Специальные защитные антидемпинговые компенсационные пошлины являются. Введение предварительной защитной пошлины. Что такое специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины
1. В условиях критического положения в отрасли российской экономики, если задержка с применением специальной защитной меры причинила бы серьезный ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет устранить впоследствии, Правительством Российской Федерации на основании доклада, представленного в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона и содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, об установлении причинно-следственной связи между возросшим импортом на таможенную территорию Российской Федерации и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, принимается решение о применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины при условии одновременного продолжения расследования в целях получения окончательного заключения.
2. Орган, проводящий расследования, одновременно с представлением в Правительство Российской Федерации доклада, указанного в части 1 настоящей статьи, уведомляет в письменной форме уполномоченный орган иностранного государства (союза иностранных государств), из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, а также другие известные ему заинтересованные лица о возможном введении предварительной специальной пошлины. По запросу уполномоченного органа иностранного государства (союза иностранных государств) о проведении консультаций по вопросу введения предварительной специальной пошлины такие консультации должны быть начаты после принятия Правительством Российской Федерации решения о введении предварительной специальной пошлины.
3. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней.
4. Предварительная специальная пошлина взимается таможенными органами по правилам , установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.
(см. текст в предыдущей редакции)
Суммы предварительной специальной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, решения о применении специальной защитной меры.
5. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, установлено наличие оснований, указанных в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в федеральный бюджет.
6. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, установлено, что отсутствуют основания, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, суммы предварительной специальной пошлины подлежат возврату плательщику в порядке , установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей.
7. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, вводится импортная квота или специальная пошлина, суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в федеральный бюджет.
В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, установлено наличие оснований, указанных в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и признано целесообразным введение более низкой ставки специальной пошлины, чем ставка предварительной специальной пошлины, разница между ставкой предварительной специальной пошлины и ставкой специальной пошлины подлежит возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей. Остаток сумм предварительной специальной пошлины перечисляется в федеральный бюджет.
В случае, если ставка специальной пошлины выше ставки предварительной специальной пошлины, разница между ставкой специальной пошлины и ставкой предварительной специальной пошлины с плательщика не взимается.
8. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, принято решение о применении специальной защитной меры, срок действия предварительной специальной пошлины засчитывается в общий срок действия специальной защитной меры.
В зависимости от характера условий внешней торговле товарам таможенные пошлины можно подразделить на: обычные таможенные пошлины и особые виды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины используются при регулировании внешней торговли в нормальных экономических условиях и отражаются в таможенном тарифе. Особые таможенные пошлины применяются при нарушениях нормальных условий внешней торговли.
Обязательным условием применения особых видов пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение понятия «существенный ущерб» содержится в законе «О таможенном тарифе» (статья 7). Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установление причинной части между импортов товаров и национальной отраслью промышленности.
В зависимости от характера движения внешнеторговых товарных потоков обычные таможенные пошлины на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.
Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления. Они являются преобладающей формой пошлин и используются всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.
Вывозные таможенные пошлины, применяются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Они используются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары. В России применяются при экспорте энергоносителей и некоторых сырьевых товаров. В США, например, экспортные пошлины запрещены законодательно. В других развитых странах они также не применяются.
Транзитные таможенные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применятся за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.
Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины.
Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территорию страны товаров по цене более низкой, чем, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителей подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.
Антидемпинговая пошлина - рассматривается, как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами не зависимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Компенсационные пошлины взимают при импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Компенсационная пошлина является составляющей компенсационные меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером .
Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортируемого товара.
Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой - либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб конкурирующим представителям отечественных товаров.
Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территории страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.
Особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения сложившейся ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
Обязательным условием применения особых видов пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение понятия «существенный ущерб» содержится в законе «О таможенном тарифе» (статья 7). Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установление причинной части между импортов товаров и национальной отраслью промышленности
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.
По способу взимания различают четыре вида таможенных пошлин: адвалорные, специфические, альтернативные и комбинированные.
Адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стоимости автомобиля). Адвалорные пошлины - это наиболее простой способ расчета денежной величины пошлины. Они являются наиболее распространенными видам таможенных пошлин. В большинстве стран мира адвалорными пошлинами облагается примерно 90% номенклатуры ввозимых товаров.
Специфические ставки - это пошлины, размер которых устанавливается в денежных единицах за единицу облагаемого товара (20 долларов за тонну груза, один доллар за литр вина и т.д.). Специфические пошлины напрямую не связаны с ценой товара и денежный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого и вывозимого товара.
Альтернативная ставка пошлины содержит одновременно адвалорную и специфическую пошлину с примечанием, что взимается та из них, которая дает набольшую величину таможенного сбора (например,20долларов за тонну груза или 10%сцены товара, которая выше).
Комбинированные ставки пошлин сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от таможенной стоимости товара, но не более 20 долларов за тонну).
Следует еще отметить так называемые сезонные ставки пошлин. Эти ставки пошлин обычно применяются в отношении сельскохозяйственных товаров с целью защиты национального производства. Их величина изменяется в зависимости от времени года (например,20% к стоимости ввозимой клубники в июле-августе и 10% - в остальное время года).
Механизм, аналогичный механизму действия таможенной пошлины, часто применяется как способ реализации других инструментов торговой политики, которые не связаны с применением таможенных тарифов (эти инструменты относят к нетарифным инструментам торговой политики). В этих случаях механизм таможенной пошлины используется как техническое средство ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок, хотя сами ограничения применяются как часть более сложных торгово-политических инструментов. К таким случаям относятся антидемпинговые, компенсационные и защитные меры, когда применяются особые виды пошлин -специальные, антидемпинговые и компенсационные .
Для защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться:
1) специальные ; применяются в качестве защитной меры, если товары, ввозимые на территорию страны в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; а также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств;
2) антидемпинговые - применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза (по цене ниже себестоимости), если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;
Антидемпинговые пошлины - это одна из наиболее жестких экономических средств защиты внутреннего рынка. Оно используется правительствами стран (в основном, стран с развитой рыночной экономикой: США, страны Западной Европы) против деятельности иностранных поставщиков, осуществляющих продажу своих товаров по демпинговым ценам.
Демпинг - это ситуация, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран (Антидемпинговый кодекс, статья 6). К демпингу прибегают экспортеры для внедрения на рынок, расширения объемов продаж, вытеснения конкурентов. Действие законодательства о демпинге вступает в силу лишь тогда, когда демпинг причиняет или угрожает причинить ущерб национальной торговле, наносит вред конкуренции внутри страны. После признания факта демпинга проводится антидемпинговое расследование, в результате которого взимаются антидемпинговые пошлины. Размер такой пошлины устанавливается в разных странах по-разному, однако, в основном, он соответствует разнице между заниженной и нормальной ценой в дополнение к обычной таможенной пошлине. Такая пошлина налагается за все время с момента поставки товара в страну (то есть задним числом).
Экспортеры обычно стремятся не доводить дело до судебного расследования и не допустить наложения антидемпинговой пошлины. Поэтому чаще всего они идут на определенные компромиссы: повышают цену, сокращают объем поставок и т.д.
3) компенсационные ; применяются в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;
Компенсационные пошлины аналогичны антидемпинговым пошлинам по причине наложения, по процедуре установления, по определению размера и пр. Главным отличием является то, что демпинг осуществляется страной экспортера путем предоставления этому экспортеру субсидии из госбюджета. В данном случае доказательства наличия материального ущерба не требуется. Такая пошлина "компенсирует" субсидию и выравнивает конкуренцию.
4) сезонные ; устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (в период действия сезонных пошлин).
5) особые виды пошлин . Действует соответствующая процедура, согласно которой применению таких пошлин должно предшествовать расследование, проводимое в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ - особый вид таможенных пошлин, предусмотренный Законом РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. С.п. применяются: а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям; б) как ответная мера на дискриминационные и иные действия , ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов.
Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .
Смотреть что такое "СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ" в других словарях:
Специальные пошлины - (англ special duties) пошлины, которые применяются при введении специальных защитных мер и взимаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в РФ, сверх ставки таможенной… … Энциклопедия права
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ - особый вид пошлин, установленный в ст. 8 Закона о таможенном тарифе. Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб… …
специальные пошлины - особый вид таможенных пошлин, предусмотренный Законом РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. С.п. применяются: а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих… … Большой юридический словарь
Особый вид таможенных пошлин, предусмотренный в Законе РФ от 21 мая 1993 г. № 5003 1 О таможенном тарифе. С.п. применяются: а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или… … Энциклопедия юриста
Специальные защитные меры - меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию одного из государств участников для свободного обращения на его внутреннем рынке, которые применяет Сторона посредством введения количественных ограничений импорта или специальной пошлины … Официальная терминология
Налоги, взимаемые только с иностранных товаров с целью прямого сокращения их ввоза в страну. См. также: Импортные пошлины Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ - меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию РФ для свободного обращения на ее внутреннем рынке, которые применяет Правительство РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Виды таможенной пошлины, которые согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003 1 О таможенном тарифе могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. Порядок их использования определяется специальными… … Энциклопедия юриста
СТАВКА ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ - элемент налогообложения при взимании ввозных таможенных пошлин. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом о таможенном тарифе. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Виды таможенной пошлины, которые согласно ст. 7 Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К О.в.п. относятся: специальные пошлины; антидемпинговые… … Юридический словарь
Современные тенденции интеграции вносят значительные коррективы в структуру и правила международной торговли. Основным проводником экономической и политической интеграции является процесс либерализация внешней торговли. Главная ее задача активизировать и упростить товарообмен между странами путем снижения или упразднения таможенных барьеров. Это стимулирует конкуренцию среди участников мирохозяйственных отношений, но вместе с тем в сложившихся условиях часто используются приемы нечестной конкуренции, как со стороны развитых стран, так и стороны развивающихся. Традиционным инструментом борьбы с проявлениями «недобросовестной конкуренции» является арсенал защитных мер, используемых во внешней торговле.
Во внешнеторговой практике под защитными мерами понимают меры, временно ограничивающие доступ отдельных товаров на внутренний рынок, если рост импорта конкретной страны наносит ущерб соответствующей отрасли национальной экономики. Применение данных меры регламентируется правовыми документами ВТО и смежным Соглашением по защитным мерам. Чаще всего в качестве защитных мер используют особые пошлины, таки как специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Особенностью специальных пошлин является то, что они могут вводиться как по причинам экономического характера, так и политическим мотивам.
В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию государства в количествах и на условиях наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.
Во втором случае специальная пошлина выступает в роли инструмента, применяющегося в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.
Большинство стран, в том числе Российская Федерация, применяет специальные защитные пошлины по причинам экономического характера, основываясь на нормы и требования ВТО.
Согласно стандартам ВТО допускается использование временных и обычных защитных мер.
Временные защитные меры вводятся в тех случаях, когда имеются очевидные свидетельства того, что импорт нанес или угрожает нанести серьезный ущерб отечественным производителям подобных товаров. В качестве временных мер могут применяться только тарифные меры.
Обычные защитные мерымогут применяться только после завершения расследования, проводимого уполномоченными органами. Они вводятся на селективной основе, то есть в отношении ввозимых товаров в зависимости от страны происхождения. Правилами ВТО стране также предоставляется право выбора между конкретным способом защиты, т.е. возможно применение, как специальных пошлин, так и количественные меры.
Как показывает мировая практика, специальные защитные меры не вводятся в следующих случаях: если товар происходит из развивающейся страны, пользующейся национальной системой преференций страны-импортера и доля импорта данного товара не превышает 3% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию государства.
Основной чертой особых пошлин является их применение на временной основе. Так срок действия специальной пошлины не должен превышать срок, необходимый для устранения существенного ущерба отрасли национальной экономики. При этом указанный срок не может быть более четырех лет, а максимальный общий срок действия специальной пошлины не должен превышать восемь лет.
На время проведения расследования для оперативной реализации протекционистской функции могут быть введены предварительные специальные защитные пошлины. Эти пошлины тоже имеют временной предел, который не должен превышать 200 дней.
Проявление недобросовестной конкуренции в отношении страны-импортера может иметь характер ценовой дискриминации путем продажи на зарубежных рынках товара по стоимости ниже, чем он реализуется на внутреннем рынке, т.е. использование демпинга.
Инструментом противодействия демпинговому импорту являются антидемпинговые пошлины, взимаемые дополнительно к действующим импортным таможенным пошлинам.
Экономический смысл антидемпинговых пошлин заключается в повышении цен реализации импортных товаров на внутреннем рынке до уровня, при котором устраняются искажения конкурентной среды на внутреннем рынке.
Для установления факта демпинга, выяснения общей обоснованности заявления и принятие решения о целесообразности открытия процедуры, проводится расследование. Период расследования устанавливается равным, как правило, 12 месяцам, предшествующим дате подачи заявления о проведении расследования, но в любом случае этот период не должен быть менее 6 месяцев.
Основным инструментом, определяющим наличие демпингового импорта и размер антидемпинговой пошлины, является демпинговая маржа.Под демпинговой маржой понимается выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене либо разница, между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, выраженная в абсолютных показателях. Она показывает размер занижения цены в результате демпинга.
В практике применения антидемпинговых мер встречаются различные случаи, которые могут стать причиной того, что фактические цены не могут быть использованы при определении нормальной стоимости. Например, из рассмотрения приходится исключать торговлю между взаимосвязанными компаниями.
В тех случаях, когда внутренняя цена не может быть использована для сопоставления, необходим поиск альтернативных методов установления нормальной стоимости.
Как правило, для этих целей используют данные об экспорте соответствующего товара в третью страну или расчетные цены, которые определяются на основе суммы издержек производства в стране происхождения и разумного размера административных, торговых и общих издержек.
Наиболее спорным методом определения нормальной стоимости является применение внутренних цен в третьей стране (метод суррогатной страны). Самым существенным недостатком данного метода является то, что выбор суррогатной страны почти никогда не может быть объективным.
Если в результате антидемпингового расследования установлены факт демпинга, причинения материального ущерба (угрозы причинения материального ущерба) и наличие причинно-следственной связи между ними, в том случае применяются антидемпинговые пошлины.
Вводимая по результатам расследования антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации материального ущерба отрасли экономики, причиненного демпинговым импортом товара. Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пяти лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования.
Размер антидемпинговой пошлины должен быть достаточным для устранения ущерба отрасли экономики государства, но не выше размера рассчитанной демпинговой маржи.
В случае, если нет возможности установить индивидуальную демпинговую маржу по причине того, что экспортер или производитель демпингового товара не представил какие-либо необходимые для целей проведения расследования сведения и документы, может быть определена остаточная демпинговая маржа, которая равна самой высокой индивидуальной демпинговой марже.
Если в ходе антидемпингового расследования до его окончания имеется информация, свидетельствующая, что задержка с введением антидемпинговой пошлины может причинить существенный ущерб отрасли экономики, то на основании предварительного заключения компетентного органа, может быть принято решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины,но не ранее чем через 60 дней после начала антидемпингового расследования.
Ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи.
Когда окончательное решение о применении антидемпинговых мер будет принято, предварительная антидемпинговая пошлина перечисляется в доход федерального бюджета. В случае если антидемпинговая пошлина введена в размере, превышающем ставку предварительной антидемпинговой пошлины, разница с плательщика не взимается.
Если же антидемпинговая пошлина окажется ниже, чем временная антидемпинговая пошлина, разница подлежит возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством, а остаток платежа, внесенного в счет предварительной антидемпинговой пошлины, подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
Срок действия предварительной антидемпинговой пошлины засчитывается в общий срок взимания антидемпинговой пошлины.
При использовании антидемпинговых пошлин существуют моменты, когда они не применяются или их применение не целесообразно. Антидемпинговая пошлина не применяется, если:
1. в соответствии с таможенным законодательством и условиями отдельных таможенных процедур предусматривается неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера;
2. товары ввозятся на таможенную территорию в качестве безвозмездной помощи (содействия).
Применение антидемпинговой пошлины считается нецелесообразной в случае, если размер демпинговой маржи составляет 2% или менее (минимальная демпинговая маржа). В этом случае размер демпинга рассматривается как размер ниже значимого уровня. Так же, если объем импорта по демпинговым ценам составляет менее 3% общего объема импорта аналогичных товаров, то он должен считаться незначительным, за исключением случая, когда суммарный объем поставок из нескольких стран превышает 7% общего объема импорта, хотя доля каждой страны-экспортера менее 3%.
Избежать введения антидемпинговых мер, позволяет процедура принятия экспортером ценовых обязательств. В этом случае поставщики принимают на себя обязательства о поставке товара по ценам, исключающим ситуацию демпинга и соответствующие неблагоприятные последствия. Если в результате антидемпингового расследования будет установлено, что оснований для введения пошлин нет, то обязательства также теряют силу.
Такие переговоры проводятся до завершения антидемпингового расследования. Сторона, которая проводит это расследование, получает возможность выбора способа урегулирования. В то же время нарушение обязательств поставщиками влечет за собой введение антидемпинговых пошлин.
Еще одним видом недобросовестной конкуренции может быть предоставление предприятиям-экспортерам субсидий со стороны государства, что способно привести, как и при демпинге, к ценовой дискриминации на рынке страны-импортера. Мерой противодействия подобным проявлениям являются компенсационные пошлины.
Данный пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию государства товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.
Для того чтобы стать объектом применения компенсационной меры, импортированный товар должен подвергнуться воздействию специфической субсидии. Это может произойти на следующих стадиях:
Производство товара;
Экспорт товара;
Транспортировка товара.
Субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) является специфической субсидией, если субсидирующим органом или законодательством к пользованию субсидией допускаются только конкретные организации.
Однако в любом случае субсидия иностранного государства является специфической субсидией, если предоставление такой субсидии сопровождается:
1. ограничением числа конкретных организаций, которые допущены к пользованию субсидией;
2. преимущественным пользованием субсидией конкретными организациями;
3. предоставлением непропорционально больших сумм субсидии конкретным организациям;
4. выбором субсидирующим органом, льготного (преференциального) способа предоставления субсидии конкретным организациям.
В ходе расследования устанавливается наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и существенным ущербом отрасли российской экономики.
Компенсационная пошлина применяется после того, как иностранному государству, предоставляющему специфическую субсидию, было предложено провести консультации.
Компенсационная пошлина применяется и в случае, если указанное иностранное государство отказалось от предложенных консультаций или в ходе таких консультаций взаимоприемлемое решение не было достигнуто.
Решение о введении компенсационной пошлины может быть принято в течение срока действия специфической субсидии иностранного государства.
Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства, рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортируемого товара.
В случае, если субсидии предоставляются в соответствии с различными программами, учитывается их совокупный размер. Ставка компенсационной пошлины может быть меньше, чем размер специфической субсидии иностранного государства, если такая ставка является достаточной для устранения ущерба отрасли российской экономики.
Применение компенсационной пошлины продолжается до тех пор, пока действует соответствующая субсидия. Срок действия компенсационной пошлины не должен превышать пять лет со дня начала ее применения или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа субсидируемого импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия компенсационной пошлины.
Законодательство допускает возможность прекращения взимания компенсационной пошлины, если экспортер примет на себя обязательство о повышении экспортной цены товара в размере субсидии.
Как и в случае со специальной и антидемпинговой пошлиной, законодательстве допускает введение предварительной компенсационной пошлины.
Предварительная компенсационная пошлина вводится на срок до 4 месяцев. Этот срок может быть максимально продлен до 6 месяцев. В случае если компенсационная пошлина не будет введена, платеж, вносимый в счет предварительной компенсационной пошлины, подлежит возврату. При этом, если компенсационная пошлина введена в размере, превышающем ставку временной компенсационной пошлины, разница с плательщика не взимается. Если же компенсационная пошлина, ниже, чем предварительная пошлина, разница подлежит возврату, а остаток платежа, внесенного в счет предварительной компенсационной пошлины, перечисляется в доход государственного бюджета.
Особые пошлины представляют собой эффективный механизм противодействия проявлениям недобросовестной конкуренции и защиты национальной экономики. Применение этих инструментов избирательного протекционизма не противоречит основным принципам международной торговли, и исключает их использование в качестве инструмента дискриминации и политического давления, что находит свое отражение в специальных законодательных актах большинства развитых и развивающихся стран, а также в документах международных торговых организаций. Специфика их введения оставляет свободу маневра государству, как в условиях двухсторонних, так и в условиях многосторонних договоренностей в области внешней торговли, что имеет особую актуальность для Российской Федерации в рамках динамично развивающихся интеграционных процессов на постсоветском пространстве и членства страны во Всемирной торговой организации.
Литература
1. Артемов Н.М., Ячменев Г.Г. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности [Текст] /Н.М. Артемов, Г.Г. Ячменев. – М.: Элит, 2009. С. 283-285.
2. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования [Текст] / А.В. Данильцев. – М.: Деловая литература, 2004. С. 193-195.
3. Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговли 1994 [Электронный ресурс]. – Режим доступ: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/VIgensogl.doc
4. Соглашение по специальным защитным мерам [Электронный ресурс]. – Режим доступ: http://www.wto.ru/ru/content//documents/docs/speczasht.doc
5. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам [Электронный ресурс]. – Режим доступ: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/subskomp.doc
6. Шепенко Р.А. Антидемпинговый процесс [Текст] / Р.А. Шепенко. – М.: Дело, 2002. С. 468-469.
- Источники финансовых ресурсов предприятия
- Четыре доказательства, что Марк Цукерберг — не живой человек (и опровержение от него самого) Цукерберг рептилия
- Приказано поторопиться: Деньги малому бизнесу придут быстрее
- Как написать письмо губернатору
- Составление ассортиментной матрицы
- Проект ПАК ТА: сверхзвуковой самолет для переброски войск (5 фото) Военно-транспортная авиация: современное состояние
- Несоблюдение субординации
- Презентация к лекции" Стерилизация
- Почему сотрудники уходят: откровенные причины увольнений Отсутствие признания и награды
- Составление графика отпусков: пошаговая инструкция и образец График отпусков: как правильно составить
- Кузнечное ремесло на Руси История развития кузнечного ремесла подробно
- Презентация на тему "цветная металлургия"
- Что делать если не пришёл товар с Aliexpress?
- Презентация на тему "электрический ток в жидкостях"
- Конспект ОД для детей второй группы раннего возраста план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему
- Сценарий новогоднего праздника для средних классов "путешествие по миру с петухом"
- Приказ о режиме работы предприятия Образец приказа по режиму работы
- Должностная инструкция инженера по охране труда, должностные обязанности инженера по охране труда, образец должностной инструкции инженера по охране труда Что должен знать и
- Как увеличить средний чек в магазине продуктов Как увеличить средний чек в продуктовом
- Понятие и оценка качества управленческих решений Принятие решений руководством предприятия