Блогерам придется получать лицензию на оказание образовательных услуг

Блогерам придется получать лицензию на оказание образовательных услуг

Блогеры не смогут продавать курсы и тренинги без лицензии. Законопроекты подготовила рабочая группа по совершенствованию законодательства в блогосфере.

Блогеры не смогут продавать россиянам курсы и тренинги без лицензии. Пакет законопроектов с поправками в закон «Об образовании» подготовила рабочая группа по совершенствованию законодательства в блогосфере, возглавляемая вице-спикером Госдумы Петром Толстым («Единая Россия») и первым зампредом комитета Госдумы по просвещению Яной Лантратовой («Справедливая Россия»). 

Рынок образовательных услуг и его проблемы

«На сегодняшний день рынок информационных и образовательных услуг, в том числе через Интернет, является одним из самых перспективных. В 2022 году общий доход онлайн-школ составил 95 млрд рублей. В первом квартале 2023 года выручка в сегменте достигла 46,7 млрд рублей, а по итогам года оборот онлайн-школ вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом и составил 123 млрд рублей», — говорится в пояснительной записке к документам.

Популярные направления онлайн-обучения

Самыми популярными нишами онлайн-образования являются:

  • обучение новым профессиям (7,8 млрд рублей),
  • курсы по здоровью (4,1 млрд рублей),
  • предпринимательству (4,6 млрд рублей),
  • психологии (3,7 млрд рублей),
  • эзотерике (3,4 млрд рублей),
  • финансовой грамотности (1,9 млрд рублей),
  • фитнесу (1,4 млрд рублей),
  • отношениям (896 млн рублей).

Проблемы регулирования

В документе отмечается, что основная проблема регулирования информационно-консультационных и образовательных услуг заключается в том, что они находятся в едином правовом и коммерческом поле, что создает ряд серьезных проблем. В частности, это приводит к предоставлению некачественных образовательных услуг, что может нанести вред потребителям.

Лицензирование образовательных услуг

В настоящее время юридические лица, оказывающие образовательные услуги, обязаны иметь лицензию на эту деятельность, тогда как для индивидуальных предпринимателей такая лицензия не требуется. Это создает неравные условия конкуренции и стимулирует блогеров-преподавателей уклоняться от налогов и лицензирования через систему дробления бизнеса. В результате одна онлайн-школа, обучающая многотысячную аудиторию, может быть оформлена как множество независимых ИП.

Особая актуальность проблемы

Яна Лантратова подчеркнула, что эта проблема особенно актуальна в связи с широкой популярностью курсов блогеров и различных онлайн-школ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

Источник: taxpravo.ru