняет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России.

Иные органы отраслевого управления (министерства, комитеты и ведомства) разрабатывают и принимают стандарты и участвуют в работах по стандартизации в пределах своей компетенции.

Субъекты хозяйственной деятельности и общественные объединения могут разрабатывать и принимать стандарты, а также организовывать и проводить работы по стандартизации в пределах, установленных Законом «О стандартизации».

Система сертификации состоит из центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Центральный орган системы сертификации организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает жалобы на действия органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Орган по сертификации сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов; предоставляет необходимую информацию.

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, выполняют испытания конкретной продукции и выдают протоколы для целей сертификации.

Требования, предъявляемые к качеству продукции, работ и услуг (качественные характеристики, параметры, размеры, требования технической эстетики и эргономики) устанавливаются нормативными документами по стандартизации.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию, работы и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляются сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки и требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России относятся государственные стандарты (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Требования, закрепленные в ГОСТах, подразделяются на обязательные, подлежащие соблюдению всеми государственными органами управления и хозяйствующими субъектами, и рекомендательные. К обязательным требованиям ГОСТов в соответствии с действующим законодательством относятся требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки. В законодательстве могут быть определены и другие обязательные требования ГОСТов.

Необходимость их применения изготовитель и потребитель определяют при заключении договоров и могут отступать от рекомендательных требований ГОСТов.

Если в договоре условие о качестве определено путем отсылки к ГОСТу в целом или к технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг, указывается, что их качество соответствует ГОСТу, а не его обязательным требованиям, рекомендательные требования подлежат соблюдению субъектами хозяйственной деятельности.

ГОСТы и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). (С середины 1998 г. - Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству - Минземстрой России).

ОСТы разрабатываются и принимаются государственными органами управления в пределах их компетенции на продукцию, работы и услуги определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. ОСТы обязательны дня соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, разрабатывающими и (или) производящими указанные продукцию, работы и услуги.

СТП разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно. Если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на СТП, их требования подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности,.

ОСТы и СТП не должны нарушать обязательных требований, установленных ГОСТами. Ответственность за соответствие ОСТов и СТП требованиям ГОСТов несут утвердившие их органы государственного управления и предприятия.

Обеспечение качества продукции невозможно без установления единства величин, в которых измеряются различные параметры; требований, предъявляемых к средствам измерения, их проверке, определения компетенции органов, обеспечивающих единство измерений; принципов их деятельности. Законодательство, регламентирующее эти вопросы, называется законодательством о метрологии. Основным нормативным актом в этой области является закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»1.

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России в форме поверки средств измерений, в том числе и эталонов. Такую поверку проходят средства измерения при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, а также находящиеся в эксплуатации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о стандартизации и сертификации в Российской федерации возложен на специально уполномоченные органы исполнительной власти в области сертификации. Госнадзор и контроль являются вневедомственными, поскольку осуществляются в отношении государственных органов и не подчиненных им предприятий и организаций.

Должностные лица Госстандарта РФ, осуществляющие надзор и контроль, вправе выдавать предписание о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия их обязательным требованиям ГОСТов; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований ГОСТа на стадии разработки, подготовки продукции к производству, изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг; запрещать реализацию продукции, выполненных работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от их предъявления для проверки; принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований ГОСТов; запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям ГОСТов и не прошедших государственную регистрацию.

За нарушение предписаний предприятия, организации платят штраф в размере стоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 тыс. руб., если стоимость реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена. В случае причинения ущерба потребителям-гражданам товарами (работами, услугами), не отвечающим обязательным требованиям ГОСТов по безопасности органы госконтроля и надзора вправе налагать штраф в размере суммы ущерба, причиненного потребителям, а если размер ущерба определить невозможно - до 1 тыс. руб.

В связи с изменением политики в области нормирования требований, предъявляемых к качеству продукции (товаров, работ, услуг), значительно повышается роль договора в определении требований к качеству.

Если на продукцию (товары, работы, услуги) в ГОСТах установлены обязательные требования, стороны обязаны включать в договор условие о соответствии продукции (работ, услуг) обязательным требованиям ГОСТов, а в контрактах, - о наличии сертификата и знака соответствия, подтверждающих соответствие установленным требованиям.

Все остальные условия о качестве - условие о потребительских свойствах продукции, технических характеристиках, продолжительности гарантийных сроков, сроков годности и службы, маркировки продукции (товаров), качестве тары и упаковки и их маркировке, о порядке приемки продукции (товаров, работ, услуг) по качеству и др. определяются в договоре либо путем ссылки на нормативные документы по стандартизации (ОСТы, СТП), либо путем установления в самом договоре.

Если в договоре условия о качестве не оговорены, продукция должна соответствовать обычно предъявляемым к такого рода продукции требованиям и быть пригодной для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком.

Если же изготовитель, продавец, исполнитель не знал о конкретной цели их использования, то продукция (товар, работы, услуги) должна быть пригодна для целей, для которых подобного рода продукция обычно используется.

Стороны могут предусмотреть в договоре санкции за нарушение условий о качестве. Действующее гражданское законодательство таких санкций не устанавливает.

Для того, чтобы не допустить продажи недоброкачественных товаров через розничную сеть и использования недоброкачественной продукции в производстве, получатель проверяет качество полученных товаров и продукции.

Цель приемки продукции (товаров) по качеству - проверка ее соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации и договору.

Порядок приемки продукции и товаров по качеству может определяться нормативными документами по стандартизации и договором. Для отдельных видов продукции могут быть установлены особенности приемки. Во всех остальных случаях приемка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г.

Приемка получателем продукции по качеству состоит из нескольких стадий:

1) приемка продукции от органов транспорта;

2) проверка качества продукции;

3) составление акта о результатах проверки;

4) подписание акта лицами, участвовавшими в проверке;

5) утверждение акта, устанавливающего ненадлежащее качество или некомплектность продукции, руководителем предприятия-получателя или его заместителем.

Приемка по качеству должна производиться в следующие сроки: при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а при иногородней поставке - не позднее 20 дней при поступлении на склад получателя. Более короткие сроки (от 24 до 48 часов) установлены для приемки скоропортящейся продукции и товаров, а более длительные (от 30 до 60 дней) - для потребителей, находящихся в районах Крайнего Севера. Для вскрытия и актирования скрытых (производственных) недостатков установлен четырехмесячный срок.

Проверка качества осуществляется в два этапа. Первоначально качество продукции проверяют работники предприятия-получателя. В случае обнаружения недостатков продукции, тары, упаковки приемка приостанавливается и составляется акт о недостатках проверенной части продукции. Для продолжения приемки и составления двустороннего акта о недостатках получатель обязан вызвать представителя одногороднего изготовителя (отправителя) полученной продукции, а в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором - представителя иногороднего изготовителя (отправителя). При неявке представителя в установленные сроки, неполучении от него сообщения о направлении представителя, а также в случае, когда вызов иногороднего представителя не обязателен, продолжение приемки осуществляется: продукции - с представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству, а товаров - экспертом бюро товарных экспертиз.

При отсутствии в месте нахождения получателя (покупателя) соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз, либо при отказе в выделении эксперта качество проверяется с участием либо компетентного представителя другого предприятия, организации, либо компетентного представителя общественности предприятия-получателя. Возможна односторонняя приемка по качеству при согласии изготовителя (отправителя) на такую приемку.

Введение

1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

1.2 Переход от стандартизации к техническому регулированию

1.3 Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

1.4 Правовое регулирование сертификации продукции и услуг

Заключение

Список литературы


Введение

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.

Введение новых правил требует глубокого осмысления и на теоретическом уровне, и в правоприменительной деятельности.

Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

Среди основных задач, можно выделить следующие:

Определить понятие качества продукции и его правовое значение.

Рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию.

Проанализировать правовое регулирование сертификации продукции и услуг.

В качестве теоретической базы были использованы работы Зинченко С.А., Колесника Г. И. и других авторов.


1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

Одной из основных задач общественного производства является не только обеспечение конечного потребителя необходимым количеством продукции, товаров, работ и услуг, но и предоставление их с соответствующим качеством. Это требование, представляющееся вполне естественным, сталкивается на практике с тем, что нет и в принципе не может быть единого и пригодного на все случаи определения понятия качества.

С точки зрения философии, качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Свойство же - это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Или, другими словами, свойство предмета состоит в том, чтобы производить в другом предмете то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. При этом способ проявления качества данного предмета при его воздействии на другой предмет существенно зависит от качества или состояния последнего . Данное определение имеет, однако, предельно общий характер, и для практических целей требует конкретизации.

По определению Немецкого общества качества, качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.

Международный стандарт ISO 9000-1994 определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Строго говоря, определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция, услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество товара характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества .

Конечно, более всех в производстве и получении высококачественных товаров по вполне понятным причинам заинтересованы потребитель и производитель (исполнитель). Заключая договор купли-продажи, поставки, подряда, каждый из них реализует свой собственный интерес: покупатель рассчитывает на то, что качество товара отвечает его действительной потребности, а изготовитель ожидает, что товар будет принят покупателем без претензий к качеству и оплачен в соответствии с условиями договора. Но, в то же время, обеспечение надлежащего качества продукции, товаров, работ, услуг, не может быть частным делом только производителя и потребителя. Это еще и одна из основных задач государства. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся стандарты, эталоны, метрическая система, являющиеся важнейшими инструментами регулирования качества.

Глубокое реформирование социально-экономической основы и политического строя современного российского государства, построение системы рыночного хозяйствования обусловили принципиально важные изменения в методах государственного регулирования качества. Чисто управленческие, административные способы влияния на качество, хотя и сохранятся в настоящее время и в обозримом будущем, но сфера их применения постепенно сужается. Все более заметную роль в определении качества продукции играет договор. Этот процесс имеет свое легальное основание в норме ГК РФ, согласно которой продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (п. 1 ст. 469). Договорное определение качества продукции вытекает также из положений п. 4 ст. 421 ГК РФ, откуда следует, что условия договора (в том числе, и о качестве) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Учитывая, что в реальных взаимоотношениях могут отсутствовать как императивные предписания закона, так и свободно сформированные сторонами условия договора о качестве, предусмотрено, что при отсутствии в договоре купли - продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 2 ст. 469 ГК РФ) .

В то же время, свобода договора не может быть безграничной. Как установлено в п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Этот баланс императивных требований закона и диспозитивного усмотрения сторон договора, особенно важный для регулирования качества, постепенно смещается в сторону последнего.

Тем не менее, существуют общественные отношения, в которых законодатель обозначает «слабую сторону» и сознательно ограничивает свободу договора в интересах этой стороны. Это, прежде всего отношения с участием граждан-потребителей. Таковы, например, положения о публичном договоре. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Наиболее полно и последовательно идея защиты интересов «слабой стороны» реализована в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В этом Законе, хотя и не содержится положений о качестве, которые существенно отличались бы от формулировок ГК РФ, тем не менее, определены условия признания товара (работы, услуги) некачественным:

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Следует отметить, что, по определению законодателя, первым способом установления недостатков товара является соотнесение такового с некоторыми требованиями, соблюдение которых и определяет, является ли товар качественным, или нет. Существует серьезное различие в характеристике данных требований до и после 2005 г.

Закон «О защите прав потребителей» в редакции от 9 января 1996 г. указывал, что данные требования определяются «стандартом», т.е. государственным стандартом, санитарными нормами и правилами, строительными нормами и правилами и другими документами, которые в соответствии с Законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Однако Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ, ссылка на «стандарты», а также другие документы, которые в соответствии с законом определяют качество товара, из преамбулы Закона «О защите прав потребителей» была исключена. Означает ли это, что одновременно отпало всякое нормативное регулирование качества продукции и услуг? Конечно нет. Достаточно обратиться к тексту ст. 5 Закона «О защите прав потребителей», чтобы увидеть: как и прежде, Закон говорит о возможности обязательных требований к товарам, работам, услугам, и о необходимости их соблюдения, однако уже не связывает таковые требования со «стандартами» .


1.2 Переход от стандартизации к техническому регулированию

Длительное время, до расширения договорного способа определения требований к качеству, задача государственного регулирования качества решалась, в основном, с использованием систем стандартизации и сертификации продукции, товаров, работ и услуг. Ведущая роль в правовом регулировании качества принадлежала Закону от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации», который определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Понятие стандартизации определяется этим Законом как деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Согласно данному Закону, к нормативным документам по стандартизации принадлежали:

государственные стандарты РФ; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений (под отраслью в данном случае понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение).

Параллельно со стандартизацией, качество продукции регулировалось системой сертификации. Термин «сертификация» происходит от латинского слова «certum» - определенный, верный, правильный, и означает проверку правильности изготовления товара, выполнения работ, оказания услуг. Существовали два основных способа подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Первый из них представлял собой заявление изготовителя (поставщика) о том, что его продукция соответствует предъявляемым требованиям. Такое заявление могло быть включено в каталог товаров, отгрузочные документы, руководство по эксплуатации, этикетку товара и т.п. Однако такое прямое подтверждение соответствия допускалось только в том случае, если продукция не подлежала сертификации как особой процедуре подтверждения соответствия товара установленным требованиям со стороны третьего лица, компетентного в избранной сфере деятельности.

В соответствии с Законом от 10 июня 1993г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Несмотря на то, что область прямого административного регулирования качества продукции в последнее время значительно сокращена в пользу договора, тем не менее, возможности для дебюрократизации в этой сфере еще не исчерпаны. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» направлен на дальнейшее расширение прав изготовителей и потребителей продукции в части определения ее качества и максимальное ограничение императивных способов регулирования качества. С момента введения в действие этого Закона (с 1 июля 2003 г.) утратили силу Законы «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», а также некоторые иные связанные с ними акты федерального законодательства.

Основная идея этого Закона состоит в создании единой сферы регулирования, которая ранее была подведомственна двум Законам (о стандартизации и о сертификации) и в создании существенно иных способов государственного регулирования в области качества продукции, которые отвечали бы требованиям интеграции России в международное экономическое сообщество при вступлении ее в ВТО.

По определению данного Закона, техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

При таком подходе существенно изменяется понимание стандарта. Последний полностью лишается признака обязательности. Теперь стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандартизация же определяется в соответствии с новым Законом как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В ст. 12 Закона в качестве первого принципа стандартизации указан принцип добровольности применения стандартов.

Тем не менее, система технического регулирования не отказывается и от установления обязательных правил, формой выражения которых теперь становятся технические регламенты.

Технический регламент - это документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Законодатель четко определяет цели, на достижение которых направлено принятие технических регламентов, а также содержание последних. Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения вышеперечисленных целей.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.


1.3 Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

Законом предусмотрено принятие общих и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Согласно ст. 8 Закона, специальные регламенты устанавливают требования только к отдельным видам объектов технического регулирования, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общими техническими регламентами. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Федеральным законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

В соответствии с п. 7 ст. 46 Закона период реформирования системы технического регулирования в РФ, в течение которого должны быть приняты технические регламенты, составляет семь лет со дня вступления в силу Закона (т.е. до 1 июля 2010 г.) . Действующие в этот период обязательные требования к продукции, процессам производства и пр., в отношении которых технические регламенты не будут приняты в установленный срок, прекращают свое действие. На практике это положение вызывает определенные затруднения в применении, поскольку нарушения законодательства могут иметь место в период действия прежних нормативных актов, регулирующих качество продукции, а ответственность за такие нарушения применяется уже после отмены соответствующих актов.

Законом предусмотрен общий и особый порядок принятия технического регламента. В общем случае технический регламент принимается федеральным законом. В процедурном плане прохождение и принятие такого закона имеет существенные особенности. Необходимо различать разработку проекта самого технического регламента и разработку проекта закона о техническом регламенте.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем 2 месяца. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.


1.4 Правовое регулирование сертификации продукции и услуг

Сертификация - деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.

Порядок проведения сертификации установлен Законом «О сертификации продукции и услуг».

Закон различает два вида сертификации - добровольную и обязательную. Добровольная сертификация проводится по усмотрению заявителя-изготовителя, продавца на соответствие продукции и услуг любым нормативным документам по стандартизации

Сертификация продукции и услуг обязательна и проводится в ГОСТах на которые установлены обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости. Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются государственными органами управления в пределах их компетенции. Например, перечень продукции, на которую должен быть гигиенический сертификат, утвержден Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России).

Реализация продукции и услуг, подлежащих сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.

Сертификация продукции и услуг проводится в системе сертификации. Система состоит из органов управления, уполномоченных проводить обязательную сертификацию; органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центральных органов системы сертификации, создаваемых в необходимых случаях для организации и координации работы в системах сертификации однородной продукции. Каждая система сертификации устанавливает свои правила сертификации и подлежит регистрации в порядке, определенном Госстандартом России. В настоящее время Госстандартом России утверждена Система сертификации ГОСТ, которая определяет основные цели и принципы Системы, правила Системы, требования, предъявляемые к органу по сертификации и порядок его аккредитации, а также порядок проведения сертификации продукции в Системе. Система сертификации ГОСТ взаимодействует с другими системами сертификации, которые функционируют под руководством специально уполномоченных на проведение сертификации органов государственного управления (Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России, Госсанэпиднадзор России и др.) .

Для проведения сертификации в рамках Системы отечественный или иностранный заявитель (изготовитель, продавец, исполнитель) направляет в аккредитованный орган сертификации этой продукции декларацию-заявку. Не позднее месяца после ее получения орган по сертификации сообщает заявителю решение, которое содержит основные условия сертификации и наименование испытательной лаборатории (центра), которая будет выполнять испытания.

Испытания могут проводиться по разным схемам сертификации, определяемым Госстандартом России с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования данной однородной продукции.

Порядок проведения сертификации. Заявитель представляет в указанную ему испытательную лабораторию (центр) образец (образцы) и техническую документацию к нему. Количество образцов, порядок их отбора, идентификации и хранения устанавливаются документами по сертификации и методикам испытаний.

При положительных результатах испытаний лаборатория (центр) направляет органу по сертификации протокол испытаний, а его копию - заявителю.

Сертификат соответствия на продукцию выдается органами по сертификации после получения протокола(ов) испытаний на партию продукции, каждое изделие или на тип продукции и регистрируется им в Государственном реестре Системы.

Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации, но не более чем на три года. Сертификаты соответствия, выданные органами по сертификации других стран, действительны на территории Российской Федерации лишь в случае признания их Системой сертификации ГОСТ. Для признания иностранного сертификата заявитель направляет заявку в орган по сертификации и прилагает к ней документы, установленные правилами международной сертификации или соглашением о сертификации. В случае признания иностранного сертификата орган по сертификации выдает заявителю сертификат установленного в Системе образца, а продукция вносится в Государственный реестр Системы. Все работы по сертификации продукции и услуг, а также по признанию иностранных сертификатов оплачивает заявитель.

В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблениями в сфере обслуживания населения. Объектами контроля этих органов являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности. К этим государственным органам относятся: Комитет РФ по торговле (Роскомторг) и Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).

Роскомторг действует на основании положения о Роскомторге, утвержденного Правительством РФ 1 декабря 1994 г. Госторгинспекция действует на основании положения о ней, утвержденного Правительством РФ 27 мая 1993 г. Госторгинспекция состоит из Главного управления и подчиненных ему территориальных управлений в субъектах РФ, должностные лица которых непосредственно осуществляют контроль и принимают предусмотренные законодательством меры в случае обнаружения нарушения правил и норм торговли. Административная ответственность за нарушения правил торговли предусматривается КОАП РФ, также законодательством предусматривается уголовная и гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере торговли и обслуживания населения.


Заключение

Наша современность требует новой, современной высококачественной жизни. Одна из ее составляющих компонентов – качество продукции. Для модернизации последнего и постоянного обновления «в ногу» с потребностями рынка необходимо эффективное управление этим качеством и его регулирование: Управление качеством продукции на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках.

Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблениями в сфере обслуживания населения.

Список литературы

5. Востриков Г. Г. Предпринимательское право. – М, 2007. – 453с.

6. Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. – М.: НОРМА. – 2007. – 564с.

7. Леонова Г. Обязательные требования к качеству товара // Хозяйство и право, 2004. – №11. – с.14 - 22

8. Парций Я. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» // Приложение к журналу Хозяйство и право, 2003. – № 8. – с. 16

9. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник /Под науч. ред. д. ю. н., проф. С. А. Зинченко, к. э. н., проф.Г. И. Колесника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Академцентр. – 2008. – 688с.

10. Предпринимательское право: Учебник для вузов./ Под ред. Н.М. Коршунова, Н. Дэриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. –578с.


См.: Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарика, 2002. С. 300.

Мазур И.И., Шапиро Д.В. Управление качеством: Учеб. пособие / Под ред. И.И. Мазура. М.: Высшая школа, 2003. С. 8-9.

Леонова Г. Обязательные требования к качеству товара // Хозяйство и право, 2004.- №11.- с.29

Правовое регулирование качества - это правовое регули­рование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продав­цов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соб­людением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество. Отношения по поводу определения требований к качеству регули­руются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.

Правовое регулирование качества в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются дого­вором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установ­ленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст.422 ГК).

Например, так, в соот­ветствии с п. 1 ст.469 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В то же время в п. 4 той же статьи отмечается, что если в установленном законом по­рядке предусмотрены обязательные требования к качеству продавае­мого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

Такого же рода правила содержатся в ст.721 ГК, регулирующей качество работы. Здесь также за основу принимаются условия договора, а исключение составляют случаи, когда в роли подрядчика выступает предприниматель, и законом, иными правовыми актами или в установ­ленном ими порядке предусмотрены обязательные для него требования к качеству выполняемой работы. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обяза­тельными для сторон требованиями.

Федеральный закон от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

Качество пищевых продуктов - совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений;

Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:

применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;

проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества);

применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. является комплексным законодательным актом РФ и устанавливает:

Порядок разработки, принятия, применения и исполнения общеобязательных государственных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Порядок осуществления тех же процедур в отношении необязательных требований к указанным объектам, а также к работам и услугам;

Порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объектов;

Порядок подтверждения соответствия регулируемых объектов обязательным или необязательным требованиям;

Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулируемым объектам;

Порядок информации и финансирования работ в регулируемой области.

Учитывая существенную новизну Закона, до 1 июля 2010 г. предусмотрен переходный период до полного принятия всех технических регламентов. До вступления в силу соответствующего технического регламента к объектам, которые он регулирует, будут применяться обязательные требования, установленные ранее законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184 «О техническом регулировании», вступивший в действие в июле 2002 г., предусматривает радикальное изменение существующих технических требований безопасности путем постепенного создания и введения в действие новой системы технического регулирования в России. Техническое регулирование определено в указанном Законе как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Основным источником требований безопасности (в т.ч. экологической) к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в дальнейшем будут технические регламенты, принимаемые в форме федеральных законов либо в форме международных договоров, указов Президента и постановлений Правительства РФ. Согласно ФЗ РФ «О техническом регулировании» до принятия соответствующих федеральных законов допускается принятие технических регламентов в форме указов Президента РФ или постановлений Правительства РФ.

Абзац 2 п. 1 ст. 1 Закона является емким по своему содержанию и определяет круг регулируемых отношений, связанных с объектами, на которые устанавливаются обязательные требования.

Такими объектами являются:

Продукция как таковая;

Процессы производства продукции (т.е. технологические требования ее изготовления);

Правила эксплуатации (применения, потребления) продукции;

Правила хранения продукции;

Правила перевозки продукции;

Правила реализации продукции;

Правила утилизации продукции.

Данный Закон регулирует порядок установления обязательных требований как к самой продукции, так и к процессам, охватывающим все стадии ее жизненного цикла от изготовления до утилизации.

Понятия, используемые в законе:

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

- контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;

- продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

- риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

- сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

- сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

- система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

- стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

- стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

- техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

- технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 полностью заменяет Законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», которые утрачивают силу со дня введения его в действие. Данным Законом введено понятие «технический регламент» - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Основной целью принятия технических регламентов является установление минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов (химическую, биологическую, ядерную и радиационную безопасность, взрывобезопасность и т.д.). Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции и процессам являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Термин «стандарт» приобрел новый смысл и в терминологии Закона определен как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, т.е. однозначно предусмотрена добровольность его принятия. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Таким образом, требования к продукции разделяются на обязательные , которые устанавливаются техническими регламентами , и добровольные, которые содержатся в стандартах .

Основными целями вводимой добровольной стандартизации являются:

Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов;

Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

Техническая и информационная совместимость;

Взаимозаменяемость продукции и др.

Стандартизация в соответствии с Законом осуществляется на основе добровольного применения стандартов, максимального учета при их разработке законных интересов заинтересованных лиц, применения международных стандартов как основы разработки национального стандарта, обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Наиболее значимым этапом всего процесса технического регулирования является «подтверждение соответствия» - документальное удостоверение соответствия продукции или процессов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере ко всем изготовителям, исполнителям и продавцам продукции.

Закон предусматривает две формы подтверждения соответствия:

- добровольную (в форме добровольной сертификации); она проводится для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы, работы и услуги. Объекты, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Понятие «знак соответствия» в связи с принятием Закона приобретает новое значение: если раньше маркирование знаком соответствия являлось необходимым атрибутом подтверждения прохождения обязательной сертификации продукции, то с 1 июля 2003 г. этот знак служит для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Принуждение к добровольному подтверждению соответствия не допускается;

- обязательную (в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации). Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Продукция, прошедшая обязательное подтверждение соответствия, маркируется знаком обращения на рынке.

Законом четко прописан порядок действий в случае установления фактов несоответствия продукции требованиям технических регламентов. Закон обязывает изготовителя, его представителя или продавца в случае обнаружения подобных фактов извещать орган государственного надзора. В течение десяти дней с момента получения такой информации производитель обязан провести проверку достоверности информации и, если она подтвердится, за счет собственных средств разработать программу, согласованную с органом контроля, по предотвращению причинения вреда.

Если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения таких мероприятий, то необходимо приостановить производство и реализацию продукции, отозвать товар с рынка и возместить убытки покупателям. В случае невыполнения изготовителем этих предписаний орган госконтроля, а также иные лица, которым стало об этом известно, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Если иск удовлетворен, суд обязывает ответчика отозвать продукцию и не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести его до сведения покупателей через СМИ или иным способом.

За нарушение требований об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия. Всю ответственность за несоответствие продукции техническим регламентам несет изготовитель или продавец, в случае если будет доказано, что продукция стала опасной из-за его неправомерных действий.

Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных За­коном РФ от 07.02.92 г. «О защите прав потребителей» , является право на получение товаров, результатов работ и услуг (продукции) надлежащего качества, под которыми понимается продукция, соответствующая по качеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 данного Закона. Четкое определение этого понятия имеет важное значение для применения Закона, в особенности норм об ответственности за про­дукцию ненадлежащего качества (с недостатками).

Под качеством необходимо понимать совокуп­ность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные по­требности в соответствии с ее назначением. Ка­чество - понятие, близкое к потребительской сто­имости. Если потребительская стоимость какой-либо продукции (услуги) есть способность удов­летворить определенные потребности человека и общества, то качество - это степень удовлет­ворения.

Для определенного вида продукции существу­ют свои показатели качества. Так, технический уровень станка характеризуется: производи­тельностью, надежностью, долговечностью, ав­томатизацией управления. Изделия химической промышленности характеризуются уровнем ка­чества, процентным содержанием полезного ве­щества в единице продукции, рецептурой, содер­жанием вредных примесей.

В промышленности оценка технического уровня и качества продук­ции основывается, как правило, на принципах и методах особой отрасли знаний, называемой квалиметрией. Квалиметрия разрабатывает методы количественной оценки качества, учитывая спе­цифику конкретного изделия.

Качество продукции (работ, услуг) является одним из важней­ших факторов успешной деятельности любой организации. От ка­чества товаров зависит многое в экономической и социальной жиз­ни страны и каждого отдельного потребителя. Переход к новой эко­номической политике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества, учитывать, что только качественные товары гарантируют производителю конкурентоспособность.

Сегодня во всех странах качество стало главным фактором, обеспечивающим преимущество на товарных рынках, превратилось в источник роста национального богатства.

В России разработана государственная программа управления качеством продукции. В ней отражена политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересован­ность товаропроизводителей в выпуске продукции необходимого ассортимента и качества, отвечающей задачам социально-эконо­мического развития России. Государство, устанавливая требования к качеству, не вмешивается в практическую деятельность организа­ций. Решение проблемы качества связано с установлением и соблю­дением определенных норм качества, обязательных для лиц, от дей­ствий которых зависит качество продукции.

Введение.

Глава 1. Правовые основы регулирования качества продукции

§ 1.1. Понятие качества, управление качеством продукции

§ 1.2. Обеспечение качества товаров в договоре купли – продажи и

договора подряда.

Глава 2. Основа государственного регулирования качества продукции,

работ и услуг.

§ 2.1. Правовое регулирование стандартизации и сертификации

§ 2.2. Юридическая ответственность за нарушение требований к

качеству и безопасности

Заключение

Библиография

Введение.

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.

Объектом исследования является обязательственные отношения и деятельность управления органов в сфере регулирования качества товаров, работ, услуг.

Предметом исследования стала система правового регулирования качества продукции, работ, услуг.

Целью исследования в моей работе является определение основных направлений развития основ правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:

· Рассмотрены обязательственные отношения и деятельность управления органов в сфере регулирования качества товаров, работ, услуг;

· Выявлены преимущества правового регулирования качества продукции, работ, услуг по сравнению с другими формами регулирования;

· Проведен анализ, и выработка нормативно – правовой базы, соответственно были сделаны различные выводы и предложения по правовому регулированию организационно – правовых и экономических проблем правового регулирования качества продукции, работ, услуг.

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. В любой стране мира высококачественная продукция оценивается высоко и имеет спрос у потребителя. Поэтому новейший подход к стратегии производства и предпринимательства состоит в понимании того, что качество является единственным и самым эффективным средством в борьбе с конкурентами, удовлетворении требований потребителей, снижении издержек производства. А для достижения высокого уровня качества продукции необходимо уметь управлять качеством.

Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания – один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора.

Средства управления включают оргтехнику (в том числе, компьютеры), средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством.

Методологической основой дипломной работы является научная теория познания и ее диалектический метод изучения явлений и процессов реальной действительности, системный подход, а также, методы: анализа, синтеза, сравнения. Теоретическую основу исследования составляют отдельные положения общей теории управления, экономические теории, гражданское право.

В данной дипломной работе исследуются традиционные и спорные вопросы юридических фактов в механизме правового регулирования. Приводится анализ понятий правовых средств, механизма правового регулирования качества продукции, и их классификация. Рассматриваются дискуссионные вопросы структуры механизма правового регулирования. Обосновывается значимость юридических фактов в механизме правового регулирования, необходимость углубленного изучения данной темы для всесторонней и эффективной реализации норм права и построения правового государства в российском обществе.

Положения, выносимые на защиту:

Предложения по совершенствованию правового регулирования юридической ответственности за нарушение требований к качеству:

Создание органа регулирования качества услуг (медицина, образования).

Сущность правового регулирования качества продукции его организации в России.

Глава 1. Правовые основы регулирования качества продукции.

§ 1.1. Понятие качества, безопасности, субъективное право на качество и безопасность.

Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.

В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории:

Объект регулирования качества продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.

Субъектом регулирования качества продукции являются управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Цель регулирования – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности продукции.

Методы и средства регулирования качества продукции – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Регулирование качеством использует следующие четыре типа методов:

1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;

Понятие и источники правового регулирования качества продукции. Понятие и цели технического нормирования и стандартизации. Виды технических нормативных правовых актов. Понятие и цели оценки соответствия. Аккредитация и подтверждение соответствия. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Удостоверение положительных результатов оценки соответствия. Государственная гигиеническая регламентация и регистрация. Правовые основы обеспечения единства измерений. Метрологическая служба. Государственный метрологический надзор и контроль за средствами измерений. Государственный контроль и надзор в сфере технического нормирования и стандартизации. Ответственность за нарушение требований законодательства в сфере обеспечения качества товаров (работ, услуг).

Источники правового регулирования качества продукции

Об оценке соответствия требованиям технических нормативных
правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., № 269-З

О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., №262-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2006 г.

Об обеспечении единства измерений: Закон Респ. Беларусь, 5 сент. 1995 г., № 3848-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2006 г.

Качество товара (работы, услуги) – совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворять установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные, эстетические требования и др.)

В условиях рыночной экономики вопрос качества товаров (работ, услуг) – это вопрос выживаемости производителей в конкурентной борьбе на всех уровнях – от производства средств производства до товаров потребления.

В РБ сложилась единая государственная система обеспечения качества, которая включает в себя: систему технического нормирования и стандартизации, систему оценки соответствия, обеспечение единства измерений. Кроме этого установлены единые санитарные и гигиенические правила и требования.

Техническое нормирование – это деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, использования. Стандартизация – это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач. Закон устанавливает цели, способы и компетенцию органов государственного регулирования в области технического нормирования и стандартизации.


К техническим нормативным правовым актам (ТНПА) относятся:

Технические регламенты,

Технические кодексы установившейся практики,

Стандарты, в т.ч. государственные, стандарты организаций,

Технические условия.

Технические регламенты разрабатываются в процессе технического нормирования и устанавливают обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью. Требования по безопасности могут устанавливаться либо непосредственно, либо путем ссылки на технические кодексы или стандарты. Целью разработки технических регламентов является защита жизни, здоровья, наследственности человека, имущества физических и юридических лиц, охрана окружающей среды.

Разрабатывают технические регламенты республиканские органы государственного управления. Технические регламенты применяются одинаковым образом независимо от страны происхождения товара и обязательны для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации. Технические регламенты должны также содержать методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в Технических регламентах.

Технические кодексы установившейся практики разрабатываются в процессе стандартизации и содержат основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, использования, реализации и др. Разрабатываются с целью реализации требований Технических регламентов и повышения качества процессов разработки, производства, использования, реализации и т.д.

Разрабатываются республиканскими органами государственного управления. Вводятся в действие после государственной регистрации и официального опубликования информации о гос. регистрации (не ранее 60 дней). По содержанию технические кодексы не должны противоречить техническим регламентам.

Стандарты разрабатываются в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов и содержат технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации, хранения и т.д.

Государственные стандарты разрабатываются,как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии любыми заинтересованными лицами.

Государственные стандарты применяются добровольно. Применение госуд. стандарта обязательно, если: 1) в техническом регламенте содержится ссылка на государственный стандарт; 2) если субъекты добровольно применили гос. стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции, либо продукция сертифицирована на соответствие требованиям госуд. стандарта.

Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются юридическими лицами и индивид. предпринимателями самостоятельно. Технические требования этих стандартов распространяются только на тех, кто их утвердил. Стандарты организаций не должны противоречить техническим регламентам. Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию и услуги, подлежащие реализации иным лицам.

Технические условия разрабатываются в процессе стандартизации. Разрабатываются ТУ юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, утверждаются ими и содержат технические требования к конкретному типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции (услуге), включая правила приемки и методы контроля. Разрабатываются и утверждаются на продукцию (услуги), предназначенные для реализации. ТУ не должна противоречить техническим регламентам.

Таким образом, система стандартизации в последние годы претерпевает существенные изменения, которые касаются прежде всего подходов к данному виду деятельности. Если прежде государство полностью контролировало процессы разработки, утверждения, применения стандартов, то в настоящее время за государством остаются вопросы обеспечения безопасности продукции, процессов ее разработки и др., все прочая деятельность по разработке технических требований передается заинтересованным субъектам технического нормирования и стандартизации. Технические нормативные правовые акты разрабатываются публично на основе широкого обсуждения, что позволяет заинтересовать производителей в применении требований ТНПА и повысить ответственность за соблюдение требований, содержащихся в данных документах.

Оценка соответствия – деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требования ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.

Проводится с целями: защиты жизни, здоровья, наследственности человека, имущества, окружающей среды; повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг); создания условий для свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Объектами оценки являются: продукция; процессы разработки, производства, эксплуатации …; оказание услуг; система управления качеством; система управления окружающей средой; компетентность юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия; профессиональная компетентность персонала и иные объекты в соответствии с законодательством.

К субъектам оценки соответствия относятся: аккредитованные органы по сертификации; аккредитованные испытательные лаборатории (центры); заявители нам аккредитацию; заявители на подтверждение соответствия.

Закон выделяет два вида оценки соответствия: аккредитацию и подтверждение соответствия.

Аккредитация – вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия и проведении испытаний продукции.

Проводится с целью обеспечения доверия изготовителей, продавцов, потребителей к деятельности органов подтверждения соответствия и создания условий для взаимного признания результатов деятельности этих юридических лиц на международном уровне.

Аккредитация проводится на принципах добровольности, открытости и доступности правил и процедур аккредитации; обеспечения равных условий на аккредитацию; недопустимости ограничения конкуренции при аккредитации.

Подтверждение соответствия – вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки требованиям ТНПА. Положительные результаты подтверждения соответствия удостоверяются:

сертификатом соответствия;

сертификатом компетенции;

зарегистрированной декларацией о соответствии.

Подтверждение соответствия может быть обязательным и добровольным. Формы обязательного подтверждения соответствия: обязательная сертификация и декларирование соответствия. Перечень объектов обязательного подтверждения соответствия установлен законодательством. Обязательную сертификацию осуществляют аккредитованные органы на основе возмездных договоров. Если необходимо проводить сертификационные испытания, то договор заключается также с аккредитованной лабораторией. Схемы обязательной сертификации устанавливаются техническими регламентами. Положительные результаты удостоверяются сертификатом соответствия. Декларирование соответствия осуществляет заявитель и только в отношении продукции. Декларация о соответствии может быть принята на основании собственных доказательств, либо также на основании доказательств, полученных с участием органа сертификации. Схемы декларирования соответствия устанавливаются техническими регламентами. Декларация должна быть зарегистрирована в органе сертификации на основе договора с заявителем.

Формой добровольного подтверждения соответствия является добровольная сертификация. Проводится по инициативе заявителя на основе договора с органом сертификации. Заявитель самостоятельно выбирает вид нормативного технического правового акта, на соответствие которому будет проводиться сертификация, а также самостоятельно определяет номенклатуру показателей, которые будут контролироваться, Показатели по безопасности должны быть включены обязательно. Положительные результаты удостоверяются сертификатом соответствия.

Обеспечение единства измерений осуществляется с целью защиты юридических и физических лиц от последствий неправильных и неточных измерений. Закон устанавливает императивные нормы, регулирующие отношения по использованию, ремонту, продаже средств измерений. Обязательной проверке подлежат средства измерений, которые используются при проведении торгово-коммерческих, таможенных, почтовых и налоговых операций; при диагностике и лечении заболеваний; контроле за медикаментами; контроле за состоянием окружающей среды; за всеми видами сырья и продовольствия и др.

Государство осуществляет надзор и контроль за средствами измерений. К методам метрологического надзора относятся: государственные испытания средств измерений; утверждение типа средств измерений; метрологическая аттестация средств измерений; проверка средств измерений; проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений. Государственный контроль осуществляется в следующих видах: испытание средств измерений; метрологическая аттестация средств измерений; поверка средств измерений; калибровка средств измерений; проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.

За нарушение законодательства о качестве товаров (работ, услуг) предусмотрены различные виды юридической ответственности. Гражданско-правовая ответственность наступает, в частности, за причинение некачественным товаром (работой, услуг) вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя. В этом случае потребитель вправе взыскать не только причиненный материальный ущерб, но и моральный вред. За нарушение условий хозяйственных договоров по качеству товаров, работ, услуг (договор поставки, строительного подряда и др.) покупатель, заказчик вправе потребовать замены товара на качественный, взыскать предусмотренную законодательством или договором неустойку, потребовать возмещения убытков. В случае существенного нарушения условий договоров по качеству ГК предусматривает право на односторонний отказ от исполнения договора.

Экономическая ответственность предусмотрена законодательством. Предусмотрены также административная и уголовная ответственность.

Выбор редакции
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Составила учитель географии МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино Мазур Е.В. Цель урока :...

Посылка с заказом из Китая идет в среднем 15-45 дней. Если Вы сделали заказ на Алиэкспресс, а посылка не приходит рекомендуем проверить...

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать...

Цель: дать детям представления о кормушках для птиц; расширять представления о птицах, встречающихся в нашей местности и остающихся...
Сценарий Нового года 2017 Петуха для детей «Как Петух с Обезьяной место делили» Действующие лица :Ведущая, Ведущий, Петух, Обезьяна, Дед...
Максимально разрешенный рабочий промежуток времени за день и неделю установлен ТК РФ (ст. 91). Но на каждом предприятии действует свой...
Должность человека, обеспечивающего охрану труда и отслеживающего соблюдение техники безопасности – крайне важна на предприятии. Этот...
В продажах. Средний чек можно рассчитать, поделив товарооборот на количество чеков. Естественно чем выше средний чек, тем лучше для...
Страница 7 Разработка мероприятий начинается с доведения информации по качеству до соответствующих подРазделений, которые анализируют ее,...
Популярное