Среднесписочная численность работников малых предприятий. Численность малого предприятия Разница между малым и микропредприятием


– это юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон № 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Для отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства:

  • хозяйственных обществ;
  • хозяйственных партнерств;
  • производственных кооперативов;
  • потребительских кооперативов;
  • индивидуальных предпринимателей.

Должны выполняться условия:

  • по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • по доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется, если в течение трех календарных лет, следующих один за другим, фактические показатели среднесписочной численности, дохода и т. д. оказываются выше или ниже предельных значений (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Реестр малых и средних предприятий

Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на государственную поддержку. С 2016 года статус и категория организации или предпринимателя определяется при формировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр формирует ФНС России – ежегодно, 10 августа текущего календарного года. При формировании Единого реестра учитываются имеющиеся у налоговых инспекций сведения, представленные экономическими субъектами не позднее 1 июля текущего календарного года, о:

  • среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • доходе от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, отраженном в налоговой отчетности.

Ограничение по численности для “средних”

По общему правилу для средних предприятий среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год может составлять от 101 до 250 человек (подп. “б” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Однако с 06.08.2017 вводится особое правило для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных партнерств, основной вид деятельности которых по ОКВЭД – деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 “Производство текстильных изделий”, класса 14 “Производство одежды”, класса 15 “Производство кожи и изделий из кожи” раздела С “Обрабатывающие производства” Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Если у таких экономических субъектов среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила предельное значение, и при этом доля доходов от деятельности в сфере легкой промышленности по итогам предыдущего года – не менее 70 процентов в общей сумме доходов, то Правительство РФ сможет установить для них более высокое значение среднесписочной численности работников (п. 2.1 ч. 1.1, ч. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Перечень таких акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных партнерств ФНС России будет получать ежегодно в срок до 5 июля – по состоянию на 1 июля текущего года (п. 5 ч. 6 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

Значение по численности работников, установленное Правительством РФ, будет учитываться при:

  • отнесении экономического субъекта к средним предприятиям (ч. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);
  • изменении статуса экономического субъекта в качестве среднего предприятия (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);
  • исключении из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства указания на то, что экономический субъект является вновь созданным (ч. 4.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ), и не будет учитываться при внесении сведений о вновь созданных юридических лицах (п. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

Юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, могут быть представлены на рынке товаров и услуг большим разнообразием. Отличия у таких компаний могут быть за счет многих факторов: направления, формы собственности, учредительного состава и т.д. И если многие руководители ошибочно полагают, что не важно к какому виду организаций относиться их юридическое лицо, то зря. Поскольку от этого зависит и форма налогообложения, и необходимость ежегодно проходить внешний аудит, и возможность получить упрощенную систему бухгалтерского учета. И далее рассмотрим информацию о том, что такое малое предприятие и каким оно может быть в разрезе численности работников.

Все малые предприятия, имеющие законные основания получить такой статус в зависимости от объема получаемой выручки, от размера уставного капитала и количества сотрудников, в России уже давно имеют достаточно большие преференции от правительства, выражающиеся в налоговых льготах, упрощенных системах проверки и администрирования. Именно поэтому многие организации пытаются максимально вписаться в критерии, которые определяют таких субъектов.

Таким образом, наиболее часто встречающимися критериями, по которым происходит ранжирование субъектов предпринимательства, относят:

  1. Численность малого предприятия;
  2. Размер и структура уставного фонда;
  3. Денежный оборот за год.

Говоря о таких учреждениях, в первую очередь, следует отметить, что такими компаниями могут быть признаны как юридические лица, занимающиеся бизнесом, так и физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность. Главным ограничением на данный момент в формировании фонда МП является ограничение в доле уставного капитала, которая может принадлежать другим субъектам коммерческого направления, не относящихся к малому и среднему бизнесу. До 2017 года такое ограничение составляло не более 25%, а в текущем году его увеличили до 49%. Главное – чтобы в 2017 доля в УФ самого малого учреждения составляла более 51%.

Также есть ограничения и по объему выручки, которую может получить субъект МП в течение предшествующего года: не более 120 млн. для субъектов микропредприятий и 800 млн. для малых организаций. Кстати, выручка от реализации продукции товаров и услуг берется во внимание исключительно без учета НДС. При этом такие предельные размеры выручки изменились не так давно. До этого момента на законодательном уровне ограничение было намного меньше:

  • Для микрокомпаний объем годовой выручки не должен был превышать 60 миллионов рублей;
  • Для малых компаний такой показатель составлял 400 миллионов рублей.

По итогам законодательных изменений, критерий был увеличен в 2 раза.

Но при этом для любых субъектов такой формы оставили ограничение в размере доли участи государственных компаний и других благотворительных, религиозных, общественных учреждений. Их доля в общем паевом УК не должна превышать 25%. В ином случае субъект не будет иметь преференций, которые имеют субъекты МП.

Численность малых предприятий

Как уже было сказано, одним из главных критериев, которые позволяют отнести компанию к субъектам малого бизнеса, является численность сотрудников. Если говорить в разрезе вопроса, то никаких особенностей здесь нет: к малым предприятия относятся предприятия с численностью до 15 человек и до 100 человек. Все зависит исключительно от того, на какой статус претендует организация: на статус микрокомпании или малой компании. Это принципиально важно, так как в зависимости от этого необходимо выполнять и другие критерии соответствия.

Малое предприятие имеет численность работников в таком диапазоне:

  1. От 1 до 15 человек работников в штате, если учреждение имеет статус микроорганизации;
  2. До 100 человек в случае, если субъект имеет статус МП.

Главное при определении количества знать, что такой показатель как средняя численность необходимо уметь правильно определять, поскольку такое количество работающих определяется в большинстве случаев за текущий год. При этом в такое количество сотрудников включаются все субъекты, работающие не только по трудовым договорам на основном месте работы, но также и по контрактам, другим договорам с учетом совмещения занятости.

Таким образом, на текущий момент возможно два варианта функционирования сегменте МП: это микропредприятия и малый бизнес. Каждая форма имеет свои ограничения, что представлено в таблице.

Особенности отнесения к МП

Многих интересует вопрос о том, а как вообще происходит определение того, относиться ли организация к МП или нет? По закону прописано, что компания относится к МП в разрезе соответствия ее всем трем критериям, но при этом если два соответствуют, а один превышает допустимые значения, то тогда субъект теряет такой статус. Другими словами, отнесение субъекта осуществляется по максимальному значению величины трех указанных критериев.

Важно знать: статус малого предприятия можно потерять лишь в том случае, если указанные критерии не выполняются в течение двух отчетных лет, по которым происходит превышение такого значения. Если же критерий превышен в первый раз, то льготы для компании не ликвидируются, а ему предоставляется время ликвидировать несоответствия (если такое желание есть).

Возникает вполне логичный вопрос у многих, кто только начинает свою предпринимательскую жизнь: как возможно определить объем выручки, если ее еще не получено? В соответствие с действующим законодательством, в первый год функционирования учреждение получает статус малого исключительно только по критерию численности. Таким образом, в первый год, чтобы работать по упрощенной схеме, численность работников малого предприятия не должна превышать 100 человек для малого и 15 человек для микрокомпании. Если лимит превышен, то льгот никаких предоставлено не будет.

С 2016 года был создан специальный реестр, который формируется за счет данных Федеральной Налоговой службы, которая по итогам поданной отчетности вносить данные о малых организациях. В реестре можно увидеть такие сведения как:

  • Полученный доход за отчетный год;
  • Численность работников данной компании;
  • Другие сведения из государственного реестра.

Таким образом, малые предприятия — это организации с численностью работников до 100 человек, в пределах которого выделяют еще микрокомпании до 15 лиц. И с первого взгляда может показаться, что не важно, какая форма: малая или средняя, но это не совсем так.

На текущий год именно для малых форм предоставлены со стороны государства такие льготы:

  1. Возможность проводить упрощенный бухгалтерский учет, в том числе амортизируя стоимость основных средств не ежемесячно, а один раз за отчетный год;
  2. Не придерживаться лимиты кассы;
  3. Возможность упрощенного документооборота;
  4. Возможность получения субсидий и других преференций от федеральных и региональных властей.

За 5 лет число занятых на малых и средних предприятиях (МСП) увеличилось на 1,5 млн человек и составило 20,5 млн. Это чуть более 28% от всех рабочих мест России, говорится в уточненных данных Росстата за 2015–2016 гг. Данные Росстата не учитывают неформальную занятость: в прошлом году в тени находился каждый четвертый работающий россиянин (17,9 млн человек).

В то же время в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), например, в Италии, Великобритании, Японии и Швеции, малый и средний бизнес обеспечивает рабочими местами от 60 до 70% населения.

Большой разрыв частично обусловлен разницей в критериях среднего бизнеса, принятых в России и странах ЕС, поясняет заведующая Лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Вера Баринова. У нас таковой считается компания, в которой трудятся не более 250 человек и чья годовая выручка не превышает 2 млрд рублей. В ЕС выше критерий по выручке для среднего бизнеса - 50 млн евро в год (около 3 млрд рублей). «Таким образом из статистики по МСП выпадают все „средне-крупные“, которые создают множество рабочих мест», - считает эксперт. В разряд малых и средних в России также не попадают многие предприятия, созданные с участием госорганов, общественных, религиозных и благотворительных организаций.

Критерии хотят пересмотреть. «Есть ряд отраслей, на предприятиях которых сотрудников много, а выручка небольшая. Это отрасли легкой промышленности, сельского хозяйства, деревообработки», - рассказал сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Минэкономразвития уже переквалифицировать предприятия с численностью работников более 250 человек из крупного бизнеса в средний, чтобы открыть им доступ к дешевым кредитам и программам господдержки. Но пока речь идет только о предприятиях легкой промышленности.

Доля малого и среднего бизнеса в России меньше, чем в странах ОЭСР, из-за монополий и огосударствленной экономики, убежден вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Он напомнил, что вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос с 35% в 2005 году до 70% в 2015-м. Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, в свою очередь, отмечает, что государство в лице ГУПов и МУПов «стремится застолбить за собой» участие в тех сферах, где могли бы работать МСП (от систем безопасности и транспортных компаний - до небольших заправочных станций).

Негативно сказались на МСП и кризисы 1998, 2008 и 2014 годов, когда количество банкротств среди малых и средних предприятий достигло максимальных значений, считает заместитель директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Инна Лола. По ее словам, предприниматели просто не успевают приспосабливаться к новым условиям ведения бизнеса и создать пласт занятости, который мог бы постепенно расширяться.

Малый и средний бизнес также несет потери из-за банкротства банков и отзыва их лицензий, напомнил Остарков из «Деловой России». Предприниматели давно просят Центробанк страховку по вкладам на депозиты и счета МСП. «Деньги предпринимателям не возвращают, компенсаций, гарантий и защиты нет. Страховать невозможно: в стране не развита система страхования бизнеса от банкротства банков», - пояснил в разговоре с Inc. эксперт.

Малые торговые предприятия, в которых занято много россиян, находятся под новым ударом из-за происходящей сейчас консолидации в сфере сетевого ретейла, считает Инна Лола из НИУ ВШЭ. За прошлый год количество магазинов X5 Retail Group увеличилось на 2167 - до 9187. В планах компании - открывать по 2 тысячи магазинов ежегодно, а к 2020 году - занять 15% рынка. По прогнозу ВШЭ, крупные федеральные игроки продолжат поглощать мелкую розницу и к 2020 году займут до 40% рынка (сейчас этот показатель в 1,5 раза меньше).

Рассчитывать на рост числа рабочих мест в МСП в ближайшее время не приходится. Более российских предпринимателей начали собственное дело только из-за того, что у них не было других возможностей получения дохода. Они работают на себя и «не ставят цели расширения бизнеса и создания рабочих мест», - поясняет Вера Баринова из РАНХиГС. Также в малом и среднем бизнесе не ожидается взрывной рост количества компаний: доля россиян, планирующих открыть свое дело, составляет чуть более 5%. Исследователи связывают это с низкой оценкой условий для создания бизнеса в стране: только 17,9% считают, что в регионе их проживания благоприятная среда для предпринимательства.

Фото на главной странице: istockphoto.com

Читайте нас в

В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия , число которых за последнее время значительно увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднегодовое число занятых работников на предприятии, величина (объем) активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.

Комиссия Европейских Сообществ (КЕС) относит к категории малых фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 75 млн. экю. КЕС выделяет микропредприятия с численностью занятых до 9 человек и мелкие - от 10 до 99 человек занятых. В отдельных европейских странах размер численности занятых значительно колеблется. Например, в Великобритании к мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 23 человек, к мелким - от 24 до 99. В обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с числом занятых менее 200 человек. Во Франции малыми считаются предприятия, численность занятых на которых не превышает 500 человек, а годовой оборот не превышает 200 миллионов франков; отнесение к группам предприятий по численности персонала дифференцируется в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие (как и в России). Так, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Франции фирмы с численностью занятых свыше 200 человек считаются крупными, а в отрасли, производящей оборудование, предприятия с численностью занятых до 500 человек относятся к малым.

Интерес представляет градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек, к малым - от 25 до 99, к промежуточным - от 100 до 499 человек, к крупным - от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими. В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории служит объем годового оборота.

В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины уставного капитала и численности работающих, причем в добывающей, в обрабатывающей промышленности и в строительстве численность работающих не должна превышать 300 человек, в оптовой торговле - 100, в розничной торговле и индустрии услуг - 50 человек.

В нашей стране в соответствии с Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14 июня 1995 г., № 88-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых предельный размер численности работников за отчетный период установлен следующий:

  • в промышленности - 100 человек;
  • строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Численность работников, позволяющая отнести предприятие к малым, включает всех работников (постоянных и временных, работающих полный и неполный рабочий день), с учетом лиц, работающих по совместительству.

В первой части Налогового кодекса РФ говорится, что малым предприятием признается предприятие со средней численностью работающих, не превышающей (критерий предельной численности):

  1. в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и в других отраслях производственной сферы - 50 человек;
  2. в научно-технической сфере, в оптовой и розничной торговле, в бытовом обслуживании - 15 человек;
  3. в других отраслях непроизводственной сферы (кроме указанных в п. 2 настоящей части - 5 человек.

Предприятие может быть признано малым предприятием только при условии, что сумма выручки от реализации произведенных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение предыдущих четырех кварталов (ежеквартально) не превышапа размера, равного 1000-кратному установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда (критерий предельной выручки). Для предприятий, со дня регистрации (образования) которых прошло менее одного года, указанный критерий учитывается только применительно к тем кварталам, которые прошли со дня регистрации (образования) этих предприятий, кроме первого со дня регистрации, в котором учитывается лишь критерий предельной численности.

Вид деятельности малого предприятия определяется в соответствии с классификацией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

Предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности и удовлетворяющее критерию предельной выручки, признается малым предприятием, если показатель (а/50 + b/15 + с/5) не прсвышает единицы. При этом под а, b и с понимаются соответственно средняя численность работающих в указанных выше отраслях производственной и непроизводственной сферы.

Для признания предприятия малым предприятием средняя численность работающих определяется в каждом налоговом периоде ежеквартально нарастающим итогом с начала этого налогового периода исходя из фактической численности работающих.

Средней численностью работающих на предприятии признается усредненная по соответствующему промежутку времени численность работающих на предприятии по трудовым договорам или выполняющих работы и оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера, определяемая как общее число отработанных на или для предприятия человеко-часов всех работающих, деленное на число рабочих часов в этом промежутке времени, исчисленных в сответствии с трудовым законодательством РФ.

При определении средней численности работающих на предприятии в расчет включается полный рабочий день (для работающих по договорам гражданско-правового характера) или фактическое число отработанных в учитываемый день часов (для работающих по трудовым договорам, в том числе по совместительству).

Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике, число их растет, они пользуются государственной поддержкой. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве - 80%, в оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников - 80.6%, по объему продаж в розничной торговле - 80,4%.

Возрастает роль малых предприятий и в экономике России. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают Федеральный фонд поддержки предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства в регионах. Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.

Если в 1991 г. в РФ было 268 тыс. малых предприятий, то на начало 1996 г. их было около 877,3 тыс., в том числе в промышленности - 128,5 тыс., в строительстве - 145 тыс., в торговле и общественном питании - 374.6 тыс.. в науке и научном обслуживании - 48,8 тыс. В 1996 г. среднесписочная численность работников на малых предприятиях составила около 14 млн. человек. Создание новых малых предприятий имеет большое значение, так как способствует росту занятости трудоспособного населения, обеспечивает развитие производства товаров и услуг.

Как показывает мировая практика, малые предприятия обладают следующими положительными чертами: гибкость и оперативность в действиях, приспособляемость (адаптация) к местным условиям, невысокие расходы по управлению, возможность более быстрой реализации идей, высокая оборачиваемость капитала и другие.

Однако малые предприятия (а к ним относят и индивидуальных предпринимателей) имеют и серьезные недостатки: малый объем первоначального капитала, поэтому длительные сроки развития предприятия, финансовые трудности (сложность получения кредита), невысокий уровень профессионального менеджмента, относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия, трудности привлечения высококвалифицированных кадров, высокий уровень занятости руководителя малого предприятия и др. Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные органы поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры поддержки малых предприятий.

В России в соответствии с законом государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В мае 1993 г. Правительство РФ приняло постановление № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определяющее приоритеты развития малого предпринимательства:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
  • инновационная деятельность.

Для поддержки малого предпринимательства 29 декабря 1994 г. принято постановление Правительства РФ № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса», выделены 3 млрд. рублей на создание этих агентств. Активное финансовое участие в стимулировании этого процесса принимает Комиссия Европейских Сообществ.

Созданный в 1993 г. по решению Правительства РФ фонд поддержки предпринимательства в 1995 г. направил 22 миллиарда рублей на прямое кредитование предпринимательских проектов, не считая финансирования инфраструктуры малого предпринимательства. Фонды поддержки малых предприятий созданы более чем в 60 регионах страны.

В соответствии с действующим законодательством вновь созданные малые предприятия в течение первых 2 лет работы налог на прибыль не уплачивают, если выполняют следующие виды деятельности:

  • производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
  • производство продовольственных товаров и товаров народного потребления;
  • производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
  • строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Малые предприятия , производящие вышеназванные товары (выполняющие работы), освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы от реализации малым предприятием всей своей продукции (работ, услуг).

В последующие 3-й и 4-й годы деятельности малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% основной ставки, если сумма выручки от реализации вышеуказанных видов деятельности составит свыше 90% обшей суммы выручки от реализации матым предприятием продукции (работ, услуг).

Данная льгота действует при условии, что малое предприятие с момента его государственной регистрации действует не менее 5 лет.

Если же малое предприятие прекратит свою деятельность до истечения пятилетнего срока, то сумма льгот налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет РФ в полном размере. Данную льготу малые предприятия получают при условии, что доля государственной и муниципальной собственности и собственности общественных организаций в уставном капитале малого предприятия составляет не более 25%. Малые предприятия могут иметь и другие льготы в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность предприятий всех форм собственности.

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных , выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

Выбор редакции
Положения Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, касающиеся контрактной службы и контрактного управляющего вступили в силу с...

21.09.2013 Категория: Доска почета Просмотров: 7561 Это интервью далось не просто. Нет, в том, что Андрей Каменев – интересный...

«У нас такой ремонт хороший сделан, товар свежий, акции проводим регулярно, цены не хуже, чем у конкурентов, а выручки почему-то нет», -...

Ищете работу или планируете ее искать? Вам поможет наш образец заполнения резюме на должность менеджера по туризму (опытного специалиста...
Слайд 2 Задачи урока: Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;Научить правильно определять формы борьбы за...
1 из 18 Презентация на тему: № слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда: Общие сведения Столица: Рим...
Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя. консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;...
УТВЕРЖДАЮ: [Наименование должности]_______________________________ _______________________________ [Наименование...
На средних и крупных предприятиях объем работы бухгалтерии достаточно велик, чтобы с ним мог справиться один бухгалтер. Поэтому часто...