Типовой устав юридического лица. Типовой устав ооо - кому можно использовать. Информация об изменениях


Типовой устав ООО позволяет осуществить регистрацию компании без разработки и утверждения индивидуального устава. В статье расскажем о том, какими законодательными нормами урегулирована возможность использования типовых уставов, а также ответим на вопрос, можно ли применять типовые уставы на практике по состоянию на 2018 год. Кроме того, в тексте статьи содержится ссылка на скачивание типового устава ООО.

Типовой устав ООО в 2018 году: понятие и возможность использования на практике

До конца декабря 2015 года понятия «типовой устав» не существовало в принципе. Законом «О внесении изменений…» от 29.06.2015 № 209-ФЗ, вступившим в силу через полгода после его принятия, в п. 2 ст. 52 ГК РФ внесены изменения, согласно которым компании получили право на использование в деятельности типового учредительного документа.

Типовой устав ООО — это унифицированный учредительный документ общества с ограниченной ответственностью, разработанный уполномоченным госорганом, содержащий строго регламентированный перечень сведений, применяемый по решению учредителей или участников организации.

После внесения изменений в ГК РФ у учредителей и участников ООО возник обоснованный вопрос: если закон предусматривает право на использование типовых форм уставов ООО, то каким нормативным актом они утверждены и как могут применяться на практике?

К сожалению, теоретическая законодательно установленная возможность применять такие уставы по состоянию на 2018 год не реализована по причине того, что они не утверждены.

Соответственно, в настоящее время нет ни одной фирмы, которая работает на основании такого учредительного документа, а положения п. 2 ст. 52 ГК РФ фактически не работают.

Существует ли проект формы типового устава, который можно скачать, в том числе на сайте ФНС

Несмотря на то, что официально утвержденной типовой формы устава ООО в 2018 году не существует, на сайтах некоторых налоговых инспекций, например МИФНС России № 46 по г. Москве , можно изучить заполненный проект (образец) типового устава для обществ с ограниченной ответственностью. Скачать типовой устав ООО на сайте ФНС не получится, его можно только скопировать.

Минэкономразвития России составлена (но не утверждена) форма типового устава для ООО. Напомним, что данное событие мы освещали . Скачать типовой устав ООО можно у нас.

Рассматриваемая форма состоит из 16 разделов, в которых отражается исчерпывающая информация, необходимая для деятельности ООО.

Типовой устав содержит сведения:

  • о названии, адресе, месте нахождения фирмы;
  • участниках;
  • целях, в соответствии с которыми создано общество;
  • том, какие виды деятельности осуществляет организация;
  • правах и обязанностях участников;
  • размере, оплате, изменении уставного капитала;
  • порядке перехода долей в ООО;
  • порядке выхода участников из организации;
  • порядке приобретения ООО долей в уставном капитале;
  • вкладах в имущество организации;
  • порядке управления ООО и органах управления;
  • процедуре распределения прибыли участников;
  • порядке хранения документов ООО и представления информации о деятельности участникам и контрагентам;
  • порядке заключения крупных сделок;
  • порядке реорганизации и ликвидации фирмы.

В связи с чем в ГК РФ внесены изменения, позволяющие использовать типовые учредительные документы, которые не утверждены

В 2013 году вступило в силу распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий…» от 07.03.2013 № 317-р. Данным нормативным актом был утвержден план процедур по оптимизации порядка регистрации юридических лиц и ИП.

План был принят с целью:

Не знаете свои права?

  • упростить регистрацию юрлиц путем снижения количества этапов регистрации;
  • сократить время регистрации;
  • уменьшить финансовые затраты учредителей.

Было намерение осуществлять реализацию плана с 2013 по 2018 год.

Одним из этапов плана было введение права ООО использовать типовые уставы, которые должны утверждаться Минэкономразвития России (п. 2 плана мероприятий). Цель введения данных типовых учредительных документов — сокращение перечня документов, представляемых для регистрации ООО, то есть сокращение документооборота и упрощение регистрационных процедур.

Представляется, что именно ввиду принятия распоряжения Правительства РФ № 317-р в ст. 52 ГК РФ были внесены изменения, позволяющие применять типовые уставы. Однако распоряжение было отменено в феврале 2016 года, и в настоящее время никто не берется судить, будут ли утверждаться типовые учредительные документы, хотя разговоры об этом идут не первый год.

Преимущества и недостатки использования в деятельности ООО типовых уставов

Вопрос о типовых учредительных документах и возможности их использования традиционно популярен ввиду наличия неоспоримых преимуществ, которые получают учредители организаций в случае их введения в действие.

Так, применение таких уставов:

  1. Экономит время и денежные средства на разработку индивидуального учредительного документа. Перед любым лицом, столкнувшимся с необходимостью регистрации фирмы, традиционно встают материальные вопросы. О том, сколько стоит открыть ООО, можно прочитать в нашей .
  2. Сокращает объем действий, направленных на регистрацию организации. Нет необходимости не только разрабатывать устав компании, но и представлять его в налоговый орган.
  3. Упрощает проверку контрагентами учредительных документов ООО. Наличие общедоступного типового учредительного документа позволяет партнерам оценить риски заключения сделок, понять принципы деятельности ООО и т. д.

К минусам использования типового устава можно отнести невозможность:

  1. Отражения в учредительном документе организации индивидуальных положений.
  2. Внесения в устав изменений в процессе деятельности компании, поскольку изменить типовой утвержденный государственным органом документ нельзя.

Что изменится, если типовые учредительные документы будут утверждены

Как уже упоминалось, типовая форма устава ООО в 2018 году в ФНС подана быть не может, поскольку не утверждена Минэкономразвития России. Более того, типовые уставы в ФНС не подаются в принципе, даже если будут утверждены.

Введение утвержденных типовых учредительных документов позволит использовать их организациями как на стадии учреждения, так и в процессе деятельности. Расскажем, каким образом на практике будет происходить применение типовых уставов.

При этом необходимо понимать, что переход от индивидуального к типовому уставу и обратно возможен в любой момент — как при учреждении организации, так и в процессе деятельности.

Применение типового учредительного документа на стадии создания организации

На стадии учреждения фирмы все документы оформляются обычным образом, однако устав не утверждается. Вместо этого в решении об учреждении компании и заявлении о ее регистрации необходимо отразить, что фирма действует на основании типового учредительного документа.

В настоящее время заявление по форме Р11001 (о регистрации организации) не содержит полей, позволяющих указать, что организация применяет в своей деятельности типовой устав. Между тем предполагается, что в случае утверждения таковых соответствующие изменения будут внесены и в законодательство о государственной регистрации юридических лиц, в том числе в приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, которым утверждена форма заявления Р11001 (приложение 1 к приказу).

На регистрацию типовой устав представлять нет необходимости (в обычном случае утвержденный индивидуальный устав необходимо представить в двух экземплярах).

Переход на типовой учредительный документ с индивидуального

В случае если организация приняла решение перейти с индивидуального устава на типовой в процессе деятельности, процедура меняется.

В первую очередь проводится общее собрание участников, на повестку дня которого ставится вопрос о том, что ООО будет в дальнейшем действовать на основании типового устава. Далее принимается соответствующее решение (допускается только единогласное мнение участников при голосовании по данному вопросу).

Последним шагом будет представление в налоговый орган заявления по форме Р14001, которая также не приведена в соответствие со ст. 52 ГК РФ.

Таким образом, в настоящее время типовые учредительные документы ООО не применяются, однако это не может однозначно свидетельствовать о том, что переход на таковые невозможен в будущем. Законодательство (п. 2 ст. 52 ГК РФ) позволяет использовать типовые уставы, однако для полноценной работы данной нормы необходимо их утверждение Минэкономразвития РФ, а также изменение форм заявлений о регистрации ООО, внесении изменений в ЕГРЮЛ (формы Р11001, Р14001). Ознакомиться с типовым уставом ООО на сайте ФНС можно уже сейчас (ссылка дана в статье).

Про типовые уставы для ООО мы рассказываем уже давно, с тех пор, как в 2014 году это понятие было введено в . В 2015 году соответствующие изменения были внесены в законы «Об ООО» и «О государственной регистрации».

Однако, несмотря на наличие законодательной базы, практической возможности зарегистрировать общество на базе типового устава всё ещё нет. Почему? Давайте разбираться.

Зачем ввели типовые уставы для ООО

Разработка типового устава ООО - это одно из мероприятий в рамках «Дорожной карты» или специального комплекса мер по оптимизации процесса регистрации бизнеса. Полностью цикл мероприятий по упрощению процедуры госрегистрации должен быть завершён в 2018 году.

Результатом реализации «Дорожной карты» должно было стать достижение Россией в мировом рейтинге Doing Business, как одной из самых привлекательных стран мира для ведения бизнеса. А один из индикаторов привлекательности страны для бизнеса - это как раз простая и быстрая регистрация в налоговой службе.

Но даже если не говорить о международном рейтинге, идея утвердить типовой устав общества для регистрации в России заслуживает одобрения. Однозначные плюсы здесь есть как для самих учредителей, так и для налоговых органов, занимающихся регистрацией юридических лиц:

  • Нет необходимости разрабатывать индивидуализированный устав ООО, тратя на это время, усилия, деньги (если разработка поручена юристам).
  • Нет риска, что в самостоятельно подготовленный устав не будут включены положения, указанные в законе как обязательные.
  • Типовой устав ООО не имеет бумажной формы, поэтому его нельзя повредить, украсть, подделать.
  • Налоговому инспектору не надо читать десятки страниц каждого устава, поданного на регистрацию, проверять наличие обязательных сведений и отсутствие положений, противоречащих закону, а также сверять копии устава.
  • Снижается риск отказов в регистрации ООО из-за несоответствия пунктов устава законодательству.

Типовой устав юридического лица не надо подавать с пакетом документов на регистрацию ни в бумажном, ни в электронном виде. Достаточно отметить в новой форме Р11001, что общество будет действовать на базе типового устава.

Для наглядности приводим скрин из новой формы Р11001 (также ожидающей утверждения), а именно, тех полей, где надо указывать свой выбор типового устава.

Варианты типовых уставов

Сразу надо оговориться, что понятие «типовой устав организации» подразумевает под собой не любой стандартный или часто применяемый документ (как, например, типовой договор), а только тот вариант, который утвержден официально. Разработка типовых уставов была поручена Министерству экономического развития.

В процессе публичного обсуждения первая типовая форма устава получила массу замечаний от профессиональных регистраторов. Здесь и несоответствие ГК РФ и законам, и внутренние нестыковки некоторых положений, и технические ошибки, такие, как сбившаяся нумерация пунктов.

Одна из явных ошибок, содержащихся в первой версии, - это указание в проекте учредительного документа таких сведений, как наименование общества, его местонахождение и размер уставного капитала. Однако, судя по статье 12 (2.1) закона «Об ООО», эти данные не должны содержаться в типовом уставе. Надо сказать, что многие замечания специалистов были учтены, и министерство представило доработанный текст приказа.

Сначала типовые уставы Минэкономразвития разработало в четырёх вариантах. Образец типового устава по каждому варианту можно скачать по ссылкам:

  • Типовой устав № 1 - количество участников больше 15 лиц;
  • Типовой устав № 2 - единственный учредитель, являющийся руководителем ООО;
  • Типовой устав № 3 - рассчитан на общество, имеющее до 15 участников, запрещает выход из ООО;
  • Типовой устав № 4 - разработан для компаний, имеющим до 15 участников, разрешает выйти из общества.

Типовой устав на сайте ФНС долго время существовал только в формате новостей. Но, наконец, Приказом МЭР от 1 августа 2018 года № 411 утверждены типовые уставы для юридических лиц, уже в количестве 36 вариантов. Правда, Приказ вступает в силу только 25 июня 2019 года. Все образцы типовых уставов, утвержденных Минэкономразвития, доступны для ознакомления по ссылке .

Типовой устав VS индивидуально разработанного учредительного документа

А теперь о том, чем же все-таки отличается образец типового устава ООО от устава, разработанного индивидуально или от , часто используемого в регистрации?

Кардинально ничем. Дело в том, что экспериментировать с текстом устава можно только в рамках дозволенного Гражданским кодексом РФ или законом. Так, учредительный документ общества с ограниченной ответственностью должен включать в себя обязательные сведения, указанные в статье 12 закона «Об ООО».

Кроме того, в отношении любого устава общества действуют императивные и диспозитивные нормы права. Императивные нормы указаны в законе № 14-ФЗ и обязательны к исполнению, даже если они напрямую не прописаны в тексте устава. Диспозитивные нормы имеют оговорку типа «если такая возможность предусмотрена уставом общества» или «в порядке, предусмотренном уставом».

Таких диспозитивных, то есть на усмотрение участников, норм в законе «Об ООО» достаточно много, но из самых существенных можно назвать такие:

  • Право участника на выход из общества. По умолчанию право на выход из ООО закон не предусматривает, поэтому, если участники хотят иметь такую возможность, её надо прописать в тексте устава.
  • Продажа участником своей доли третьему лицу. Уставом может быть запрещена продажа доли третьему лицу, а только другим участникам или самому обществу.
  • Наследование доли в ООО. Устав может предусматривать полный запрет на переход доли к наследнику или необходимость согласия других участников на переход доли к конкретному наследнику.

Все эти нормы имеют важное значение для сохранения целостности первоначального состава участников. В этом смысле самым жёстким является вариант типового устава № 3 - выход и продажа доли третьему лицу запрещены, наследование доли допускается лишь с согласия участников.

И несколько финальных тезисов по теме типового устава для ООО:

  1. Реальная возможность выбрать типовой устав ООО появится только после 25 июня 2019 года. Кроме того, должна быть утверждена заявления для регистрации ООО (Р11001), в которой предусмотрены поля для выбора типового устава.
  2. Использование при регистрации типового устава ООО, утверждённого ФНС, не обязанность, а право учредителей. Перед тем, как отметить в форме Р11001 выбор типового устава, прочитайте его текст и убедитесь, что он устраивает всех учредителей. Возможность регистрировать компанию по собственному уставу по-прежнему остаётся.
  3. Выбирая типовой устав ООО, утверждённый ФНС, вы выбираете в комплексе все права и ограничения, предусмотренные одним из вариантов устава. Так, вариант № 3 устава от Минэкономразвития не разрешает выход из ООО. Если при регистрации вы выберете этот вариант, то при необходимости предоставить участнику возможность выхода, надо будет перейти с типового устава на свой.
  4. Если вы зарегистрируете ООО на базе типового устава, а потом он перестанет вас устраивать, то можно в любой момент перейти на вариант, разработанный учредителями. Обратный процесс - переход уже работающей организацией с индивидуального на типовой устав - также возможен.

Для общества с ограниченной ответственностью устав – главный учредительный документ, в соответствии с которым оно ведет свою деятельность. Для его разработки привлекаются юристы, разбирающиеся в его структуре и содержании. Однако теперь компании смогут использовать типовой устав ООО, утвержденный Министерством экономического развития. Документы не имеют традиционной бумажной формы и предназначены для сокращения документооборота, в частности, для удаленной регистрации фирмы.

Новые возможности

Правом иметь типовой устав закон наделил общества еще три года назад. С 29 декабря 2015 года в законную силу вступил закон № 209-ФЗ от 29.06.2015, которым были внесены необходимые коррективы в закон об ООО и статьи Гражданского кодекса. Правовой документ уравнял типовой устав организации с его привычным аналогом. Так, 52-я статья ГК РФ была дополнена положением, что юридические лица имеют право осуществлять деятельность на основании типового устава, разработанного уполномоченным органом власти. Это обстоятельство указывается в ЕГРЮЛ.

В законе об ООО также появились соответствующие изменения. Например, в его 12-й статье теперь говорится, что типовой устав общества с ограниченной ответственностью, как и обычный устав, является учредительным документом организации.

Однако, предусмотрев указанное право, государство до сих пор не предоставило обществам возможность им воспользоваться. Лишь 01.08.2018 года появился приказ Минэкономразвития РФ № 411, которым утверждены типовые уставы ООО - всего 36 форм. Но и он вступит в силу только с 24 июня 2019 года. До тех пор компании не смогут заменить обычный учредительный документ типовым, упростив документооборот.

Впоследствии все разработанные формы типовых уставов должны быть выложены на официальном сайте ФНС.

Приведенные в приказе № 411 уставы ООО различаются между собой в т.ч. по следующим условиям:

    возможность выхода участников из общества;

    необходимость согласия участников на отчуждение доли третьим лицам;

    наличие преимущественного права покупки доли;

    переход доли к наследникам (правопреемникам) участников;

    порядок избрания директора;

    необходимость нотариального заверения решения общего собрания.

Как перейти на типовые уставы Минэкономразвития

Для новых обществ решение будет приниматься на этапе регистрации ООО. Если учредители компании пожелают иметь в качестве учредительного документа типовой устав, они информируют ФНС о своем выборе:

    в заявлении о государственной регистрации общества;

    в решении о его учреждении.

Когда перейти на утвержденный типовой устав захочет действующая коммерческая организация, ей также придется направить в налоговую инспекцию два документа:

    заявление – о внесении изменений в Единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);

    решение участников ООО – о переходе на новый типовой устав.

Переход на новую форму учредительного документа организации может состояться в любой момент (после того, как вступят в силу типовые уставы).

Если компания решила перейти на типовую форму устава, закон не обязывает ее сообщать об этом контрагентам. Однако подобная обязанность может включаться в текст подписанного ООО договора. Например, договоры с банком часто содержат пункты о необходимости заемщика информировать кредитора о любых изменениях учредительной документации. Схожие пункты могут иметься и в контрактах, заключаемых с бизнес-партнерами.

Типовой устав 2018 – 2019: плюсы и минусы документа

К бесспорным удобствам подобной формы документа относится экономия – как времени, так и денег компании. И то, и другое непременно расходуется, если компании нужно разработать индивидуальный бумажный документ. Достаточно типовой устав скачать: его не надо регистрировать в налоговой инспекции (платя за это госпошлину), заверять у нотариуса, тратиться на работу юристов-составителей.

Упрощается не только регистрация устава. Часто в ходе работы ООО меняется его название, размер уставного капитала, местонахождение фирмы. Сейчас, пока типовая форма устава практически не используется, все эти изменения следует вносить в обычный учредительный документ. Для этого нужно собрать пакет документов (в частности, понадобится протокол общего собрания, текст старого и нового устава, и другие бумаги), а также оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей. Типовой устав ФНС позволит избежать столь сложной процедуры. Достаточно будет заявления о изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Наконец, типовой устав ООО на сайте ФНС облегчит задачу контрагентам общества с ограниченной ответственностью, желающим проверить учредительную документацию предполагаемого партнера.

Однако и минусы типового устава ООО тоже очевидны. Самый главный из них состоит в невозможности шаблонным документом учесть все нюансы работы конкретной компании. Им охватываются только стандартные, обобщенные вопросы. Также есть опасения, что компании, использующие типовой устав, его образец, попадут под более пристальное внимание контролирующих органов.

Такая форма документа скорее подойдет небольшим ООО, которые только начинают свой бизнес. И, скорее всего, по мере его развития, у общества появится потребность в разработке индивидуального устава компании.

Если организация решила использовать типовой устав ООО (с одним учредителем или несколькими), ей нужно внимательно следить, не изменилось ли его содержание. Потому что деятельность фирмы должна полностью соответствовать тому, что зафиксировано в шаблонном документе.

Слухи о появлении типовых уставов ООО ходят давно, и вот теперь в статью 52 ГК РФ было внесено изменение, и содержание ее изменилось:

1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

2. Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В этих случаях сведения, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи и пунктом 5 статьи 54 настоящего Кодекса, не включаются в устав юридического лица и указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

Согласно данной статье юридическое лицо (для нас это ООО) может действовать на основании типового устава . Типовые уставы будут разрабатываться и утверждаться уполномоченным на то органом. А сведения о том, что ООО применяет типовой устав будут вноситься в ЕГРЮЛ и соответственно там содержаться.

Действие этой законодательной нормы начнется через 180 дней после 29 июня 2015 года, после чего по задумке законодателя еще более упроститься процедура государственной регистрации ООО, поскольку в регистрирующий орган не нужно будет подавать устав.

Типовой устав будет практически один в один повторять Закон об ООО и не будет содержать таких сведений как:

  • Наименование
  • Фирменное наименование
  • Местонахождение (информация о юридическом адресе)
  • Размер уставного капитала

Теперь эти данные будут содержаться только в ЕГРЮЛ.

Учреждение (создание) с типовым Уставом

С введение типовых уставов измениться и процедура создания, т.е. учреждения, ООО. При учреждении ООО учредители в своем решении должны будут определить не только название, юридический адрес, размер уставного капитала, распределение долей, но и номер типового устава, на основании которого Общество будет действовать.

Документы для регистрации ООО с типовым уставом

Введение типовых уставов также влечет за собой и изменение в процедуре регистрации, комплекте документов, подаваемых в «налоговую» на регистрацию ООО.

Измениться форма Р11001 о создании юридического лица. В нее должны будут включить раздел или пункт (пока не ясно, что именно будет), в котором будет проставлен номер типового устава.

Введение типовых уставов повлечет изменения в законе о государственной регистрации юридических лиц, а также в содержании выписки из ЕГРЮЛ.

Кому подходит использование типовых уставов

Поскольку при создании ООО учредители вправе выбрать использовать типовой устав или написать свой, то следует определиться, кому типовой устав подходит, а кому не очень.

Использования при регистрации типового устава больше походят ООО, которые учреждаются только одним (единственным) учредителем. Связано это с тем, что типовые уставы практически будут копировать Закон об Обществах с ограниченной ответственностью.

Но, в случае учреждения ООО несколькими учредителями, типовой устав будет не очень удобен в использовании и применении при осуществлении хозяйственной деятельности. Связано это тем, что Закон ООО содержит множество диспозитивных норм, т.е. положений предполагающих выбор «как действовать». Например, учредители могу самостоятельно в уставе определить периодичность выплаты дивидендов. Получается, что ООО количеством учредителей более одного нужно все же разрабатывать свой устав, который будет учитываться все их пожелания.

Переход к типовому уставу

Если на момент вступления закона в действие и ввода типовых уставов к применению юридическое лицо уже существует и действует, то у него есть возможность перейти к использованию типового устава.

Это позволить в дальнейшем несколько экономить в таких случаях как:

  • Открытие счета - не нужно нотариально заверенная копия устава
  • Внесение изменение в учредительные документы - не нужно платить госпошлину
  • Не нужно заказывать дубликат в случае утери оригинала
  • И другое

Отказ от типового устава

Законодатель предусмотрел возможность отказа от использования типового устава Общества с ограниченной ответственностью. Сделать это можно будет в любой момент. Пригодиться это может в том случае, когда единственный участник продает часть доли в уставном капитале новому участнику и тогда типовой устав уже не совсем подходит для использования.

Использовать типовой устав или разработать свой решать учредителям при создании ООО. Однако подумать об этом нужно и лучше взвесить все «за» и «против» до подачи документов на

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной налоговой службе.

2. Установить, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

3. Разрешить Федеральной налоговой службе иметь до 8 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 27 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

4. Установить:

предельную численность работников центрального аппарата Федеральной налоговой службы в количестве 1051 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 47 547 тыс.рублей (в расчете на квартал);

предельную численность работников территориальных органов Службы в количестве 166 000 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 3 929 331,2 тыс.рублей (в расчете на квартал).

5. Федеральной налоговой службе оказать работникам, высвобождаемым в связи с преобразованием Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, содействие в трудоустройстве, а при невозможности трудоустройства - предоставить гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федеральной налоговой службы находятся организации, находившиеся в ведении преобразованного Министерства Российской Федераций по налогам и сборам.

7. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о размещении в установленном порядке центрального аппарата Федеральной налоговой службы в г. Москве, ул. Неглинная, д,23/6, строение 1.

8. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федераций от 27 февраля 1999 г. N 254 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1299);

постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 992 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 254" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 37, ст. 4492);

постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 15, ст. 1597);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 783 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 43, ст. 4242);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1019 "Вопросы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 142);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 81 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 649);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 469 "О дачном строении "Баковка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2691);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2002 г. N 649 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 36, ст. 3486);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 729 "О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 49, ст. 4781).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Положение о Федеральной налоговой службе

I. Общие положения

1. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

2. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

II. Полномочия

5. Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор за:

5.1.1. соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

5.1.2. представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.1.3. выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;

5.1.4. фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.1.5. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

5.1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

5.1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

5.1.8. проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

5.2. выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

5.2.1. производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;

5.2.2. производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

5.2.3. производство табачных изделий;

5.2.4. учреждение акцизных складов;

5.2.5. осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

5.2.6. проведение всероссийских лотерей;

5.3. осуществляет:

5.3.1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

5.3.2. установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

5.4. регистрирует в установленном порядке:

5.4.1. договоры коммерческой концессии;

5.4.2. контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.5. ведет в установленном порядке:

5.5.1. учет всех налогоплательщиков;

5.5.2. государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;

5.5.3. сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

5.5.4. реестр лицензий на производство табачных изделий;

5.5.5. реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений;

5.5.6. Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

5.5.7. реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

5.5.8. единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;

5.6. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

5.7. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

5.8. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

5.9. устанавливает (утверждает):

5.9.1. форму налогового уведомления;

5.9.2. форму требования об уплате налога;

5.9.3. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.4. форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.5. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.6. форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

5.9.7. форму и требования к составлению акта налоговой проверки;

5.9.8. форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;

5.9.9. форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

5.9.10. форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;

5.9.11. форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;

5.9.12. форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;

5.9.13. форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;

5.9.14. форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;

5.9.15. перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;

5.9.16. форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;

5.9.17. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.18. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.19. форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

5.9.20. форму заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес;

5.10. разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации;

5.11. представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

5.12. рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;

5.13. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

5.14. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.15. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.17. обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов Службы;

5.18. организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.19. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

5.20. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.21. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.22. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

7. Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной налоговой службы:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру финансов Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Службы;

9.4. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке заместителей руководителей территориальных органов Службы;

9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Место нахождения Федеральной налоговой службы - г. Москва.

Выбор редакции
Максимально разрешенный рабочий промежуток времени за день и неделю установлен ТК РФ (ст. 91). Но на каждом предприятии действует свой...

Должность человека, обеспечивающего охрану труда и отслеживающего соблюдение техники безопасности – крайне важна на предприятии. Этот...

В продажах. Средний чек можно рассчитать, поделив товарооборот на количество чеков. Естественно чем выше средний чек, тем лучше для...

Страница 7 Разработка мероприятий начинается с доведения информации по качеству до соответствующих подРазделений, которые анализируют ее,...
Финансовые ресурсы предприятия – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные...
Уже довольно долгое время основатель Facebook Марк Цукерберг старается вести себя, как нормальный человек, но люди со всего мира...
С 1 мая срок оплаты всех госконтрактов составляет 30 дней. При этом контракты, заключенные с субъектами малого предпринимательства и...
Вам понадобится ПК, если нет ПК – ручка с синими чернилами, конверт с маркой, упорство. Оптимально – получить бланк письма в приемной или...
Ленивый маркетинг – это не только изучение потребителя и организация процесса пассивных продаж. Одним из ключевых моментов эффективных...